НовостиТворчествоСлужба знакомствНовые лицаАфишаСправочникОбъявления
№ 32 (1191) от 08.08.2017 Обновление: 17.08.2017, 21:08 Самый большой сертифицированный тираж (30 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний ( года)


7 августа 2017, 09:52

Национальность «курчане». Островок Курской области в Татарстане

Почти в полутора тысячах километров от Курска в Бугульминском районе Республики Татарстан на берегу небольшой, но красивой реки Зай находится село Соколка. Население около 600 человек. И абсолютное большинство из них – потомки выходцев из села Средние Апочки Горшеченского района, которые Соколку и основали. До сих пор они трепетно хранят традиции предков и гордо называют себя курчане.

«Я курчанин, чем очень горжусь»

Когда нас называют курчанами, мы тут же поправляем: «Ни в коем случае, только куряне!» Но когда-то жители нашей губернии представлялись именно так. Например, в челобитной царю Михаилу Федоровичу, посланной в июле 1638 года, значится: «Бьют челом разных городов курчане и белгородцы, дворяне и детишки боярския, и казаки, и стрельцы, и всякие служилые люди...» Изучая архивы, можно найти и более поздние документы, где жители нашей губернии именуются курчанами. Но если у нас это слово практически исчезло из лексикона, то жители нескольких населенных пунктов в Татарстане, напротив, всячески его оберегают и используют в повседневной речи. Пример тому – село Соколка, основанное в XVIII веке переселенцами из Курской губернии.

Курчане – народ трудолюбивый. Потому почти все были зажиточными
Курчане – народ трудолюбивый. Потому почти все были зажиточными

Википедия сообщает: «До 1860-х годов жители села Соколка входили в категорию государственных крестьян – однодворцев. Занятием являлось земледелие, разведение скота. К началу XX века в селе функционировали церковь, церковно-приходская и земская школы, три водяные мельницы. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4117 десятин... До 1920 года село входило в Микулинскую волость Бугульминского уезда Самарской губернии. С 1920-го – в составе Бугульминского кантона ТАССР...»

В соцсети «ВКонтакте» есть даже группа, которая так и называется «Курчане». Пару лет назад ее создал Сергей Шанцев. «Мои бабушки и дедушки, родители, я – все родились в селе Соколка, – говорит молодой человек. – Сейчас живу в Москве, но ни на секунду не забываю о том, что я курчанин, чем очень горжусь! И группу в соцсети решил создать, чтобы сохранить культуру, традиции, говор, рассказать о наших уникальных предках и жизни Соколки».

А то, что курчане из Бугульминского района Татарстана уникальны, сомнений нет. Село образовано крестьянами-однодворцами, переселенными во время планового заселения территорий в основном из Средних Апочек Горшеченского района, меньше – из Верхних Апочек, села Грязное... Это были потомки служилых людей, стрельцов, детей боярских, казаков, драгун, пушкарей... То есть представляли собой наиболее зажиточную и культурную прослойку среди крестьян.

Костюмы курчан представлены в Бугульминском музее
Костюмы курчан представлены в Бугульминском музее

Из обозрения дел Самарской казенной палаты следует, что однодворцам принадлежит первоначальное устройство водяных мельниц, прудов, колодцев, фруктовых садов. Они шли впереди хозяйственной и промышленной жизни края. Однодворцы были грамотны, и в то отдаленное глухое время в их семьях можно было встретить даже книгу, представляющую редкость и среди городского населения России.

«Они занимали общественные должности и являлись первыми учителями, собирая детей для обучения грамоте, – поясняет наш собеседник. – При этом курчане часто превозносились над другими, считая себя более образованными. Впрочем, так оно и было на самом деле. В каждом селе у курчан по две школы: церковная и земская, что свидетельствует об их тяге к знаниям. Переселенцев из других регионов России, часть из которых были неграмотные, ленивые, курчане, кстати, не особо жаловали. А «окающих» из северных регионов и вовсе называли «хамы». В словаре Владимира Даля указано, что это было бранным прозвищем лакеев, холопов или слуг».

Сергей замечает, что в годы репрессий практически каждый двор в Соколке раскулачили и многих селян отправили в ссылку в Челябинскую область. «Курчане – народ трудолюбивый, – говорит Шанцев. – Потому почти все были зажиточными, не бедствовали. И новая власть решила, что все они враги народа и место им только в ссылке. Там многие умерли, кого-то расстреляли – так погибли мой прадед и его братья. Оттуда на свой страх и риск прабабушка с семью детьми (!) бежала в родную Соколку. Долгое время они скитались по дворам – мало кто был готов приютить у себя людей, на которых навесили клеймо «враг народа». Реабилитировали их только в 1997 году!»

Ездили в Курскую губернию за женами

Удивительно, что переселенцы из Курской губернии не смешались с жителями из других областей. Они делали все возможное, чтобы сохранить самобытность. И до сих пор в Татарстане есть русские села, а есть – именно курчанские. «Когда изучал историю нашего села, обнаружил любопытный факт: переселенцы отправлялись в Курскую губернию (в своего рода командировку), чтобы найти себе на родине жен и перевезти их в Соколку», – говорит Сергей Шанцев.

Однодворческие женщины, в отличие от крепостных соседок, хорошо готовили. Стол у них хоть и был небогатый, но разнообразный. Праздничное угощение выглядело так. Садились за пустой стол, покрытый чистой холщовой скатертью, хозяйка выносила блюдо с нарезанным теплым хлебом-ситником, политым коровьим маслом (до сих пор во многих курских деревнях именно так подают пироги, – ред.), а хозяин «обносил» гостей. Пили из одной чарки. Следующее блюдо – холодец, залитый домашним квасом, на манер окрошки. Уже потом ставили другие закуски. Обязательны были жирная лапша и молочная каша на десерт.

Соколку основали крестьяне-однодворцы, переселенные из Курской губернии
Соколку основали крестьяне-однодворцы, переселенные из Курской губернии

Еще одна курчанка, филолог, поэтесса Надежда Чепурная в книге «У памяти в плену» пишет: «Жители нашей деревни – русские, но в округе их называют «курчане». Когда моя тетя Даша уехала в город и оформляла документы, то в графе национальность написала: «курчанка». Над ней посмеялись: «Нет такой национальности!» Переселенцы из Курской губернии обустроились в нашей деревне. Местность красивая, вдали от тракта. Лес с его дарами, родники (у нас их называют «ключи»), горы – все это привлекло поселенцев. Лес выкорчевали, построили дома... Земля плодородная. Даже в засушливые годы дает урожай. А в голодные годы вся надежда была на лес. Трава: щавель, кислятка, борщовка, грибы, правда, из всего обилия жители признавали только грузди, белянки, волнушки да еще луговые опята. А весной, когда только сходил снег, собирали сморчки...

До сих пор сохранился говор: мягкое «г», как в украинском языке, предлог «у» вместо «в» (у магазин товары привязли), «а» – вместо «о»... Слова анадысь, намедни, вчерась, чаво, рагач (ухват), чапля, квашня, чулан (кухня), печурка, шабровка (соседка), божница (иконостас) и другие. Проходят века, а речь не меняется. Городские слова переводятся на свой лад.

Мужики в деревне были мастеровитые: катали валенки, плели лапти, делали сани и телеги, женщины вязали яркие варежки, чулки, носки, шили красивые рубахи, кофты и юбки. Одевались нарядно. Бывало, соберутся на гулянку, все в нарядных кофтах, ярких полушалках, и непременно были фартуки. Вязали кружевные скатерти, полотенца для божниц вышивали красными петухами...»

Невероятный успех бабушек из «Сокольской курчаночки»

На протяжении веков курчане трепетно хранят традиции и до сих пор поют песни, которые исполнялись в нашей губернии три века назад. В Соколке даже есть фольклорный женский ансамбль «Сокольская курчаночка», созданный в 1960-х годах.

«Бугульминская газета» сообщает: «Давным-давно пришли в эти края переселенцы из Курской губернии. Привезли с собой детей в старых телегах да раздольные песни, которые до сих пор любимы в каждой семье. Построили рубленые избы, накрыли их по осени ржаной соломой и начали новую жизнь. Трудились от зари до зари. На помощь приходили народные песни: то печальные и протяжные, то задорные и веселые. Их мелодии и ритмы приспособлены к движениям человека во время тяжелого труда. Шли годы. Репертуар становился богаче, разнообразнее. Народ пел и в горе, и в радости. Песни гневные, могучие и вольные. Село строилось, хорошело год от года. Курчане разводили коров, овец, в реке водилась форель. В годы советской власти построили коровники, кошары. Совхозные земли были плодородны, давали богатый урожай. Появились мини-электростанции, запруды, радиоузел.

В начале 1960-х годов был создан хор «Курчаночка», который прославился на всю округу
В начале 1960-х годов был создан хор «Курчаночка», который прославился на всю округу

Но курчане не только хорошо работали, но и отдыхали. Молодежь вечерами танцевала под балалайку или гармонь. А в начале 1960-х годов был создан хор «Курчаночка», который прославился на всю округу. Однажды в Бугульминский район приехала представитель из Министерства культуры СССР. Бабушки собрались, без труда подобрали нужный репертуар, и полились песни… А голоса и вправду были красивые! Их выступление очень понравилось гостям, песенниц пригласили в столицу на Всесоюзный фольклорный фестиваль «Московская осень». Наших артисток поселили в гостиницу. На второй день они выступали на сцене Государственного концертного зала им. П. И. Чайковского. Спели шесть народных песен. Прослушав выступление хора, композитор Левашов предложил записать каждую на студии грамзаписи «Мелодия». Это был невероятный успех! Домой курчанские бабушки вернулись звездами! Их песни звучат и поныне. Традиции продолжает новый состав хора «Курчаночка» при Подгорненском сельском доме культуры».

В Бугульминском краеведческом музее представлены костюмы курчан. «Юбки были шерстяные: красные, розовые с черными лентами по низу, – поясняет Сергей Шанцев. – Красные в клетку надевали только замужние женщины. Прабабушка рассказывала, что они носили рубахи, сшитые из конопляного полотна. Характерной особенностью курчанского костюма является тонкий пояс – покромка, который был обязательной деталью как женской, так и мужской одежды».

Такие же костюмы носили и в наших краях. Литературный критик Василий Боткин, посетивший вместе с Афанасием Фетом деревни Курской губернии, писал: «...Однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающимися рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девушках».

– Есть ли отличительная особенность в характере курчан? – интересуемся у Сергея Шанцева.

Собеседник, ни на секунду не задумываясь, замечает: «Думаю, это гипертрофированное чувство собственного достоинства, доставшееся нам от далеких предков – переселенцев из Курской области».

Марина ВЕБЕР, фото группа «Курчане» vk.com


Вверх  —  Отзывы читателей (1)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати



Владимир А12 августа 2017, 13:52:51
город: г. Курск

Прекрасный материал. Интересно. Спасибо автору.



Выскажите своё мнение о новости

ИмяВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения








Добро пожаловаться

Справочная

Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная категория сайта
Национальная тиражная служба Тираж еженедельника «Друг для друга» — 30 000 экземпляров — проверен и сертифицирован «Национальной тиражной службой» (г. Москва)
Посетителей сегодня: 567
Посетителей вчера: 19 409
Всего c 10.03.2003: 43 175 011
© 2003–2017, ООО «Друг для друга - Медиа» (г. Курск), при перепечатке ссылка на www.dddkursk.ru обязательна!
Разработка сайта: КурскИНФО