НовостиТворчествоСлужба знакомствНовые лицаАфишаСправочникОбъявления
№ 41 (1200) от 10.10.2017 Обновление: 20.10.2017, 20:10 Самый большой сертифицированный тираж (30 800 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (август 2017 года)


23 августа 2017, 10:33

Экспериментальная археология. Обоянские мастера создают украшения III века

В Большесолдатском районе работала экспедиция Института археологии Российской академии наук. Четвертый год ученые продолжают изучать поселение Черняховской культуры, относящееся к III–IV векам. Экспедиция не ограничилась исследованием территории. «Решили провести своего рода опыт, – замечает научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и Раннего Средневековья Института археологии РАН, руководитель экспедиции Олег Радюш. – К нам несколько раз приезжали ребята из Обояни и в полевых условиях воссоздавали бронзовые украшения, которые носили наши далекие предки».

Канал «Культура» снимал фильм о кладах

Сейминско-Суджинская археологическая экспедиция в этом году носила не только исследовательский, но и учебный характер. «Здесь проходили практику студенты кафедры археологии Санкт-Петербургского университета, – поясняет Олег Радюш. – Мы читали лекции, были и практические занятия – ребята учились работать на раскопках, используя различные методики, приборы. Не обошлось и без находок».

Обнаружены фрагменты горшка, который прямо на месте почистили и склеили – судя по толщине стенок и высокому качеству глины, в нем, скорее всего, хранили жидкость. «Неподалеку нашли остатки древней печи и 12 грузил от ткацкого станка, – перечисляет Олег Александрович. – А также железные и бронзовые фибулы, пряслица, множество фрагментов от керамических сосудов, в основном сделанных на гончарном круге... Все это – типичные для археологического памятника находки, которые помогут составить представление о древнем поселении...»

Обнаружены фрагменты горшка, который прямо на месте почистили и склеили
Обнаружены фрагменты горшка, который прямо на месте почистили и склеили

В прошлом сезоне урожай артефактов оказался богаче (из-за проливных дождей исследовали всего 260 метров, тогда как в прошлом – около 500). Тогда археологи откопали остатки трех полуземлянок, почти 40 столбовых, хозяйственных ям, железный гребень, пряслице на веретено, различные грузила для ткацких станков, пряжки, фрагмент стеклянной посуды римского времени, фибулы, подвески из разного металла – от железа до серебра. Это показатель того, что статус населения был довольно высок. Самое важное с научной точки зрения – на раскопе открыто пять наземных печей для ремесленного производства. Судя по находкам, производилось что-то ювелирное: обнаружены выплески цветного металла, льячки – колбочки для его плавки, обрывки фольги, один – серебряный с позолотой, ножи, точильные камни, множество фрагментов круговой керамики черняховского типа. А наибольшей удачей сезона стало обнаружение следов от грунтового могильника с кремацией черняховцев.

– Черняховская культура была распространена от Курской области до Дуная: на территории Украины, Молдавии и части Румынии, – поясняет Олег Радюш. – Это близкие по технике посуда, римские монеты, амфоры... В то время была распространена круговая керамика. По технологии она заимствована из римских провинций и делалась на всех этих территориях.

В прошлом году мы рассказывали о кладах, обнаруженных на территории Курской области в разное время. Этим заинтересовались телевизионщики и приехали в гости к археологам в Большесолдатский район. «Съемочная группа канала «Культура» провела у нас несколько дней, – поясняет Олег Радюш. – Снимали фильм про клады Курской губернии, в том числе и о так называемом Волниковском кладе, обнаруженном в 2010 году в Фатежском районе. После реставрации уникальные предметы переданы в областной археологический музей, где экспозиция получила название «Золото гуннов». Также впервые в телеэфире будет рассказано о находках клада из Большого Каменца, который является крупнейшим сокровищем эпохи переселения народов для Центральной России. Весной следующего года цикл передач на эту тему выйдет в эфир «Культуры».

Кузнечные меха из старой куртки

– Также у нас на базе лагеря несколько раз была плавка изделий из бронзы, – продолжает Олег Александрович. – Александр Алексеев и Андрей Воробьев из Обояни, как они говорят, занимаются экспериментальной археологией, постигая нелегкое мастерство древних литейщиков. Им интересно создавать артефакты так называемой Киевской культуры (у наших далеких предков, ранних славян, был специфический комплекс украшений, отличающийся от остальных) именно по старинным технологиям! А с учетом того, что активно работают черные копатели, грабя археологические памятники, у нас появилась совместная идея сделать выставочную коллекцию вещей. За основу берутся как изображения реальных предметов, так и реконструкции вещей на основе фотографий находок, проданных на различных «грабительских» сайтах.

Александр Алексеев и Андрей Воробьев из Обояни постигают мастерство древних литейщиков
Александр Алексеев и Андрей Воробьев из Обояни постигают мастерство древних литейщиков

Как поясняют ученые, наши предки, особенно женщины, украшали себя сложным набором из многих предметов. Комплекс весил немало: фибулы (застежки), различные подвески, браслеты... «Мужчины также носили украшения – фибулами, застегивали плащи, – говорит наш собеседник. – А большое количество шпор, найденных в разных районах области, указывает на то, что наши предки были кавалеристами. Или возьмем найденное нами украшение для рога: такими вещами пользовались воины, жившие в походах и пирах...»

Подвеска с изображением всадника на коне уникальна, подобной археологи нигде не встречали. «На территории Киевской культуры она найдена в единственном экземпляре! – говорят ученые. – Похожую обнаружили в Белгородской области, но там нет фигурки человека. К сожалению, до нас дошла только ее фотография.

Подвеска с изображением всадника на коне, найденная в Курской области, уникальна
Подвеска с изображением всадника на коне, найденная в Курской области, уникальна

Много веков назад славяне знали толк в украшениях. Не просто отливали предметы из бронзы, а старались украсить их при помощи цветной эмали. «В давние времена чаще всего использовался именно красный цвет в украшениях, – поясняет Олег Радюш. – Реже синий, желтый, зеленый, белый... Это связано с тем, что красный всегда играл важную роль – цвет драгоценных камней, цвет знати. В древности такую эмаль делали из стеклянных пастовых бус, которые привозили из Рима, Причерноморья... Бусы плавили и получившуюся эмаль наносили на бронзовые украшения. Мы же преследуем еще и научный интерес. На месте древнего поселения находим остатки печей, в которых в третьем веке плавили металл. У себя в лагере сделали такую же обжиговую печь и теперь будем наблюдать ее разрушение в естественных условиях после окончания использования».

Печь построена именно так, как ее делали наши далекие предки в III веке
Печь построена именно так, как ее делали наши далекие предки в III веке

Печь построена именно так, как ее делали наши далекие предки в III веке. Сначала возвели каркас из прутьев, обмазали глиной, завалили ветками и устроили большой костер. Столь нехитрым способом обожгли глиняный очаг внутри и снаружи.

«Кузнечные меха – устройство для нагнетания воздуха в печь – также сделали сами, – демонстрирует устройство Александр Алексеев. – Для этого понадобился кусок фанеры и... старая кожаная куртка. Получились двухкамерные меха – нижним клапаном нагнетаем воздух, верхним отправляем его через сопло непосредственно в горн. Впервые расплавить металл и отлить из него украшение я пытался лет семь назад. Но с Интернетом было сложно, информации не нашел. Так что ничего толкового тогда не получилось. Что, впрочем, неудивительно – мы даже не соображали, в чем плавить. В качестве тигля использовали консервную банку. Конечно, она сразу прогорела. В общем, плюнули на эксперименты и надолго забыли о них. Только чуть больше года назад вернулись к опытам, увлекшись эпохой Раннего переселения народов, в свободном доступе появилось больше информации о старинных технологиях плавления. Самобытные предметы той поры сохранились. Но обидно, что о Киевской культуре наши современники практически ничего не знают. Мы хотим устранить эту несправедливость. Как только отольем коллекцию украшений, планируем проводить образовательные выставки – интерес проявили многие музеи, в том числе крупные».

– Есть два человека, которые нам всячески помогают и поддерживают, – продолжают умельцы. – Наш друг Николай Каменев из Обояни разрешил на своем дачном участке сделать мастерскую с горном. Мы хотели где-то в лесу построить печь для литья. Но идея была заведомо провальной – кто-нибудь обязательно набрел бы на «мастерскую», и не уверен, что после этого там что-то осталось бы. Каменев, предоставив свой участок, помог решить проблему. Второй человек – это Олег Радюш, без которого весь процесс шел бы гораздо медленнее. Если бы не он, о нашем увлечении никто бы и не знал. А на деле оказалось, что Киевская культура интересна многим музеям.

Зачем нужен конский навоз

На первый взгляд кажется: все очень просто. Но, как говорят мастера, литье – вершина айсберга. Сначала необходимо вырезать модель из воска, как в давние времена – из пчелиного. Далее – припаять литниковую систему – каналы, по которым будет затекать расплавленный металл. «Сверху все обмазываем сырой чистой глиной, сверху – с разными примесями, в том числе с конским навозом – он уменьшает усадку, добавляет газопроницаемость, – коротко описывает технологию Александр Алексеев. – Всю эту конструкцию сушим, огнем вытапливаем воск. Получается форма, куда заливается расплавленный металл. Расходные материалы находим в пунктах приема цветмета. В ход идут ключи, обрезки труб... Главное – они должны быть из бронзы и латуни. Сплавы меди с цинком увеличивают текучесть металла, изделие получается пластичным, его можно гнуть. Кстати, бронзу и латунь лить намного сложнее, чем серебро с золотом, которые под воздействием высокой температуры становятся жидкими и легко заполняют форму. Бронза же напоминает по консистенции кисель. Оттого и брака у нас много. Примерно из 400 попыток лишь каждая восьмая успешна. Возможно, у наших далеких предков не было столько брака. Тогда же ремесло передавалось по наследству, литью из бронзы учили с детства».

Поделками курских мастеров заинтересовались многие музеи
Поделками курских мастеров заинтересовались многие музеи

– Ну вообще-то мастера были разного уровня, – уточняет Олег Радюш. – Это хорошо видно по изделиям, которые мы находим на раскопках. Встречаются предметы высокого класса, а есть очень грубые, буквально на коленке сделанные.

Как плавить и заливать металл в формы, мастера из Обояни поняли. Крупные предметы – фибулы – и вовсе получились с первого раза. «Но возникла другая проблема – как накладывать эмаль, – смеются мастера. – Это же не эпоксидная смола, а стекло. Заказываем японский бисер, который идеально подходит по цвету. Бусинки перетираются в порошок (можно в ступке, мы используем пассатижи). Далее ячейки бронзовой заготовки заполняем порошком и отправляем в муфельную печь. Под воздействием жара стекло плавится и заполняет форму. Довольно сложная процедура, нужно держать температуру под контролем. Чтобы эмаль начала плавиться, необходимо примерно 800 градусов, а металл начинает «течь» при 900-950. Очень маленькая разница в температуре плавления, стоит упустить момент – изделие будет испорчено».

Чтобы наложить эмаль на отлитые заготовки, Александр провел в гараже, где стоит муфельная печь, четыре дня. «Экстремальный опыт, – смеется он. – На улице зной, гараж нагрелся, еще и муфельная печь добавляет жара. И ни в коем случае нельзя устраивать сквозняк, из-за него эмаль может потрескаться, лопнуть...»

О своем увлечении умельцы рассказывают без отрыва от производства. Жидкий металл заливают в форму, запаивают глиной и отправляют в ведро с водой. «Несколько плавок, и вода начинает кипеть, – поясняет Андрей Воробьев. – Кстати, ошибочное мнение, что плавка – травматичный процесс. Главное – соблюдать элементарные правила безопасности».

– Ребята теперь в научном рабстве, – смеется Олег Радюш.

– А мы и не против, – Александр и Андрей только рады сотрудничеству. Даже появилась совместная идея сделать в Курской области археологический парк. «В одной части мы с Андреем плавим украшения, рядом девушка за ткацким станком, кто-то хлеб печет... – делится планами Александр. – Ни намека на «цивилизацию», человек попадает в III-IV века! Это могло бы стать туристической жемчужиной Курской области. Но мало одного энтузиазма, нужна поддержка властей. Хочется верить, что идею оценят и в нашем крае появится настоящий музей под открытым небом».

Марина ВЕБЕР


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения








Добро пожаловаться

Справочная

Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная категория сайта
Национальная тиражная служба Тираж еженедельника «Друг для друга» — 30 800 экземпляров — проверен и сертифицирован «Национальной тиражной службой» (г. Москва)
Посетителей сегодня: 16 873
Посетителей вчера: 19 532
Всего c 10.03.2003: 44 329 545
© ООО «Друг для друга - Медиа» (г. Курск), 2003–2017 При перепечатке ссылка на www.dddkursk.ru обязательна! Политика конфиденциальности Разработка сайта: КурскИНФО