Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 26.04.2024, 23:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (август 2013 года)


25 августа 2013, 11:51

Война и мир курского изобретателя

Сталинский террор, война с фашизмом, разработки для гражданской авиации и секретные проекты советского оружия в эпоху «холодного» противостояния СССР и США... Чего только не уготовила ему судьба. И в свои 88 лет Лев Розенман продолжает изобретать, упрощает, снова творит. Как вчера и много лет назад.

Мне подыграли музыканты

Лев Розенман и его электронная пишущая машинка «Ромашка»
Лев Розенман и его электронная пишущая машинка «Ромашка»

1925 год, Саратов. Когда в семье партработника и фельдшера родился ребенок, за окном трубил оркестр – шла первомайская демонстрация. Вскоре Розенмана-старшего перевели в Свердловск на строительство уральских заводов. Здесь 8-летний Лева пошел в первый класс. Еврейский мальчик не в пример другим своим собратьям хулиганил, что было сил, за что его даже исключили из школы. Посерьезнеть заставила сама жизнь. В пик сталинских репрессий домой заявилась комиссия НКВД. Отца арестовали по доносу как троцкиста: лишили билета, исключили из партии. Хорошо, хоть в ссылку не отправили.

Когда Лев закончил 8-й класс, началась Великая Отечественная война. Без аттестата о среднем образовании юноша поступил в институт, но было уже не до книжек, семья оказалась в нужде. За работу электриком платили продовольственными карточками, и он согласился. В феврале 1943-го, не достигнув 18 лет, добровольцем ушел воевать. Толкового паренька сразу определили в связисты. Бои на Западном и III Белорусском фронтах, победу Розенман встретил по дороге на Дальний восток. Бороться с милитаристской Японией весной 1945-го шли сотни эшелонов с танками, артиллерией, пехотой. Однако, по воспоминаниям фронтовика, после того, как американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, война быстро сошла на нет. Закончилась она и для него.

Впереди было мирное небо и учеба в МВТУ имени Баумана на факультете приборостроения. Он быстро включился в серьезные исследования, самостоятельно разработал усилитель для автоматического дистанционного астрокомпаса, нашедшего применение в полярной авиации. В Москве встретил свою будущую супругу Ирину Попову, впоследствии завоевавшую известность в музыкальных кругах нашего города. Студентка консерватории принципиально взяла еврейскую фамилию мужа, хотя для 1952 года, когда сталинская политика государственного антисемитизма и ее апофеоз «Дело врачей» до предела накалили межнациональную обстановку в стране, это был очень смелый шаг. Но ленинградцы – особая порода людей: в блокаду она потеряла родителей, чудом выбралась из осажденного города по Дороге жизни через Ладожское озеро.

Ответ шепнуло небо

1959 год. На смену винтовым самолетам пришли реактивные. Воздушный флот нуждался в бортовом оборудовании совсем иного уровня. Для решения поставленной задачи в Курске создано опытно-конструкторское бюро «Авиаавтоматика», именовавшееся вначале просто как «Почтовый ящик 50». Начальником комплексной экспериментально-исследовательской лаборатории становится Лев Розенман, до этого работавший на аналогичном оборонном предприятии в Свердловске.

Аккурат к празднику всех трудящихся 1 Мая 1960-го советские ракетчики сбили над Уралом американский самолет-шпион U-2. Катапультировавшийся летчик Пауэрс, живой и невредимый, отошел в ведение КГБ, а обломками его летательного аппарата, в том числе новейшей курсовой системой, заинтересовались инженеры. Разработку советского аналога поручили Льву Исааковичу. Добиться схожести было не так просто – в то время страна не выпускала нужных комплектующих. Тем не менее в короткие сроки под руководством Розенмана была разработана первая в СССР курсовая система ГМК-1 с управлением на базе транзисторов. Самый сложный ее блок выполнил конструктор из Раменского ОКБ Марк Бейзеров. По сравнению с находившейся в эксплуатации системой КС, новая была не только втрое легче, но и потребляла энергии чуть ли не в четыре раза меньше за счет замены электронных ламп транзисторами. Курсовая система ГМК-1 устанавливалась на пассажирские «Ан-24» и «Як-40», военно-транспортный «Ан-26» и другие самолеты. Это была первая современная и технически сложная продукция, которую серийно выпускал курский завод «Прибор».

Экспедиция к Францу-Иосифу под грифом «секретно»

Экспедиция на архипелаг Земля Франца-Иосифа (1961 год)
Экспедиция на архипелаг Земля Франца-Иосифа (1961 год)

Советского неба американской разведке было мало. В конце 1950-х их атомные субмарины, проплывая подо льдами Северного полюса, стали нагло выходить в наши арктические воды и даже к побережью. На борту подлодок стояли баллистические ракеты «Полярис». Руководство СССР в срочном порядке решает создать систему защиты от непрошенных гостей.

В ленинградском НИИ-15 был разработан принципиальный проект поиско-прицельной системы «Беркут», его авторы удостоились Ленинской премии. Самолетом-носителем системы стал «Ил-38». Оборудованный торпедами и мощной вычислительной техникой, он, кроме того, нес гидроакустические буи. Они сбрасывались на парашютах и позволяли прослушивать акваторию вокруг. По их сигналам бортовая ЭВМ вычисляла параметры цели и предлагала решение – поражать или нет.

Разработкой блоков целеуказания, входивших в состав буев, руководил Лев Исаакович. Лабораторные испытания успешно прошли на базе Черноморского флота, предстояло выяснить, насколько они работоспособны в полярных условиях. Летом 1961 года, с началом навигации, снаряженный в экспедицию ледокол «Мурман» с вертолетом на борту отправился из порта Мурманска в Баренцево море к архипелагу Земля Франца-Иосифа, островам Визе и Виктория.

На несколько месяцев они затерялись среди вечных льдов и белых медведей, лишь иногда посылая на большую землю сообщения морзянкой. Трое курян – Лев Розенман, Владимир Сонин и Николай Арюпин – вместе с помощниками из Киева и Ленинграда целыми днями пропадали на измерениях, возвращаясь на корабль только чтобы переночевать. Одним из первых островов, выбранных в качестве опорных точек для изучения магнитных полей, был остров Белл. Там у небольшого озера исследователи наткнулись на дом Эйры – незамысловатое сооружение, в 1881 году построенное экипажем британца Бенджамина Смита из обломков его яхты «Эйры», раздавленной льдами. Пострадал и советский корабль – ночью произошло столкновение с ледяным торосом, но пробоину оперативно заделали. А вот действительно несладко нашим землякам пришлось во время рейда на остров Виктория.

Айсберг, на котором они находились, неожиданно подняло приливом и стало уносить в открытое море. «Мы кинулись к сигнальным ракетам – они отсырели! Рация тоже залита водой, – вспоминает Лев Исаакович. – Корабль стоял на якоре в километре, но видимость была никакая, несмотря на полярный день. Вдобавок весь экипаж, как обычно, по вечерам смотрел кино. Пришлось померзнуть часов 10, прежде чем на «Мурмане» забеспокоились, стали искать нас прожекторами. В конце концов заметили».

Завершение испытаний и срочные дела по службе заставили Розенмана вернуться в Мурманск на вспомогательном корабле экспедиции «Призма» и далее в Курск. Володя Сонин и Коля Арюпин остались с аппаратурой на борту «Мурмана», перед командой которого еще стоял ряд задач. 30 октября на Новой Земле была взорвана водородная бомба. Спустя всего два дня в пораженную зону, видимо для выполнения каких-то работ, вошел «Мурман». Командир по громкой связи, не объясняя причин, запретил выход на палубу. Но Володя, неуемный фотограф и кинооператор, вопреки запрету поднялся наверх. Последствия этого поступка сказались позже и, как полагает Розенман, существенно повлияли на здоровье его товарища, одаренного инженера, всецело отдавшего себя работе в Курском ОКБ, сократив его жизнь.

Когда цвели «Ромашки»

Судьба столкнула Розенманов с вдовой Героя Советского Союза Степана Перекальского – Лидией Исаевной. Когда между их семьями завязалась тесная дружба, Лев Исаакович уже отошел от военных разработок. Его изобретения стали носить исключительно мирный характер. Три десятка патентов и авторских свидетельств, но самое известное его детище – первая в СССР электронная пишущая машинка «Ромашка», выпускавшаяся курским «Счетмашем» с 1989 по 1993 год.

Поначалу работу над ней никто всерьез не воспринимал, кроме самих инженеров-изобретателей. Но чудаки, как они сами себя называли, оказались удачливее своих коллег из Москвы и Ленинграда.

За «мозг» машины отвечал талантливый схемотехник и программист Борис Дремов, конструкцию со всеми узлами взял на себя Розенман. «Когда стало ясно, что наша машина проще, а по функциональности не хуже итальянских и японских образцов, вопрос с запуском серийного производства был решен, – говорит курянин. – Новое подразделение «Счетмаша» – завод «СЧПУ» к тому времени оказался без продукции, поэтому «Ромашка» пришлась очень кстати, предприятие избежало банкротства».

Машинки клепали четыре конвейера, все они расходились как горячие пирожки. Поскольку «Ромашка» выпускалась на языках большей части республик СССР, это позволило ей стать популярной далеко за пределами Курска. В отличие от обычных пишущих машин, она обладала собственной памятью, куда можно было записать до четырех листов текста, корректировать его, выводить на печать. И стоила почти втрое дешевле зарубежных аналогов – 800 рублей. Но за несколько лет техника сделала огромный рывок вперед: появились первые компьютеры с принтером и отдельной клавиатурой. «Ромашка» уступила им.

В это время на основной площадке «Счетмаша» развернули массовое производство кассовых аппаратов «ЭКР». Самым дорогим покупным комплектующим изделием к нему был принтер, печатающий чеки. Его приходилось за валюту приобретать у монополиста – Японии. Избавить завод от дорогого зарубежного поставщика удалось опять-таки дуэту Розенман – Дремов. Они разработали упрощенный отечественный вариант.

Некоторые изобретения курянина выбиваются из общего ряда. Например, устройство для предотвращения скольжения и травмирования при ходьбе в зимних условиях. Его полезность оценили даже на центральном ТВ – в январе 2004 года Лев Розенман стал гостем одной из передач на Первом канале.

Алексей ПИЩУЛИН, фото автора


Вверх  —  Отзывы читателей (1)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Tamara24 мая 2014, 08:04:24

Горжусь своим дядей Левой!!!! Так держать!



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 1 766
Посетителей вчера: 34 264
Всего c 10.03.2003: 120 767 286
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных