Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 28.04.2024, 11:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (июнь 2023 года)


25 июня 2023, 10:17

Нищие в Курске: размышление на тему

Сколько уже говорено-переговорено о том, что в России нищенство растет, ширится и все в большей степени становится профессиональным. Дескать, они порой зарабатывают столько, что бюджетникам и не снилось, а поэтому не поддавайтесь на внешний обман и не будьте слишком сентиментальны – только так можно одолеть этот социальный пережиток.

Наиболее ярко нищие и обездоленные представлены в работах русских художников XIX века
Наиболее ярко нищие и обездоленные представлены в работах русских художников XIX века

«Дай Бог тебе здоровья, сыночек»

Трудно отрицать холодную рациональность этой мысли, но при этом не стоит забывать, что мы с вами живем в православной (преимущественно) России, где отношение к просящим издавна было своеобычным. Понятно, что люди, которые просят у нас деньги на улицах, делятся на несколько категорий, среди которых немало явных обманщиков, но сегодня речь совсем не об этом.

В свое время московский князь Иван Калита, при всей своей прижимистости, подавал каждому нищему, не пропускал никого, полагая, что в облике любого из них может быть сошедший на землю Спаситель. В Евангелии сказано: «Всякому, просящему у тебя, давай» (Лука, 6.30). Лука вторил царю Соломону, который гораздо раньше сказал: «Дающий нищему не обеднеет».

Впрочем, Коран трактует понятие милостыни еще более конкретно. Там говорят: «Кто подает нищему, дает взаймы Аллаху». И в этом православные (или хотя бы сочувствующие православию) очень похожи на мусульман…

Кстати, у мусульман есть точное определение: нищий – это человек, обеспечивающий свои потребности лишь наполовину, а бедный – на три четверти…

Нередко, подав просящей старушке, мы слышим слова благодарности: «Дай Бог тебе здоровья, сыночек. Тебе и твоим близким…» Иногда это звучит очень искренне и воспринимается нами не просто как разговорная форма. Мало ли (вспомните Ивана Калиту), а вдруг слова этой обойденной жизненным успехом старой женщины имеют совсем другую силу. Так или иначе, но у меня всякий раз после этих слов, не знаю почему, становится легче на сердце. И наоборот, чувствуешь себя немного неловко, если проходишь мимо, отведя взгляд… Должно быть, сказывается генотип, в коем присутствует длинная череда истово религиозных предков. Так что в определенном смысле мы подаем сами себе…

Так, может быть, слава Богу, что во многих из нас еще не иссякло милосердие, которое проступает даже сквозь заботы и проблемы нынешней непутевой жизни. Кто-то сказал: «Если в Бога не веришь, в храм не ходишь, но милостыню подаешь – не все потеряно…» Должно быть, недаром старинная поговорка с философским подтекстом «От сумы да от тюрьмы не зарекайся» до сих пор одна из самых популярных в России.

Заметьте: подать нищему – это привилегия только пешеходов. Те, кто в автомобилях, понятное дело, этого лишены. Как знать, может быть, на свою голову. И чем роскошнее авто, тем труднее представить его владельца, склонившегося с мелочью в руках над скромной мисочкой или шапкой для подаяний.

Кстати, мнение о том, что нынешняя молодежь слишком прагматична и далека от сострадания, далеко не всегда соответствует действительности. Вот молоденькая, хорошо одетая девушка опустила в кепку старика-нищего какую-то мелочь, другая не пожалела червонца, мальчишка по подсказке бабушки охотно расстался с пригоршней конфет…

«Джентльмен в поисках червонца»

Но если человек явно просит на водку, как быть в этом случае? Это уже другая категория просителей, которых нищими не назовешь хотя бы по их личному самоопределению – обидятся. Вспомните, как обозначил похожую ситуацию Остап Бендер: «Джентльмен в поисках червонца». В нашем случае в самый раз к приведенной выше поговорке о суме и тюрьме добавить: «…и от похмелья». Не исправить уже иного «джентльмена» никакими средствами, а не спонсируешь на пиво – пойдет красть, а то и ограбит кого-нибудь. В конце концов, согласитесь – просить на водку несравненно честнее, чем брать взятки, воровать, обманывать стариков, ничем не брезговать в поисках больших денег, сохраняя при этом выражение святости на лощеных от благополучия физиономиях.

На улице Гоголя, которую я более других истоптал в Курске, чаще всего те самые «джентльмены в поисках», страждущие от вчерашних проделок зеленого змия, собираются возле продуктовых магазинов и аптек. Справедливости ради отмечу, просят у случайных прохожих не часто – только когда уж совсем невмоготу. Предпочитают обращаться к тем, кого хотя бы шапочно знают, на отказ не обижаются и рады любой мелочи. Хотя попадаются всякие, иной может подойти и затеять разговор, как со старым знакомым, и лишь потом попросить червонец «взаймы». Пока вы будете вспоминать, где встречались раньше, – дело сделано. Но этот прием на один раз… Нередко просьба формулируется иначе – нет денег, чтобы доехать, к примеру, на «Химволокно». Но это тоже ненадежно: дни идут, а он все никак не уедет.

Как-то я запасся дома пригоршней медяков, пылившихся без дела, и, проходя мимо страждущих, предложил им воспользоваться ими. Десятикопеечный формат нисколько не обидел, они тут же погрузились в подсчет суммы, опасаясь, что на выпивку не хватит. А когда я отошел едва ли не на квартал, сзади раздался оглушительный свист. Мужики радостно махали мне руками: «Хватило в самый раз!»

В другой раз на выходе из продуктового магазина ко мне обратился небритый мужчина средних лет с просьбой дать ему денег «на хлеб». Я отломал половину только что купленной буханки и протянул ему, будучи уверен, что такой ход ему явно не понравится. Но вопреки моим ожиданиям он вцепился в хлеб зубами и мгновенно проглотил. Ничего не оставалось, как отдать ему остальное и вдобавок ссудить деньгами. Так что всякое бывает, и судить каждого на свой взгляд и разумение не всегда можно…

Никогда не забуду старушку интеллигентного вида в подвязанных тесемкой круглых очках, которая частенько смиренно стояла в булочной, ничего не просила, но было понятно, что она голодна. Многие специально для нее что-то покупали, она вежливо благодарила и складывала подарки в тряпичную сумку. Перед входом в магазин ее всякий раз ждала собачонка наподобие чеховской Каштанки, которая от протянутых кусков из чужих рук вежливо отворачивалась – ждала хозяйку… Потом обе куда-то пропали.

На Северном рынке такая же бабуля подслеповато вглядывалась в лица людей, должно быть, пытаясь понять в силу своего жизненного опыта, у кого можно попросить денег, но всякий раз не решалась. По ее сбивчивым словам, она только что вышла из больницы, а уехать в свою деревеньку было не за что. Судя по ее бледному лицу и худобе, это было правдой. Но в рыночной суете на старуху мало кто обращал внимание или ограничивались (как и я) съестным. Она смиренно ушла, и тут отреагировала разбитная и громогласная торговка, которую трудно было заподозрить в таком добросердечии. Она вдруг бросилась разыскивать эту бабушку, с трудом нашла, всунула в руку немалую купюру и вернулась на рабочее место, украдкой вытирая слезы. Не все потеряно, не все…

Не стоит судить сгоряча

Не люблю, когда просят нагло и с нажимом. Не знаю, как реагировать, когда подаяние просят люди из Средней Азии. Как правило, это потомственные нищие, которые побирались всегда. По-русски не знают ни слова, но в мисочке для денег обязательно православная икона.

Не понимаю, когда просит сравнительно молодой, безногий человек в камуфляжной форме и тельняшке под ней. Если на самом деле ветеран горячих точек, то это позор не только для государства, но и для ветеранских сообществ… Хотя и здесь не стоит судить сгоряча.

Когда в трамваях молодые люди подрабатывают песнями под гитару, всякий раз расстаюсь с двумя-тремя рублями. Все-таки это работа, которую парни иной раз делают весьма искренне и качественно.

И еще. Мы с вами гораздо чаще, чем полагаем, сталкиваемся с ситуациями, когда приходится раскошеливаться в чью-то пользу. Вспомните хотя бы платежки за услуги ЖКХ, где нередко нас пытаются заставить заплатить за тех, кто по той или иной причине не делает этого. То же самое подаяние, но уже совсем не добровольное и вовсе не в рамках философско-религиозной традиции.

Можно провести параллель и с благотворительным фондом как узаконенной формой перераспределения доходов. Последние тратят собранные разными способами деньги на других, чтобы решить их проблемы, а нищий – на себя, чтобы решить свои. Разве что налоги не платит, но и накладные расходы в этом случае гораздо меньше.

В конце концов, если вспомнить, что человек сотворен по образу и подобию Божиему, есть ли существенная разница между сбором денег на строительство храма и милостыней на личные нужды? Сотворить «храм в душе», когда желудок пустой, – дело только для особо избранных. В самый раз вспомнить, сколько русских святых провели свой век в рубище нищего, прося милостыню на паперти.

Понятное дело, что здесь речи не идет о людях, явно злоупотребляющих нашим милосердием. Впрочем, опять же, пусть это будет на их совести…

И в завершение. Согласно древней легенде, Диоген просил подаяние у статуи – чтобы приучить себя к отказам. Времена нынче не те, и Диогенов среди нас не замечено, а вот «холодных статуй» как-то многовато…

Виктор КРЮКОВ


Вверх  —  Отзывы читателей (1)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Читатель7 августа 2023, 17:58:38

Душевно!



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 4 280
Посетителей вчера: 26 773
Всего c 10.03.2003: 120 876 546
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных