Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (февраль 2013 года)


28 февраля 2013, 12:25

Курские художники «заговорили» на языке Малевича

«Выключенный телевизор», «просто пиксель», «пустышка, хорошо раскрученный бренд», «новая икона», «мрачное пророчество», «вершина всего» – почти сто лет прошло, как Каземир Малевич представил публике свой «Черный квадрат», и до сих пор это полотно вызывает бурную полемику. Накануне дня рождения художника в Курске открылась необычная выставка. Ее организаторы пошли на эксперимент, «переведя» полотна других авторов на «язык Малевича». Что из этого получилось, могут оценить посетители курской картинной галереи имени Александра Дейнеки.

Несмотря на то что Каземир Малевич прожил в нашем городе более 10 лет, здесь венчался и крестил детей, организовал художественный кружок и несколько выставок, в курских собраниях нет ни одной его картины. «Но мы считаем, что говорить о нем необходимо», – говорит один из авторов экспозиции «Это не Малевич» искусствовед Михаил Денисов, поправляя торчащую из кармана пиджака красную ложку. Ее вместо гвоздики в петлице когда-то носил сам Малевич, таково было его выражение «алогичности». Мастер считал, что творческий жест – это возможность выделиться минимальными средствами за счет перенесения предмета из одного контекста в другой.

Его примеру последовали и курские художники. Михаил Денисов и Алина Пронская взяли два десятка полотен из собрания галереи, выполненных разными авторами – приверженцами реалистической школы живописи – и создали их копии в стиле супрематизма.

«Двойники» выполнены по тем же цветовым и композиционным схемам, но так, как это сделал бы Малевич. «Женский портрет» Дейнеки превратился в «Великую Китайскую стену», «Антверпен» Боголюбова – в «Порт с кораблями в четвертом измерении». Замахнулись даже на Айвазовского.

«Попробуйте сказать, что это не дети», – улыбается Пронская, указывая на свою интерпретацию зарисовки «Смеющиеся дети». На оригинале – толпа ребятишек, на двойнике – слово «дети» печатными буквами. Художнице возразить сложно, хотя свою работу она назвала «Это не дети». Разглядели зрители иронию и в названии другого полотна. Полвека назад художник Владимир Мойсейкин нарисовал ребят-футболистов, и вот теперь его «Команда» стала «Авангардом» в изложении Денисова. Художник имел в виду направление в искусстве или намекал на курский футбол? Гадать зрителю.

Как поясняют авторы, суть эксперимента с картинами-двойниками заключалась в том, чтобы показать, что в основе любой реалистической классической школы лежит математическая формула абстрактной картины. Тот самый супрематизм Малевича. Близнецы полотен призваны помочь понять простоту замысла художника и при этом определить механизмы построения пространства, подчеркнуть неповторимость колорита каждого произведения.

Не обошлось на выставке и без легендарного «Черного квадрата». Автор копии — Михаил Денисов. Что думают современные зрители об этой картине, можно прочитать на входе в экспозиционный зал, где организаторы воссоздали подобие интернет-форума. Мнения разные: от «это же просто пиксель» или «выключенный телевизор» до философских размышлений о крушении старого мира и зарождении нового. Свою точку зрения могут изложить и посетили экспозиции «Это не Малевич».

Ирина ТРЕТЬЯКОВА, фото Андрея КОРНИЛОВА


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024