Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (сентябрь 2022 года)


2 сентября 2022, 13:01

Зачем в СССР строили подводные дома

Шестидесятые годы прошлого века вошли в историю не только как эра освоения космоса, но и как эпоха исследования морских глубин. В 1962 году изобретатель Жак-Ив Кусто вместе со своей командой построил первый в мире подводный дом. Успех французских коллег вдохновил советских энтузиастов и ученых. О них рассказал ТАСС в спецпроекте «Вперед, акванавты!».

«Ихтиандр-66» на 11-метровой глубине Чёрного моря, 1966 год
«Ихтиандр-66» на 11-метровой глубине Чёрного моря, 1966 год

Прыжок «Ихтиандра»

30 марта 1966 года участники донецкого клуба подводных погружений «Ихтиандр» обсуждали планы занятий в летний отпускной сезон. Один из них предложил единомышленникам построить первый в СССР дом на дне Черного моря. Его создали за несколько месяцев. В ход пошел металлолом и списанные механизмы.

Стены состояли из стальных листов, внутреннее убранство было по-спартански скромным: стол и две полки для сна, как в купе поезда. Воздух подавали с поверхности с помощью компрессора – участники проекта отыскали сломанное устройство и починили его.

Первым советским акванавтом стал председатель клуба «Ихтиандр» Александр Хаес – опытный аквалангист и хирург. 23 августа 1966 года он «заселился» в подводный дом и прожил в нем трое суток.

Из дневника Александра Хаеса: «23 августа. Первые сутки под водой. В доме не холодно, хотя и сильная влажность. Я довольно удобно расположился на нарах. Всю ночь раскачивало дом. Несколько раз с ужасом просыпался – я терял ощущение пространства; иногда мне казалось, что вот-вот лопнут тросы, придется стремглав бросаться к выходу, но где он, с какой стороны? Звонил на базу с тревогой, но уверенный голос неизменно повторял: «Саша, все в полном порядке…» Теперь все сомнения позади. Наш эксперимент, удался».

Позже были построены еще два аппарата, экипаж в которых мог находиться до недели. В экспедициях участвовали и две женщины – первые обитательницы морского пространства: Марина Барац и Галина Гусева.

Спуск на воду «Садко-2» у Сухумского мыса, 1967 год
Спуск на воду «Садко-2» у Сухумского мыса, 1967 год

Былина о «Садко»

Кроме «Ихтиандра», в СССР появилось еще три проекта подводных жилищ. Один из них мог бы стать первым, но опоздал всего на три дня: 26 августа 1966 года близ Сухуми погрузился под воду «Садко» – подводная обитель человека, сделанная Ленинградским гидрометеорологическим институтом и Сухумским акустическим институтом.

Всего было три аппарата, в каждом из них экипаж мог находиться все более длительное время. Экипаж «Садко-3» оставался на глубине целых две недели. Был определен период приспособления организма акванавтов к окружающей среде – трое суток. За это время в крови изменялось содержание белых и красных кровяных телец, снижалось артериальное давление. На четвертые сутки равновесие в организме полностью восстанавливалось, улучшалось общее самочувствие.

Нелегально в подводном доме проживал еще один жилец, которого втайне от начальства захватили с собой акванавты, – котенок по кличке Кессонка (отсылка к кессонной болезни).

Эксперимент прервался внезапно. В Сухумской бухте начался шторм. Акванавты захватили котенка Кессонку и при помощи транспортирующей камеры поднялись на поверхность. Следующие двое суток они провели на берегу в барокамере. На этом испытания завершились.

Черноморцы под водой
Черноморцы под водой

Дары «Черномора»

Над «Черномором» работали ученые-океанологи Академии наук СССР и подводники-любители из Москвы и Северодвинска. Аппарат был создан в 1967 году.

Экипажи, в состав которых входили ученые, врачи и профессиональные водолазы, жили в доме по пять-семь суток. Гидрофизики изучали придонные течения, гидрооптики – особенности распространения света в воде, геологи следили за перемещением поверхности дна, а биологи наблюдали за обитателями моря. Некоторые из этих экспериментов прежде не проводились ни в одной стране мира.

На борту была кофеварка, так что обитатели подводного дома в любой момент могли выпить свежий кофе, а вот пищу доставляли с поверхности. Один из черноморцев получал космическое питание в тюбиках – так акванавты помогали составлять рацион для космонавтов.

«Черномор» на глубине светился, как новогодняя елка: и входной люк, и иллюминаторы были залиты светом. Разумеется, все это привлекало внимание подводных обитателей. Лабораторию очень быстро начали обживать и крабы, и рыбы. Под входным люком поселился скат. Приходилось его отгонять, когда выходили в воду», – вспоминает один из авторов эксперимента Павел Боровиков.

Море не раз напоминало, что для человека оно – чужая и опасная среда: у некоторых подводников после аварийного всплытия проявлялись признаки кессонной болезни, другие простужались. На второй-третий день у акванавтов снижались гемоглобин и количество эритроцитов, росло число лейкоцитов, как при воспалении. Кроме того, в движениях людей появлялась некоторая неточность. И все же физических отклонений, способных нанести фатальный вред здоровью, врачи не зафиксировали.

В 1971 году черноморцы решили побить мировой рекорд по длительности пребывания под водой, который принадлежал американцам, – 60 суток. Эксперимент начался 1 августа. Из-за непрерывной работы аппаратуры на станции было очень жарко, а влажность достигала почти 100%. Чтобы защититься от бактерий, акванавтам приходилось ежедневно протирать тело спиртом.

Долго жить на глубине оказалось тяжело не только физически, но и психологически. Со стрессом боролись, проводя дружеские боксерские поединки между акванавтами и приходившими с поверхности гостями. Еще один способ релаксации предложил командир экипажа Игорь Сударкин. Акванавт, обвязанный воздушным шлангом, выходил за борт и ложился на крышу подводного дома. На 15–20 минут выключалась иллюминация, и наступала абсолютная темнота. В этот момент человек переставал понимать, где верх, а где низ. Черноморцы отмечали, что такая процедура давала эмоциональную разрядку.

До побития рекорда черноморцам оставалось прожить на станции чуть больше недели, но 20 сентября налетел сильнейший шторм. «Черномор» било о дно, заваливало на левый борт, отказали все системы – акванавтам приходилось дышать через аварийные акваланги. В итоге аппарат всплыл на поверхность, и его выбросило на отмель. К счастью, экипаж остался жив.

Был еще один эксперимент – в 1967 году московские водолазы-любители из клуба подводного спорта «Дельфин» изготовили уникальный мягкий надувной подводный дом «Спрут». Сооружение из брезента и прорезиненного алюминия держалось под водой якорями и веревками. Жители «Спрута» ныряли под Коктебелем, там они в течение двух недель проводили и эксперименты – брали на глубине биохимические пробы воды.

Современные акванавты

Тогда казалось, что именно подводные лаборатории, в которых ученые смогут постоянно жить и работать, позволят эффективно изучать морские глубины. Но, как это случилось и с космическими программами, вскоре выяснилось, что управляемые дистанционно аппараты с этой работой справляются не хуже. Там, где без человека все же не обойтись, стали использовать водолазные комплексы, установленные на специализированном надводном судне.

Казалось, в истории отечественной акванавтики давно поставлена точка, но в мае этого года группа энтузиастов из Архангельска представила проект подводного дома «Шельф» для научных работ в Баренцевом и Белом морях. Создатели лаборатории надеются, что их идея заинтересует ученых.

Чем опасны подводные погружения?

Воздух, которым мы дышим, состоит из азота, кислорода и других газов. Они растворяются в крови и постоянно присутствуют там в определенной концентрации. Под водой, при повышении давления окружающей среды, растет и концентрация растворенных в крови газов. Если не контролировать этот процесс, все может закончиться азотным или кислородным отравлением организма. Дайверы используют специальные дыхательные смеси, в которых иная пропорция газов, чем в обычном воздухе. На подводных лодках такой проблемы нет, поскольку внутри поддерживается нормальное атмосферное давление.

Еще одна опасность поджидает человека при всплытии. При быстром подъеме на поверхность давление внешней среды резко уменьшается, однако газы, которыми кровь насытилась на глубине, не успевают выводиться из организма через легкие. И подобно тому, как в газировке образуются пузырьки, «вскипает» и кровь подводника.

Прилипшие к пузырькам азота тромбоциты и другие кровяные тельца вызывают образование тромбов, а стенки кровеносных сосудов разрушаются. Эти процессы в организме называются кессонной болезнью. Чтобы избежать «кессонки», подводники должны пройти процедуру декомпрессии: всплывать постепенно, так излишки газов успевают выходить через легкие. Другой вариант – поместить человека в барокамеру, где за счет постепенного уменьшения давления можно имитировать подъем на поверхность.

Чем дольше подводник проводит на глубине, тем больше в его организме растворяется газов и длительнее декомпрессия. Однако их концентрация в тканях и крови растет под давлением лишь до определенного предела. После этого длительность декомпрессии остается неизменной, сколько бы человек ни находился под водой. Именно поэтому многосуточное пребывание под давлением оказывается эффективнее многократных погружений и всплытий – декомпрессию акванавтам нужно проходить лишь один раз.

По материалам spec.tass.ru, diletant.media


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024