Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 26.04.2024, 23:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (октябрь 2014 года)


16 октября 2014, 16:48

Курских летчиков признавали лучшими в СССР

80 лет назад Курское бюро обкома ВКП (б) приняло постановление об организации аэроклуба. С тех пор здесь воспитали сотни молодых людей, некоторые из них стали мастерами спорта, другие отличились на войне и при освоении космоса, получив звания Героев Советского Союза. Сегодня курский аэроклуб ассоциируется в первую очередь с парашютным спортом, хотя еще в 60–70-х годах он был известен как кузница лучших летчиков страны. Тогда куряне неоднократно выигрывали не только внутренние соревнования ДОСААФ, но и всесоюзные чемпионаты.

Фактически аэроклуб начал полноценно работать в 1936 году. В 50-е, с образованием добровольного общества содействия армии, авиации и флоту вошел в структуру ДОСААФ. Задачи того времени – подготовка курсантов-летчиков, планеристов, парашютистов, авиамоделистов. Клуб известен своими выпускниками, среди которых Герои Советского Союза Андрей Боровых, Сергей Сыромятников, Виктор Александрюк, Александр Еремин, Николай Леонов, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной войны. В Курске проходили подготовку будущие космонавты Игорь Волк, Александр Баландин, Александр Лавейкин и Муса Манаров.

Были у воспитанников аэроклуба и серьезные достижения в спорте. Например, курянка Клавдия Дьякова становилась чемпионкой СССР по планерному спорту, на ее счету шесть всесоюзных рекордов. Парашютисты не только брали первые места на крупных соревнованиях, но и ставили мировые рекорды по групповым прыжкам, как было в 1961 и 1962 годах. Хватало побед и у летчиков: с конца 60-х куряне постоянно участвовали в чемпионатах Советского Союза по самолетному спорту. Одними из первых чемпионами СССР были наши земляки Владислав Целебровский и Анатолий Чуев.

Влюбленные в небо

После Великой Отечественной войны в курском аэроклубе, помимо воспитания летчиков-курсантов, возрождали самолетный спорт. Прежде пилоты летали на поршневых «Ут-2», «Як-18», «Як-18А», «Як-18П», в истории остались имена инструкторов Белозерова, Сердюкова, Мухина, Афиногенова. В конце 60-х годов куряне перешли на реактивную технику. По воспоминаниям Евгения Васюкова, руководителя полетов курского аэроклуба, в 1967 году из Чехословакии в Курск пригнали новенькие «Л-29». Именно на них и выступали наши летчики на различных соревнованиях по реактивному самолетному спорту.

– Программа соревнований состояла из трех упражнений, – рассказывает Евгений Никитич. – Первое – обязательный комплекс из 12 фигур прямого высшего пилотажа. При выполнении упражнения оценивали качество отдельных фигур, слаженность, место пилотажа относительно центра зоны. Далее – полет по четырехугольному маршруту с переменным профилем, опознавание знаков на поворотных пунктах с выходом на конечную точку в заданное время. Были и полеты по кругу на точность приземления.

По словам Васюкова, такое по плечу только профессионалам, участник должен был иметь налет не менее 200 часов. Что уж говорить о знании крылатой машины: не иначе, как на «отлично».

– Люди, не знакомые с техническими видами спорта, почему-то убеждены, что в них соревнуются не люди, а моторы, – продолжает наш собеседник. – Здесь есть только доля истины. Конечно, многое зависит от техники, но это не самое главное, ибо даже самая лучшая техника без человека мертва... Диву даешься, сколько мужества и мастерства надо проявить, чтобы успешно выступить в авиасоревнованиях. Как надо ориентироваться в пространстве, какую выносливость иметь, когда тебя сдавливают многократные перегрузки! Самолетный спорт по силам лишь физически развитым и подготовленным людям.

Лучшие из лучших

И такие были в курском аэроклубе. Первым на «Л-29» стал летать Чуев, потом подтянулись Целебровский, Васюков, Калашников, Ковалев... В итоге набралось порядка 20 человек, часть из которых участвовали в зональных соревнованиях ДОСААФ, лучшие входили в сборную оборонного общества и летали на всесоюзные чемпионаты, где конкурентами были лучшие пилоты ВВС и ПВО. Здесь Чуев и Целебровский становились абсолютными чемпионами СССР – в 1969, 1971, 1977 и 1983 годах.

Дух соревнований отлично передает «Курская правда», писавшая в сентябре 1971-го: «Мягко коснувшись бетонной полосы, самолет пронесся мимо зрителей и остановился. Летчик выбрался из кабины и сразу попал в объятия друзей. Обычно хладнокровный, уравновешенный Анатолий Чуев на этот раз необычайно возбужден. Небо над Краснодаром оказалось счастливым для курянина: он стал абсолютным чемпионом СССР по самолетному спорту на реактивных машинах».

Вместе с Анатолием Михайловичем соревновались асы из Москвы, Ростова, Краснодара, Киева, Липецка, Караганды. Чуев сразу закрепился во главе турнирной таблицы, безукоризнено выполнив комплекс фигур сложного и высшего пилотажа, причем сверх отведенных четырех с половиной минут. Второй день соревнований прошел менее удачно, курянин занял скромное 12-е место. Однако это не помешало ему по сумме очков обойти конкурентов и стать чемпионом. Домой Анатолий привез комплект из девяти медалей.

Спустя два года достижение Чуева повторил Целебровский. Как отмечала «КП», тот чемпионат был непростым, подвела погода. Поэтому организаторы сначала поставили упражнения на точность приземления и полет по маршруту, а высший пилотаж оставили на потом. «Впереди по сумме очков шел Анатолий Чуев, абсолютный чемпион 1971 года, – пишет спорткор. – Шел с довольно прочным запасом – в 20 очков. Вспомним, что в прошлом году он, проиграв только очко А. Николаенко (команда ВВС – ред.), завоевал серебряную медаль. Высший пилотаж – его стихия, поэтому Чуева и считали претендентом №1 на звание абсолютного чемпиона. На втором месте тоже курянин – Владислав Целебровский».

И вот последнее упражнение, в небо поднимается Чуев. Первые пять фигур выполняет на «отлично», особенно удается «двойная восходящая бочка с правым переворотом на горке». У нее самый высокий коэффициент сложности – 40. Летчик заходит на новый вираж, и тут происходит неожиданное: он пропускает шестую фигуру! Такой промах стоил 140 штрафных очков.

На самолете «01» стартует Целебровский. Кто-то из зрителей шутит: мол, этот и выиграет. Так и выходит: в пилотаже Владислав становится вторым, а по сумме – первым, абсолютным чемпионом. У Чуева на данном чемпионате только «бронза».

«Девять лет коммунист Целебровский готовит спортсменов в Курском авиаклубе ДОСААФ, – писали журналисты. – Многие его ученики давно стали военными летчиками и с благодарностью вспоминают первого учителя. Зрители наградили Владислава бурными аплодисментами. Не смогла поздравить его только жена Раиса. Она летчица Аэрофлота, в те часы вела рейсовый самолет «Ан-2». Кстати, супруги некоторых пилотов тоже были влюблены в небо, работали на гражданских судах, как например, Александра Васильевна, жена Валерия Дарахвелидзе.

Спустя четыре года в Волгограде Анатолий Чуев вновь поднимется на пьедестал. После награждения летчик заявит об окончании спортивной карьеры: «Нынешний чемпионат был для меня последним, сам, как говорится, ставлю точку. Буду работать тренером». Спортсмен признался: «На Волге я переживал меньше, чем во время воздушного парада в Москве, в День авиации. Там мы не были ограничены такими жесткими рамками, а волновался как никогда. Ведь за каждым движением пятерки реактивных самолетов в небе столицы следили десятки тысяч человек и миллионы телезрителей. Машины вели летчики Курского авиаклуба, мои товарищи – Евгений Васюков, Гавриил Хильченко, Анатолий Калашников и Егор Родионов. Все они мастера спорта».

Стоит отметить, что Чуеву одному из первых летчиков оборонного общества присвоили звание «Заслуженный пилот СССР».

Четверо в «50»

К слову, об авиапраздниках. Курских асов не раз приглашали показать мастерство на публике. Было это и на открытиях чемпионата мира по вертолетному спорту в Витебске, и на чемпионате мира по планерному спорту в Орле, и на показательных выступлениях в подмосковном Тушино. А в 1967-м четверо курян – Целебровский, Васюков, Хильченко и Николай Рожков были приглашены на авиапарад в Домодедово в честь 50-летия Советской власти. Тогда в небе можно было видеть колоссальное действие: 34 самолета выстроились в фигуру «50». По словам Васюкова, на парад набрали лучших летчиков из 20 авиацентров Союза, тренировки шли два месяца в Рязани и Коломне. За участие в таком мероприятии курян отметили премиями и благодарностями, а Евгению Никитичу вручили орден «Знак почета».

Как утверждает Евгений Васюков, курские спортсмены стали первыми в СССР летать «пятерками» на реактивных самолетах. Масштабное, красивое зрелище: пять машин взмывают в небо и на высоте двух километров синхронно выполняют фигуры высшего пилотажа. Дух захватывает!

Полет окончен

Распад Советского Союза внес свои изменения в работу ДОСААФ, финансирование резко сократили, ряд программ по подготовке школьников и студентов закрыли. Досталось и летчикам: в их работе больше не нуждались.

– Эскадрилья у нас была, считай, двадцать с копейками самолетов, штаты обслуживания – около 200 человек. Потом пришла директива: перегнать «Л-29» в Мичуринск, в Тамбовское училище. Жалко, конечно, было. Думаем, ну ладно, уж троечку себе оставим, может, опять полетаем на показательных выступлениях, «попылим» еще. Оставили. Год они стояли, два... Денег на обслуживание нет, так и их потом забрали. А те самолеты, что в училище отправили, позднее порезали на металл. Считай, новейшая техника, там такой ресурс был....

Летного звена, увы, больше нет, но на этом жизнь эскадрильи не закончилась. И поныне выпускники курского аэроклуба служат военными и гражданскими летчиками в разных уголках нашей страны. В них и живет дело некогда именитых инструкторов Целебровского и Чуева.

Александр ДЕМЧЕНКО, фото из личного архива Евгения Никитича Васюкова


Вверх  —  Отзывы читателей (1)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Наталья6 декабря 2016, 13:56:39
e-mail: natash-molchanova@yandex.ru

Скажите,нигде уже нельзя найти этот выпуск газеты? Анатолий Чуев мой дедушка, случайно вот нашла статью такую. На память бы ему принести ее...

Администратор сайта

Уважаемая Наталья!
Копии газеты можно сделать в Асеевской библиотеке или приходите в редакцию ДДД. Попробуем отыскать номер



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 8 457
Посетителей вчера: 34 264
Всего c 10.03.2003: 120 773 977
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных