Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 25.04.2024, 22:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (январь 2013 года)


8 января 2013, 13:26

Курянин участвовал в экспедиции к «Титанику»

Теперь многие курские школьники хотят связать свою жизнь с морем. Такое решение они приняли после встречи со старшим научным сотрудником Института океанологии имени Петра Ширшова РАН Игорем Ракитиным. Ученый приехал в Курск, чтобы рассказать ребятам о погружении глубоководных аппаратов «Мир» на дно Атлантики, о знакомстве с легендарным режиссером Джеймсом Кэмероном и о съемках фильма «Титаник».

Свой рассказ он подкрепляет видеоматериалами. «Но даже эксклюзивные кадры не могут передать ощущений, которые мы испытали при исследовании затонувшего лайнера», – замечает Игорь Яковлевич, входивший в инженерно-техническую группу экспедиции.

«Снимать «Титаник» Джеймс Кэмерон и не думал»

Игорь Ракитин приезжает в Курск с особым чувством. «Моя мама отсюда родом, здесь я провел детство, – говорит он. – Так что считаю себя курянином. И когда институт океанологии отправляет меня в командировку в Курск, всегда еду, как домой. К тому же в городском комитете образования, узнав тему моей лекции, всячески поддержали и оказали содействие».

Послушать Ракитина интересно любому. Ведь он был участником уникальной экспедиции, благодаря которой появился оскароносный кинофильм «Титаник»! Дети и вовсе слушают рассказ Игоря Яковлевича, затаив дыхание. «Особенно впечатлительны ученики 4–5-х классов, – говорит ученый. – Они такие романтики! Бегут за автографами, интересуются, где нужно учиться, чтобы управлять батискафами «Мир», погружаться на дно океанов. Делюсь с ребятами опытом. Я ведь тоже не сразу пришел к этому. По образованию я – горный инженер-механик. Но это не мешало мечтать о море. Проработав два года по специальности, сбежал на промысловый корабль матросом. Это было замечательное время – по полгода проводили в рейсах. А потом я пришел в институт океанологии, где пригодился мой диплом инженера-механика. Создал мини-буровую установку на батискаф, чтобы брать образцы пород. И в первом рейсе буровая установка на батискафе «Аргус» продемонстрировала свою состоятельность – мы взяли образцы породы подводного горного хребта в Тирренском море, проведя бурение с борта обитаемого подводного аппарата. Конечно, не передать чувства, когда ты опускаешься на морское дно, особенно в вулканически активные зоны, где из расколов подводных скал хлещет кипяток! Это захватывающее зрелище!»

С Джеймсом Кэмероном российские ученые начали сотрудничать еще в 1993 году. Тогда режиссер снимал два документальных фильма – один о «Титанике», другой об одной из ярчайших морских трагедий Второй мировой войны – гибели флагмана Третьего рейха линкора «Бисмарк».

«Снимать художественный фильм, который впоследствии станет самой кассовой картиной, он даже не помышлял, – говорит Игорь Ракитин. – Но мы смогли убедить режиссера создать кино. Особенно постарался Анатолий Сагалевич, разработчик обоих «Миров», заведующий лабораторией глубоководной техники Института океанологии РАН, доктор технических наук, профессор, Герой России. Как-то Джеймс Кэмерон поделился своими опасениями: «В том, что мы сделаем прекрасные съемки под водой, я не сомневаюсь. Но нужна главная идея фильма, а ее пока нет». И тогда Сагалевич ответил: «Мир устал от жестокости и насилия. Нужен человечный фильм, покажи красивую и большую любовь, сделай ее лейтмотивом картины». Режиссер сначала возражал, мол, какая любовь? Судно просуществовало всего три дня! На что наш руководитель был непреклонен: «Любовь – это полет. Давай начнем, а там посмотрим». Примечательно, что эти идеи позже и были воплощены в «Титанике». Стоит только вспомнить самую известную сцену «полета» Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет, стоящих на самом краю носовой части лайнера.

До «Титаника», лежащего на глубине почти четыре километра, «Мир» опускается два с половиной часа

Благодаря специалистам Российского института океанологии и научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», легендарный фильм Джеймса Кэмерона получился таким правдоподобным. Кадры на дне океана снимали с двух российских батискафов «Мир». Игорь Ракитин тогда входил в инженерно-техническую группу. «Идет погружение, – вспоминает он. – Мы сидим перед мониторами и отслеживаем все происходящее. Внутри батискафа установлены четыре камеры наблюдения, одна снаружи. И они постоянно в нашем поле действия, мы контролируем каждый шаг и решение пилота и бортинженера, чтобы в случае аварийной ситуации помочь. Конечно, времени это занимало очень много – только путь до затонувшего корабля, лежащего на глубине почти четыре километра, длится два с половиной часа! Давление там колоссальное! Но наши аппараты легко справлялись с поставленными задачами и выдерживали нагрузки. Для примера – толщина стекла иллюминатора «Мира» – 16 сантиметров!»

Джеймс Кэмерон так говорил о подводных съемках: «Это был вызов. Снять фильм в самых экстремальных условиях, с самыми бескомпромиссными требованиями к нему. Я принял этот вызов, и мы проделали массу работы».

«Мир-1» погружался под командованием Анатолия Сагалевича с бортинженером Андреем Андреевым и режиссером Джеймсом Кэмероном на борту. «Кэмерон очень увлекающаяся и концентрированная натура, – замечает Игорь Ракитин. – Чувство глубины его не подавляло. При первом своем погружении он вел себя очень спокойно и даже шутил, что вместе с ним на глубину 3800 метров погружается весь Голливуд». Экипаж «Мира-2» состоял из командира Евгения Черняева, режиссера Эла Гиддингса и Джеффа Ледды – оператора телеуправляемого модуля. Перед каждым погружением экипажи собирались вместе для отработки подводных операций на модели носовой части «Титаника», которую американцы привезли с собой, а затем уже был спуск под воду. Сначала погружался «Мир-1», через час – «Мир-2». За 19 дней экспедиции было совершено 24 погружения – по 12 на каждом из аппаратов «Мир». На глубине экипажи находились по 15–20 часов. В общей сложности было отработано около ста подводных сцен. После очередного спуска приходилось перезаряжать аккумуляторы в обоих аппаратах (на это обычно уходило 10–12 часов), члены экипажей успевали лишь немного поспать – и опять под воду.

Участники экспедиции рассказывали, что прежде всего их поразили габариты «Титаника». Например, котел, вывалившийся из машинного отделения, настолько огромен, что «Мир», длина которого почти восемь метров, садится на него как на платформу.

Модули российских аппаратов без особых проблем заходили внутрь судна. И несмотря на то, что с момента катастрофы прошло сто лет (корпус корабля покрылся ржавчиной, оброс плотным слоем ила), энергетика большой трагедии по-прежнему чувствуется. «Проходишь мимо развороченного трюма, в котором видны остовы легковых машин, и пытаешься представить себе их владельцев, – вспоминал в одном из интервью Анатолий Сагалевич. – В каютах офицеров команды можно разглядеть их интерьер. Ни на миг не отпускает чувство, что ты находишься на месте великой трагедии».

– После того как увидел обломки настоящего «Титаника», мне стало ясно, что я не имею права ни в чем схалтурить, – говорил позднее Джеймс Кэмерон. – Когда мы с русскими закончили подводные съемки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу корабля, и мы спустили на воду венок, на котором написали: «Памяти пассажиров и экипажа «Титаника». Наш фильм — кинематографический венок этим людям.

– Игорь Яковлевич, а какой Кэмерон в жизни?

– И не скажешь, что он мировая знаменитость! Очень приятный и простой в общении человек. Сразу же попросил нас называть его Джим. Конечно, он большой романтик! Очень любознательный, пытливый и увлекающийся. Джим не только режиссер, но и исследователь, который искренне переживает за развитие науки. Во все экспедиции, которые он финансировал, обязательно брал с собой молодых американских ученых.

Но на этом сотрудничество российских ученых с Кэмероном не закончилось. «В 2005 году я вошел в состав очередной экспедиции к «Титанику», – говорит Ракитин. – На глубину почти четыре километра протянули оптоволоконный кабель и по каналу Discovery делали прямой эфир с затонувшего корабля. Об этом я тоже рассказываю школьникам. И если хотя бы несколько человек после наших встреч «заболеют» морем и станут исследователями, миссию свою я выполнил».

Марина ВЕБЕР


Вверх  —  Отзывы читателей (1)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Владимир11 января 2013, 16:47:16

Это круто! "Титаника" снимали на нашем оборудовании — нигде об этом не писали.



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 9 116
Посетителей вчера: 34 774
Всего c 10.03.2003: 120 740 372
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных