Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 25.04.2024, 22:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (февраль 2016 года)


3 февраля 2016, 16:06

Актер курского драмтеатра Александр Швачунов: «Я, как Буратино, – рожден на радость людям»

Когда труппа Курского драматического театра была на очередных обменных гастролях в московском Малом театре, зрители покупали билеты, предварительно уточняя, играет ли в спектаклях Александр Швачунов. При этом Заслуженный артист России замечает, что в молодости сценой не грезил. Его судьбу, скорее, определили родители.

«Я секретарь комитета комсомола, драки не будет!»

– Мои родители окончили Ярославское театральное училище, но так сложилась жизнь, что актерами никогда не работали, – говорит Александр Швачунов. – Мама трудилась в филармонии, преподает в Курском колледже культуры. Папа в свое время десять лет отдал телевидению – работал диктором... Мама, кстати, еще руководила народным театром. А так как оставить меня было не с кем, часто брала с собой на репетиции. Естественно, с детства участвовал в спектаклях. Если не ошибаюсь, первой моей большой ролью стал Буратино... Мне жена до сих пор часто говорит, что я, как Буратино, – рожден на радость людям.

– А в каком возрасте вы решили: буду артистом?

– Да ни в каком! У меня даже не было особого желания штурмовать театральные вузы. Напротив, многие учителя прочили мне ни много ни мало – должность генерального секретаря ЦК КПСС. В школе я был секретарем комитета комсомола и, судя по всему, неплохо справлялся. Был очень ответственный товарищ, идейный. Помню, как-то около школы завязалась драка – человек 30 собралось, чтобы побить парнишку из нашего класса. Наверное, было за что. Подхожу к ним: «Я секретарь комитета комсомола, драки не будет!» Хулиганы замерли, один из них подошел: «Я один раз его только ударю, разреши!» Сейчас и представить невозможно, что кто-то, представившись членом правящей партии, остановит драку. Как бы хуже не было. Возвращаясь к вопросу об актерской карьере – я не особо к этому стремился. По большому счету, родители предопределили судьбу – именно они отвезли меня в Воронеж поступать в институт искусств. Но я, признаться, находился в каком-то расслабленном состоянии... Может, это и помогло при поступлении. То было время, когда еще забирали в армию из институтов. И во время вступительных испытаний мне сказали: «Вот начнете учиться, а вас заберут в армию. Какой нам смысл вас брать?» И мне это очень не понравилось! Почему меня заворачивают, даже не послушав? Может, я гений? И я приемной комиссии с чувством, толком и расстановкой выдал строчки из Леонида Филатова: «Ну и ушлый вы народ, ажно оторопь берет, всяк другого мнит уродом, несмотря, что сам урод...» А чего стесняться-то? «Спасибо, до свидания», – услышал от комиссии и решил, что на этом моя актерская карьера благополучно завершилась. Но ошибся. Как оказалось, я понравился преподавателю, набиравшему курс. Понимаете, насколько субъективна наша профессия? Одному нравится, другому нет. Может, я мастеру его же в молодости напомнил, и он от нахлынувших чувств решил дать мне шанс. Я, кстати, долго не мог осознать, что поступил в театральный институт! Понял, что все серьезно, когда в середине первого курса меня хотели отчислить.

– За что?

– Да я, как дурачок, всем улыбался, старался понравиться. И как-то мастер курса не выдержал: «Швачунов, что-то ты у меня только улыбаешься, пора что-то делать. Если не соберешься и не начнешь серьезно относиться к профессии, отчислю». На меня эти слова подействовали отрезвляюще, всю ночь бродил по Воронежу, размышлял. Вспомнил слова папы, который как-то сказал: «Будешь на заводе по восемь часов болваночку точить». И так мне не хотелось этого... К тому же наконец понял, что учусь не где-то, а в Воронежском институте искусств. Надо соответствовать. Взял себя в руки – начал придумывать этюды на сопротивление, как говорят в актерской среде. Грубо говоря, если в жизни я улыбаюсь, значит, на сцене нужна трагедия... Или придумал этюд «Голый в душе» – специально его сделал, чтобы перебороть свою стеснительность, комплексы. К тому же не забывайте, это были 80-е, такой свободы, как сейчас, и в помине не наблюдалось. Окончил институт, кстати, с красным дипломом.

«Звездной болезни нет и никогда не будет»

Александр Швачунов 15 лет прослужил во Владимирском академическом театре драмы. «Во Владимир переехал, так как там работала моя жена (с супругой – актрисой Галиной Халецкой он познакомился еще во время учебы в Воронежском институте искусств – авт.). Затем в силу разных обстоятельств мы приняли решение вернуться в Курск, – замечает он. – И вот уже много лет выходим на подмостки Театра имени Пушкина».

– Интересно, а как вы относитесь к критике?

– У нас свободная страна – каждый человек имеет право высказать свое мнение. У нас же все специалисты в футболе, хоккее, театре, кино... А между тем театральная критика – это то, чему лет пять учат в институте. Актеры ждут профессиональной критики, чтобы корректировать свою работу, чтобы самомнение не превратилось в звездную болезнь. Когда учился в Воронежской академии искусств, у нас был прекрасный мастер – Герман Викторович Меньшенин. Именно он заложил внутренний камертон. Всегда говорил: «Ребята, вы будете пахать как лошади! Выходить на сцену и выкладываться на полную. Не думайте никогда ни о какой славе!» И когда меня спрашивают про известность, славу, только смеюсь. Какая слава или звездная болезнь может быть в провинциальном театре? Этого нет и никогда не будет! В общем, что я хочу сказать: к критике отношусь нормально, но при условии, что она профессиональная.

– Неужели у вас не возникало мысли о переезде в столицу?

– Ох... Когда мой старший сын был маленький, а в то время мы жили во Владимире (километров 200 от Москвы), он как-то сказал: «Папа, ну что ты боишься? Подойди к «Мосфильму» и скажи: «Вот же я, я пришел!» Тебя же с руками и ногами возьмут!» Так что нет, не было таких мыслей. К тому же сейчас продюсерский век. Как-то режиссер Джордж Лукас сказал в интервью, что в СССР у режиссеров было куда больше творческой свободы, чем у него в Голливуде. На пальцах одной руки можно перечислить российских режиссеров, которые могут что-то диктовать продюсерам. Хотя как-то я снялся в эпизоде фильма «Классик» режиссера Георгия Шенгелия. Главные роли там исполняли Сергей Никоненко, Юозас Будрайтис, Алексей Гуськов, Александр Панкратов-Черный, Владимир Этуш... Заработал 100 долларов (большие по тем временам деньги), пообщался со знаменитостями – интересно, но не более. Также было еще несколько эпизодов в пяти картинах. Дело в том, что кино ничего не дает. Если повезет – славу и деньги, но не актерский рост. Только в театре оттачивается мастерство! Кино использует то, что ты наработал на сцене. А если ставить целью зарабатывание денег, то не нужно идти в эту профессию.

– То есть ваших фотографий нет в актерских агентствах?

– А смысл? Ну представим: позвонят вдруг, пригласят на пробы. А у меня спектакли каждый день. Не брошу же я театр! Значит, и думать об этом не стоит.

– Ваш старший сын, насколько я знаю, поступил в Щепкинское театральное училище...

– Когда он позвонил из Москвы и объявил, что принят (конкурс был 2000 человек на место), я минуты три орал в телефонную трубку от радости! А через год он сообщил, что забирает документы. Сказал: «Не мое».

– Наверное, вы снова кричали, только теперь по другому поводу?

– Зачем? Расстроился, конечно. Но уговаривать и переубеждать не стал. Парень взрослый, это его жизнь. Сейчас работает в областной филармонии, увлекается музыкой – у него своя группа.

«Не нужно бояться сравнений»

В конце февраля в курском драмтеатре состоится премьера спектакля по пьесе Эфраима Кишона «Ктуба» («Брачный договор»). Александр Швачунов вместе с супругой Галиной Халецкой исполняют главные роли. Когда они репетируют, актеры в своих гримерках включают громкую связь, чтобы слышать, что происходит на сцене. И если в это время пройти по коридорам, можно услышать хохот.

По сюжету главный герой комедии Элимелех (его и играет Швачунов) работает сантехником. Все в его доме проходит по строгому распорядку: звонок будильника, недовольство жизнью, обязательная содовая вода к обеду и рассказы о героических трудовых подвигах. Свою дочь он собирается выгодно выдать замуж, но чтобы свадьба состоялась, жених и невеста должны предоставить брачные договоры своих родителей. Именно с этого и начинаются приключения в веселой еврейской семье.

– Интересная и забавная пьеса, – говорит Швачунов. – Есть у меня чувство, что зритель примет этот спектакль – там есть где посмеяться, погрустить, а может, даже и всплакнуть. Странно, что «Ктубу» практически не ставят. Похожая ситуация была со спектаклем «№13», который у нас сейчас идет с большим успехом. Помню, много лет назад директор Владимирского театра дал мне почитать эту пьесу. Я хохотал в голос – это одна из самых смешных пьес! Но что удивительно, тогда управление культуры Владимира отказало в финансировании, посчитав пьесу легкомысленной и хулиганской. Директор театра нашел меценатов, благодаря которым мы смогли сделать спектакль. Он, кстати, до сих пор с большим успехом идет во Владимире, приносит какие-то деньги. А спустя годы «№13» появился в репертуаре МХТ имени Чехова.

– Вы не боитесь сравнений? В постановке МХТ режиссером был Владимир Машков, в свое время играли Евгений Миронов, Авангард Леонтьев...

– Да практически все роли до тебя играли миллион раз. Причем гениальные актеры. Этого не нужно бояться! К тому же есть у меня такое свойство: все препятствия, которые встречаются по жизни, только подстегивают, заставляют двигаться вперед! Наверное, это потому, что во мне течет кровь казака. Мой прадед Тимофей Кочетков служил у Николая II в императорском конвое. Кстати, была забавная ситуация, связанная со спектаклем «№13». Как-то жена услышала разговор зрителей. Одна дама перед началом спектакля была скептически настроена: «Что тут могут показать? Я в Москве была на этом спектакле, 10 тысяч за билет отдала. А здесь всего 250 рублей. Халтура какая-нибудь будет». А потом до слез хохотала и аплодировала, выкрикивая курским актерам: «Браво!»

Подписывайтесь на новости «Друг для друга» в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, FacebookTwitter

Марина ВЕБЕР


Вверх  —  Отзывы читателей (2)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Yury6 февраля 2016, 13:46:11
e-mail: master.translontano@rabt.com, город: Baltic Sea

V noyabre byl na dvuh spectalyah o4en o4en ponravilos
Александр Швачунов SUPER ACTOR!!!



Владимир8 февраля 2016, 17:10:25
город: Курск

Очень добрый, талантливый актер. Интересное интервью получилось, спасибо.



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 4 423
Посетителей вчера: 34 774
Всего c 10.03.2003: 120 735 679
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных