Новости компаний (июль 2013 года)
14 июля 2013, 16:12 Курские летчики в огненном небе ИспанииВ июле 1936 года Испанию охватила гражданская война. Республиканское правительство вступило в ожесточенную борьбу с националистами-повстанцами, которыми руководил мятежный генерал Франко. Заручившись поддержкой Гитлера и Муссолини, он пытался захватить власть, но испанский народ не сдался. Вместе с добровольцами-интернационалистами бравые камарадос бились за каждый клочок родной земли. Среди тех, кто воевал за свободу Испании, были и выходцы из Курской области. Сегодня мы расскажем о четырех летчиках-курянах, которые ковали победу в небе над Мадридом, Валенсией, Барселоной... Бесстрашный «Костя»Константин Юрьевич Колесников – первоклассный советский пилот, Герой Советского Союза. Родился в Рыльском районе, до 1927 года работал на брянской железной дороге, после был призван в армию. В следующие несколько лет курянин окончил Ленинградскую военную школу, а затем и Борисоглебскую авиашколу. До гражданской войны в Испании служил летчиком, руководил одним из отрядов 107-й истребительной эскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. В ноябре 1936 года капитан Колесников отправился добровольцем в Испанию. Здесь он командовал 1-й эскадрильей истребителей И-16, имел позывной «Костя». По воспоминаниям сослуживцев, Константин Юрьевич знал на «отлично» тактику ведения воздушного боя, не страшился неприятеля, с небывалой отверженностью бросался на противника. «Если он вел эскадрилью в бой, то всегда атаковал врага первым и никогда не сворачивал с курса, – пишет в своих воспоминаниях летчик Акуленко. – Так было и в бою над Толедо. Наши девять И-16 встретились с пятнадцатью «Юнкерсами», шедшими на бомбежку под прикрытием 12 истребителей – «Хейнкелей» и «Фиатов». – Атаковать! – просигналил Колесников и по своему обыкновению первым ринулся на фашистов. Атака комэска была успешной: «Юнкерс», дымя, пошёл к земле. В этом неравном бою наши три звена сбили два бомбардировщика и три истребителя». С ноября 1936 года по май 1937 года Колесников лично сбил четыре самолета врага, а также три в составе группы. Основные победы произошли в небе над Мадридом. «В 11:30 эскадрилья была вызвана по тревоге на Мадрид против появившихся «Юнкерсов». Это был 3-й вызов по счету, – описывает события 6 декабря капитан. – Прилетев к Мадриду, заметили две группы «Хейнкелей», по семь самолетов каждая. Моя высота была две тысячи метров, я принял решение зайти им в хвост со стороны солнца, набирая высоту по дороге. Маневр удался, пятеркой я набрал 3100 метров, вышел в хвост последней семерки и пошел на сближение. «Хейнкели» нас заметили уже тогда, когда дистанция между нами была триста метров. Вся семерка сразу же заметалась, расстроив свой парадный строй, но было уже поздно: пятерка наших самолетов, ведя огонь, прошла буквально через строй, чуть не задевая друг за друга. В этот раз было сбито два «Хейнкеля». Буквально через десять дней новый бой. Теперь советские асы вместе с летчиками-республиканцами пытались перехватить две группы бомбардировщиков, которых прикрывали двадцать пять истребителей. В том сражении противник не досчитался семи самолетов. Они упали неподалеку от Мадрида. В следующем 1937 году Константин Колесников отметился в нескольких боях, был награжден орденом Красного Знамени. Увы, но в мае этого же года пилот трагически погиб. В отчете республиканской армии значилось: «... при подходе к аэродрому, при левом развороте И-16 задел консолью левой плоскости за дерево, отчего самолет потерял скорость и врезался в бугор». Изначально причиной ЧП назвали ошибку летчика, однако в дальнейшем выяснилось, что все-таки имела место неисправность в самолете. По решению командования Колесникова представили к званию Героя Советского Союза (посмертно). «Камарадо Павлито»У выходца из поселка Липник Медвенского района Павла Терентьевича Коробкова – интереснейшая судьба. До службы в армии курянин работал чернорабочим в колхозе, потом был пастухом. После окончания двух лётных школ (в Одессе и Ворошиловграде) Коробков полностью связал себя с авиацией, участвовал как минимум в четырех военных конфликтах. Он бил испанских националистов, сражался против японцев на реке Халкин-Гол, воевал с финами и, конечно же, прошел Великую Отечественную войну. В июне 1938 года курянин отправился добровольцем в Испанию. Здесь старший лейтенант Коробков служил до 1939 года. За время кампании совершил 121 вылет, 36 раз принимал бой, сбил 6 самолетов. Первое сражение – над Валенсией, дебют выдался удачным – сбил один из самолетов противника. «В тот памятный день он (Коробков – от ред.) вместе с другими летчиками сопровождал группу бомбардировщиков к линии фронта, – пишет генерал-майор в отставке Иван Долгов. – Шел правым ведомым. Неожиданно впереди показались вражеские самолеты. Они летели встречным курсом на одинаковой высоте. Хотя и был строжайший приказ держаться кучно, Коробков в миг забыл обо всем на свете. Сделав поворот, он тут же оторвался от своих и оказался лоб в лоб с неприятельским истребителем. Исход решали секунды. Нажим на гашетку, и по вражеской машине хлестнул огненный ливень из четырех пулеметов. Ослепительно блеснул взрыв, и у всех на глазах к земле полетели обломки расстрелянного им вражеского самолета». На земле нашего аса встретили ликованием. Испанцы были восхищены советским офицером. Один из республиканцев обнял Павла Терентьевича и прокричал по-русски «Молодец!», после со словами «Камарадо Павлито, идем посмотрим твой авион», повел летчика к самолету. На нем «красовались» 15 пробоин... Под конец гражданской войны, в феврале 1939 года, Коробкова удостоили звания Героя Советского Союза. После этого были три военных конфликта, учеба в военной академии Генерального штаба, отставка. На пенсию курянин ушел в звании генерал-майора. Русский ФернандоПопов Вячеслав Дмитриевич родился 4 марта 1914 года в селе Верхние Любажи Фатежского района. После фабрично-заводской школы трудился клепальщиком на производстве, параллельно учился в аэроклубе. С января 1934 года – служба в Красной армии, лётная школа в Чкалове. С августа 1937 года по март 1938 года старшина Попов участвовал в национально-революционной войне в Испании. Изначально был пилотом, а в дальнейшем и командиром звена истребителей. Испанцы знали курянина по псевдонимам «Жора», «Григорий», «Жорж», «Фернандо Монтанель». В июне 1938 года газета «Красная звезда» рассказала о бое в районе Ампоста. В нем участвовал наш пилот: «...От летного здания быстро подъехала машина. Посыльный вручил радиограмму: «Торговый пароход, находящийся на полпути от границы Франции к Барселоне, обстреливается двумя фашистскими гидросамолетами». Через 30 секунд истребители взмыли ввысь... Вскоре далеко на горизонте появился дымок. Корабль там! Истребители ринулись к нему. Подлетая, летчики увидели два фашистских гидроплана, обстреливающих беззащитный пароход. Начался бой. Фашистский гидроплан, атакуемый Фернандо, вошел в вираж, наставляя свои пулеметы на истребителя. Фернандо, чтобы избежать огня, удачным маневром подскочил под хвост вражескому самолету и прицелился в среднюю часть его дна. Как ни вилял фашист, ему ничто не помогло. Фернандо нажал гашетку пулеметов, самолёт врага задымился и, через несколько секунд, весь в пламени, упал в море». За время испанской войны Попов совершил более 50 вылетов, сбил несколько самолетов, имел ранения. В феврале 1938 года попал в авиакатастрофу, находился в госпитале. После был эвакуирован в СССР. Участник Советско-финской и Великой Отечественной войн. «Володя был не досягаем»Курский летчик Владимир Бочаров – личность известная в наших краях. Именно его первым из курян удостоили высокого звания Героя Советского Союза. Увы, цена признания – жизнь... В октябре 1936 года старший лейтенант Бочаров отправился в Испанию, здесь командовал авиаотрядом, был известен под псевдонимом «Хосе Галарс». Провоевал не так долго, буквально месяц, однако успел отличиться в боях (два сбитых самолета), заработал авторитет у сослуживцев. «Летчику нетрудно узнать почерк мастера. Я тоже летал на И-16, но теперь мне казалось, что у Бочарова он и разбегается как-то быстрее, и отрывается от земли раньше обычного, – пишет в своих воспоминаниях Герой Советского Союза Емельян Кондрат. – Оторвался – и сразу круто пошел вверх. Я было подумал, что мотору не вытянуть. Но... вытянул. Бочаров положил самолет на крыло, по спирали забирая все выше и выше. Сделал несколько фигур, и все у него выходили изящно и стремительно. Но вот он вдруг низвергся в крутом пике вниз. Пора выходить, давно пора, а он тянет. Николай Артемьев беспокойно посмотрел на меня и... с облегчением вздохнул: «Ишачок» почти у самой земли выпрямил полет, что называется, постриг аэродромную траву – и вновь понесся по дуге в набор, едва не касаясь земли...» Когда Бочаров вылез из самолета, его обступили летчики, американские пилоты, наблюдавшие за «выступлением» курянина, бросились обнимать его, с интересом рассматривали самолет аса. «Володя стоял, сняв шлем, смущенно отбиваясь от похвал: «Да ну что вы, пустяки...» – пишет Кондрат, добавляя, что многие истребители виртуозно управлялись с машиной, но «Хосе-Володя Бочаров был недосягаем». В ноябре 1936 года Бочаров был сбит рядом с Мадридом. Свидетель этого события – Сергей Денисов, дважды Герой Советского Союза, вспоминает: «Бой 13 ноября, из которого Бочаров не вернулся, я хорошо помню. Мы вылетели двумя отрядами. Один вел Бочаров, другой – я. Когда началась «карусель», так обычно вели бой истребители в те годы, я увидел, как один наш самолет падал на территорию врага. Машина не горела, но летчик, видимо, был ранен или убит». В той схватке с пятью истребителями Бочаров сбил один вражеский самолет, получил тяжелое ранение. Приземлившись рядом с городом Сеговия, Владимир попал в плен. Националисты пытали курянина, потом убили. Спустя несколько дней противник сбросил над столицей Испании деревянный ящик. В нем находились останки человека. По одежде сослуживцы опознали Бочарова... Бесчеловечный поступок франкистов горячо обсуждали в республиканских отрядах. После случая с Бочаровым испанцы не брали в плен летчиков подбитых самолетов, убивали авиаторов без суда и следствия. По решению ЦИК СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленную при исполнении воинского долга, Владимиру Михайловичу Бочарову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО
Я,Томашкевич Виктор Евгеньевич, мне 73 года. В 1966-1970 гг.работал первым секретарем Курского обкома комсомола. Сейчас работаю над материалами к 100 летию со дня рождения Монашева Л.Г., который в те далекие годы работал Первым секретарем Курского обкома партии.Помню такое событие. Приходит ко мне военком области Журавлев и говорит: Виктор, в таком то районе умерла женщина.Когда тело подняли с кровати, то под матрасом нашли грамоту Героя Советского союза летчика Бочарова.Это был её сын. Наше состояние было подавленным. Что-то надо делать.Я позвонил Монашеву Л.Г. и сказал ему о информации Журавлева.. Он ответил заходите сейчас же ко мне. Монашев был в волнении. Он очень близко воспринял информацию вдвойне, так как в годы войны служил в летных частях. Стали обсуждать, что нужно и можно сделать для увековечивания памяти погибших и прежде всего Героев страны. Родилась идея отметить дома, где жили Герои памятными досками со словами известной песни "Здесь живет семья российского Героя, грудью защитившего страну" Монашев поддержал и поручил нам -комсомольцам заниматься этим делом. Я стал искать в интернете, что есть по Бочарову и Гугол меня привел к Вам. Можете представить мое состояние. Спасибо Вам. .п.с. черкните, что получили. Уважаемый Виктор Евгеньевич! Рады, если наши материалы помогли Вам в Вашей работе. Если у Вас есть интересные материалы о жизни Л. Г. Монашева, присылайте или поделитесь ссылкой на них. Рассмотрим и, возможно, опубликуем к его 100-летию. С уважением, редакция
Выскажите своё мнение о новости
|