Новости компаний (февраль 2013 года)
28 февраля 2013, 12:25 Курские художники «заговорили» на языке Малевича«Выключенный телевизор», «просто пиксель», «пустышка, хорошо раскрученный бренд», «новая икона», «мрачное пророчество», «вершина всего» – почти сто лет прошло, как Каземир Малевич представил публике свой «Черный квадрат», и до сих пор это полотно вызывает бурную полемику. Накануне дня рождения художника в Курске открылась необычная выставка. Ее организаторы пошли на эксперимент, «переведя» полотна других авторов на «язык Малевича». Что из этого получилось, могут оценить посетители курской картинной галереи имени Александра Дейнеки. |
---|
У каждой картины появился двойник в стиле супрематизма |
Несмотря на то что Каземир Малевич прожил в нашем городе более 10 лет, здесь венчался и крестил детей, организовал художественный кружок и несколько выставок, в курских собраниях нет ни одной его картины. «Но мы считаем, что говорить о нем необходимо», – говорит один из авторов экспозиции «Это не Малевич» искусствовед Михаил Денисов, поправляя торчащую из кармана пиджака красную ложку. Ее вместо гвоздики в петлице когда-то носил сам Малевич, таково было его выражение «алогичности». Мастер считал, что творческий жест – это возможность выделиться минимальными средствами за счет перенесения предмета из одного контекста в другой. Его примеру последовали и курские художники. Михаил Денисов и Алина Пронская взяли два десятка полотен из собрания галереи, выполненных разными авторами – приверженцами реалистической школы живописи – и создали их копии в стиле супрематизма. «Двойники» выполнены по тем же цветовым и композиционным схемам, но так, как это сделал бы Малевич. «Женский портрет» Дейнеки превратился в «Великую Китайскую стену», «Антверпен» Боголюбова – в «Порт с кораблями в четвертом измерении». Замахнулись даже на Айвазовского. «Попробуйте сказать, что это не дети», – улыбается Пронская, указывая на свою интерпретацию зарисовки «Смеющиеся дети». На оригинале – толпа ребятишек, на двойнике – слово «дети» печатными буквами. Художнице возразить сложно, хотя свою работу она назвала «Это не дети». Разглядели зрители иронию и в названии другого полотна. Полвека назад художник Владимир Мойсейкин нарисовал ребят-футболистов, и вот теперь его «Команда» стала «Авангардом» в изложении Денисова. Художник имел в виду направление в искусстве или намекал на курский футбол? Гадать зрителю. Как поясняют авторы, суть эксперимента с картинами-двойниками заключалась в том, чтобы показать, что в основе любой реалистической классической школы лежит математическая формула абстрактной картины. Тот самый супрематизм Малевича. Близнецы полотен призваны помочь понять простоту замысла художника и при этом определить механизмы построения пространства, подчеркнуть неповторимость колорита каждого произведения. Не обошлось на выставке и без легендарного «Черного квадрата». Автор копии — Михаил Денисов. Что думают современные зрители об этой картине, можно прочитать на входе в экспозиционный зал, где организаторы воссоздали подобие интернет-форума. Мнения разные: от «это же просто пиксель» или «выключенный телевизор» до философских размышлений о крушении старого мира и зарождении нового. Свою точку зрения могут изложить и посетили экспозиции «Это не Малевич». Ирина ТРЕТЬЯКОВА, фото Андрея КОРНИЛОВА
Выскажите своё мнение о новости
|