Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 11 (1534) от 12.03.2024 Обновление: 19.03.2024, 12:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 100 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (июнь 2020 года)


13 июня 2020, 17:21

Сердце железного города. 60 лет назад в карьере МГОКа добыли первый ковш руды

«И когда казалось – правь надеждам тризну, из-под Курска прямо в нас настоящею земной любовью брызнул будущего приоткрытый глаз...» Так о Михайловском месторождении написал Владимир Маяковский. Спустя годы «приоткрытый глаз» превратился в око земли, его видно даже из космоса. Благодаря ему появился город Железногорск, для которого 10 июня – дата особая. Именно в этот день 60 лет назад случилось знаменательное событие: был добыт первый ковш железной руды. Мы решили вспомнить, с чего все начиналось, какие рекорды ставили и до сих пор ставят на Михайловском ГОКе и при чем тут древние морские ящеры.

Первая руда пошла на сувениры

То, что на территории Курской губернии происходит что-то аномальное, подметили давно. Еще в 1773 году академик Петр Иноходцев, исследуя курскую землю, обратил внимание на необычную «аномалию поля земного магнетизма». Однако первые серьезные изыскания провели больше века спустя. Результаты оказались настолько ошеломительными, что вызвали недоверие у западных ученых. С проверкой в Курск прибыл директор Парижской магнитной обсерватории, профессор Муро. Его исследования подтвердили правильность предположений российских геологов о залегании в Курской губернии богатейших месторождений железных руд. Были сделаны первые скважины. Но, видимо, бурили не там, где надо, поэтому до руды тогда дойти не смогли. Идею даже хотели похоронить. Не сдавался лишь профессор Московского университета Эрнест Лейст. Он в одиночку на свои средства продолжал работу еще 14 лет. О ее результатах в 1918 году стало известно Льву Красину, члену Президиума Высшего совета народного хозяйства. В 1920 году, несмотря на разруху и Гражданскую войну, Ленин подписывает постановление «О развертывании буровых работ в районе Курской магнитной аномалии». На сегодня Курская магнитная аномалия – это мощнейший железорудный бассейн планеты, считающийся одним из крупнейших в мире.

Непосредственно Михайловское месторождение было открыто в 1950 году. 3 августа 1957 года было принято правительственное решение о начале строительства горнорудного предприятия по добыче богатой железной руды Михайловского рудника. В сентябре того же года была создана дирекция строящегося Михайловского железорудного комбината во главе с директором Иваном Митрофановым. А параллельно приступили к стройке Железногорска. Сейчас в это трудно поверить, но в те годы на месте города были просто поля, луга да небольшие деревеньки. И толчок в развитии Железногорска даст именно разработка карьера.

«10 июня 1960 года в 16:40 добыт первый ковш богатой курской руды. 20 июня того же года прогремел первый в истории карьера взрыв, и началась промышленная добыча железной руды», – писала официальная пресса тех лет. За сухими строчками – начало целой эпохи. Тогда все понимали, насколько это было важнейшим из свершений: есть руда – значит, расти и развиваться комбинату, быть городу.

В архивах зафиксировано, что первый ковш руды поднял экскаватор №8, за рычагами которого сидел молодой машинист Николай Клименко. Тогда же он скажет: «Заслуга в добыче первых тонн принадлежит всему горняцкому коллективу и в том числе нашей бригаде во главе с Фролом Кемайкиным. А мне – курскому парню – просто доверили поднять «на гора» первый ковш железных камней…» Тогда для горняков это стало долгожданным праздником. По этому случаю прямо в карьере провели митинг, грузовики, украшенные цветами, торжественно вывезли первую руду Михайловского месторождения… Кстати, один из самосвалов с той самой первой рудой приехал в рабочий поселок. Железный груз был разобран на сувениры.

Фрол Кемайкин – человек-легенда

В компании «Металлоинвест» бережно хранят память героев-первопроходцев. А на Михайловском ГОКе передают из поколения в поколение славные трудовые традиции. В конце мая в Железногорске в сквере горняков-первопроходцев установили бюст Фролу Кемайкину – Герою Социалистического Труда, легендарному бригадиру экскаваторной бригады, добывшей первый ковш железной руды Михайловского месторождения. Официальное открытие скульптуры состоится 10 июня, в тот самый день, когда 60 лет назад горняки дали старт развитию крупнейшего предприятия региона.

Кемайкин еще при жизни стал человеком-легендой, примером труженика и созидателя. Однажды став первым, Фрол Сергеевич каждый день подтверждал это право: ответственно работал, учил молодежь, помогал людям. Трудовую деятельность Фрол Сергеевич Кемайкин начал в 1943 году в колхозной кузнице – сначала молотобойцем, затем кузнецом. После службы в армии окончил курсы машиниста экскаватора и был направлен на Атасуйский железный рудник Карагандинской области, где проработал до 1958 года. Тогда по приглашению он переехал в Курскую область, на Михайловский железорудный комбинат. Экипаж Кемайкина не раз действовал в сложных условиях, на самых трудных участках. Так что почетное право добыть первую руду эта бригада получила вполне заслуженно.

Ветераны комбината хранят воспоминания о том, каким был карьер в первые годы освоения. Первопроходцы рассказывают, что карьер тогда был настолько мал, что с одной стороны на другую можно было добраться, просто перешагнув по лестницам. «Когда я пришел сюда работать, карьера, по сути, практически не было, – рассказывает Валерий Черкаев. – Можно было разговаривать, стоя на разных его «бортах». И прекрасно друг друга слышали».

Добычу первой руды на Михайловском ГОКе ветеран-первопроходец комбината Михаил Чепелев считает одним из самых радостных событий в жизни. Как он вспоминал, курская земля упорно не хотела отдавать людям свое сокровище. То карьер начнут затапливать грунтовые воды, то путь к руде внезапно преградит 200-метровая известковая плита, которую пришлось взрывать… Но ветеран помнит до сих пор и то горячее, искреннее стремление всего коллектива поскорее добыть и дать стране первый ковш долгожданной курской руды.

Квартира в кузове самосвала

За 60 лет карьер разросся так, что, стоя на смотровой площадке, взглядом окинуть этот подземный город с марсианскими пейзажами сложно. По дорогам, причудливо обвивающим карьер, длина которого почти шесть километров, а ширина около трех, движется техника. Только сверху гигантские машины кажутся не больше муравья, а железнодорожные составы напоминают гусениц.

Сейчас глубина карьера составляет 385 метров! Представьте: если на дне разместить двенадцать девятиэтажных домов, поставленных друг на друга, крыша последнего как раз доберется до верхней части. А вот Эйфелева башня там «потеряется» – ее высота всего 324 метра.

В первые годы разработку Михайловского месторождения начинали экскаваторы с емкостью ковша всего 0,5 куба. Сегодня, реализуя стратегию развития и постоянно повышая эффективность производства, Металлоинвест последовательно приобретает для МГОКа современную технику. В карьере трудятся экскаваторы с объемом ковша от 12 до 25 кубометров. Ковш одного из мощнейших экскаваторов Hitachi по своим размерам сопоставим с комнатой площадью 14 квадратных метров.

Вывозят руду большегрузные самосвалы. Самые первые из них были грузоподъемностью 5–7 тонн. Мелочь по сравнению с современной техникой! А это самосвалы грузоподъемностью от 130 до 220 тонн! Грузоподъемность, например, 180-тонного «БелАЗа» позволила бы ему провезти три новейших российских танка «Армата»!

За смену большегруз проезжает по извилистым дорогам около 150 километров. Это больше, чем расстояние от Железногорска до Курска. В кузове самого большого самосвала, площадь которого 42,5 квадратных метра, можно без труда разместить… стандартную двухкомнатную квартиру панельной пятиэтажки! А вот колесо от «БелАЗа» в такую квартиру, где высота потолков, как правило, два с половиной метра, не поместится: его диаметр – 3,6 метра.

Как это работает

Чтобы руда, добытая в карьере, стала востребованной на мировом рынке продукцией, ей приходится проделать длинный путь. Постараемся простым языком объяснить, как это происходит. Сначала она делится на две части: богатая (то есть с большим содержанием железа в кусках кварцита) направляется на дробильно-сортировочную фабрику. А бедная – на обогатительную фабрику. Здесь руду сначала измельчают, превращая в железорудный концентрат, размер частичек которого не превышает 44 микрона. Для сравнения – толщина человеческого волоса составляет 40–90 микронов.

Далее концентрат смешивается со специальными добавками – бентонитовой глиной и известняком. На фабрике окомкования полученная масса комкуется, получаются сырые окатыши диаметром примерно 12 миллиметров. Их легко раздавить пальцами. По конвейерной ленте их отправляют в печь, которую еще называют сердцем фабрики. Там окатыши обжигают при температуре почти 1300 градусов, после чего они способны выдержать давление пресса массой 270 килограммов.

Железорудные окатыши – один из наиболее востребованных видов продукции на российском и зарубежном рынках. Это готовое сырье для металлургических заводов, предназначенное для выплавки металла, которое отвечает передовым стандартам отрасли и требованиям даже самых взыскательных партнеров комбината. Так, курская руда есть в металле, из которого сделаны мост на остров Русский (Владивосток), вокзальный комплекс Олимпийского парка в Сочи, стадион ФК «Краснодар», мобильная башня обслуживания космодрома «Восточный»...

Михайловский ГОК – это сложное инновационное и наукоемкое производство, на котором ежегодно внедряются новые технологии, реализуются масштабные проекты. Была построена 3-я обжиговая машина, внедрена технология тонкого грохочения, благодаря чему удалось существенно повысить качество железорудного концентрата. Также Металлоинвест ведет на МГОКе строительство дробильно-конвейерного комплекса, который будет доставлять руду с самых нижних горизонтов прямо на поверхность. По размерам и конфигурации конвейер станет уникальным в России: угол наклона составляет 37 градусов, высота подъема – 215 метров.

Останки плиозавра и уникальная фауна

Михайловский карьер – это не только крупные залежи железа. Богат рудник и необычными находками. Например, здесь были обнаружены фрагменты скелета морской рептилии, предположительно, плиозавра, жившего на нашей планете 120 миллионов лет назад. Тогда на территории Курской области плескался океан...

В длину плиозавры достигали 16 метров (из них около двух метров – только голова!) и весили около 12 тонн. Это были самые настоящие морские чудовища – с сильной мускулистой шеей и острыми зубами. Из-за огромных мощных челюстей они были грозой для других ящеров – плезиозавров и ихтиозавров. Скелет древнего животного пополнил коллекцию Железногорского краеведческого музея.

В 2017 году при подготовке проектной документации для развития комбината Металлоинвест пригласил археологов исследовать территорию. Тогда было сделано сенсационное открытие: ученые обнаружили археологический объект, который предварительно датируется III–V веками и относится к киевской археологической культуре раннеславянского круга древностей. Компания «Металлоинвест» даже была награждена Почетной грамотой Главгосэкспертизы России за вклад в сохранение объектов культурного наследия.

Удивительные открытия дают исследования ландшафтов МГОКа. В прошлом году ученые Центрально-Черноземного заповедника имени Алехина зарегистрировали там богатое разнообразие флоры и фауны. Хотя, казалось бы, промышленная зона, кто там может обитать? Но выяснилось, что территорию облюбовали как типичные, так и редкие виды. В ходе ботанических исследований выявлено множество растений, грибов, лишайников. На территории карьера и отвалов обнаружено 645 видов беспозвоночных, 577 видов насекомых, на водоемах – 15 видов рыб, 7 видов земноводных, 4 вида пресмыкающихся. Также ученые зафиксировали 149 видов птиц, из которых восемь занесены в Красную книгу России. Рядом с карьером Михайловского ГОКа обитают 17 видов млекопитающих. Все это говорит об экологическом благополучии территории. А к этой теме у руководства Металлоинвеста и МГОКа особое отношение. Каждый новый производственный объект, внедряемая технология рассматриваются не только с точки зрения экономики, энергоэффективности, безопасности труда, но и экологии.

На правах рекламы

Марина ВЕБЕР


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 12 094
Посетителей вчера: 27 965
Всего c 10.03.2003: 119 515 652
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных