Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (май 2022 года)


15 мая 2022, 09:40

Рыбный бизнес в старом Курске

Несмотря на то, что Курская область богата на водоемы, в XIX веке, как отмечали этнографы, в некоторых уездах (к примеру, в Обоянском) «свежей рыбы достать очень трудно». Если же крестьяне и занимались рыбалкой до революции, то чаще улов отправляли на продажу. Находились и те, кто организовывал в старом Курске и пригородах рыболовные хозяйства, где можно было купить, не только окуней или ершей, но и форель, лосось стерлядь.

Продавали рыбу пудами и фунтами

Из архивных документов узнаем, что в XIX веке обычные куряне использовали при лове неводы, удочки, бредни, плавные сети. В курских водоемах в то время добывали щуку, сома, сазана, леща, судака, окуня. В зимнее время те же крестьяне практиковали подледный лов.

Корреспонденты Этнографического бюро князя Тенишева подчеркивали, что лов проводился «индивидуально летом и зимой». Большая часть пойманной рыбы шла на продажу. Средняя выручка составляла «по 50 и более рублей в год», то есть порядка 75 тысяч рублей по современному курсу. Для сравнения: летом 1885 года, как следует из ведомости о справочных ценах на жизненные потребности в Курске, суточный оклад рабочего не превышал 90 копеек. Те, кто трудился с лошадью, получали в два раза больше.

Стоит отметить: цены на пуд (чуть больше 16 кило) рыбы свежей на курских базарах не менялись годами. К примеру, с осени 1884-го по декабрь 1886-го стоимость «свежака» составляла 6 рублей (около девяти тысяч по сегодняшним меркам). Однако речь идет о простой рыбе типа леща. Позже рыбу для обывателей Курской губернии будут сбывать фунтами (около полкилограмма), а в статистических данных, публиковавшихся в газете «Курские губернские ведомости», появятся и названия реализуемой продукции, зачастую диковинной: осетрина малосольная, севрюга, сельдь королевская. Наряду с ними наши предки могли купить чебака, судака, леща, а также «карасей и прочую свежую». На последнее наименование, за счет свежести, цена была в два раза выше, чем, к примеру, на фунт судака (15 копеек к 7).

Украл и закопал судаков в огороде

В основном в Курской губернии рыбу продавали в соленом, вяленом, сушеном виде. В СМИ тех лет публиковали полезные советы по «довольно простому способу сохранения впрок мяса, рыбы и овощей». К примеру, «сушить в печке можно соленое мясо лишь карповых и некоторых других рыб». Что же касается «мяса лососины и форели», то из-за сушки оно «расплывается подобно маслу, оставляя губчатую массу, которая тотчас же делается прогорклою».

Самым же популярным способом сохранения рыбы как для крестьян, так и для предпринимателей тех лет становился засол. Традиционно продукцию хранили в бочках, позже доставляя рыбу по населенным пунктам Курщины. Нередко перевозчики хитрили, стараясь поживиться чужим добром. В ноябре 1878-го к ответственности привлечен крестьянин Льговского уезда Озеров, «принявши в Курске бочку соленой рыбы судака, для доставления живущему в селе Нижних-Деревеньках мещанину Ивану Коржову». Перед тем как завезти продукцию заказчику, мужчина заехал к себе, «где в разбитое в бочке дно вынул 35 штук судака». Позже местный урядник, раскрывший кражу, узнал, что часть похищенного зарыта в огороде одного из крестьян. Там и нашли «мешок, в коем оказалось 15 штук судака».

Известен и факт, что в апреле 1879-го в Новооскольском уезде (до революции – Курская губерния) у крестьянина Котлярова урядник «обнаружил негодную к употреблению рыбу, около трех пудов». Уездный врач, проводивший экспертизу, признал товар испортившимся.

Рыбную продукцию поставляли как частным лицам, так и в различные курские учреждения. Например, из отчета комитета дешевой столовой Курска известно, что для этого предприятия общепита с 1 по 31 декабря 1891 года было закуплено более 4 пудов рыбы, причем по оптовой цене – 17 рублей 10 копеек (более 25 тысяч рублей).

«Спустил воду, и рыба ушла»

Сохранились данные, что в XIX веке власти Курской губернии проводили торги на отдачу в арендное содержание рыбных ловель. В Курске, к примеру, известно как минимум о двух таких местах, где предлагалось организовать рыбное хозяйство: на реке Тускари («начиная от деревни Поповки и до Бурнашевского моста») и на Сейме «с заливами» («от Курского-Киевского железного моста и до леса Солянки»). Ловли сдавались на три года. При этом арендаторы на Тускари всегда рисковали, так как в реке, по имеющимся данным, «отмечалось противозаконное мочение кож, кроме того, сюда стекалась промывная вода из винокуренного завода с примесью серной кислоты, извести, терпентина и карболовой кислоты». Исследователи подчеркивают: с наступлением паводков в реке плавала мертвая рыба.

В других населенных пунктах губернии также проводились торги на отдачу в аренду водоемов. В апреле 1876-го на три года определяли лицо, которое взяло бы «содержание городского озера для рыбной ловли». Годом ранее конфузом завершилась аренда водоема в Грайворонском уезде, который до революции входил в состав Курской губернии. Мещанин Молчанов подал прошение в местную думу, в котором требовал отменить выигранные им торги по «рыбной ловле на речке Грайворонке», так как арендатор водяной мельницы Стрелецкий «спустил всю воду с той речки, и рыба ушла». Гласные встали на сторону арендатора.

Иногда курские власти, отдавая реку или озеро под разведение рыбы, ставили арендаторам определенные условия. В том же Грайвороне в 1891 году губернский секретарь Булгаков решил арендовать на 12 лет «моховое озеро для разведения рыбы и два участка земли». Гласные думы были не против, однако обязали курянина по истечении первых трех лет аренды «выпускать ежегодно до 500 рыбок из озера в реку и выдавать управе по 100 отводков хмеля и 50 мяты».

Стоить отметить, что рыбный бизнес был не так популярен у курских купцов, как, например, бизнес мясной. Известно, что в 1875 году власти Обояни не нашли арендаторов под «ловли на реке Псел», что привело к открытию на их месте ряда питейных домов. Или такая ситуация: в октябре 1891-го Курская гордума рассмотрела прошение мещанина Антимонова «о сложении числящейся за ним недоимки по аренде места в рыбном дворе». Гласные решили списать сумму «в виду крайней его (Антимонова) бедности и совершенной невозможности пополнить ее (недоимку)».

Помещика Ковальчука можно по праву назвать рыбным королем Курской губернии
Помещика Ковальчука можно по праву назвать рыбным королем Курской губернии

Курский рыбный король

Исследователи признают, что самым удачным дореволюционным рыбным бизнесменом Курской губернии был помещик Владимир Ковальчук. В конце XIX века он организовал в селе Васильевском Курского уезда крупное рыбное хозяйство «Млодать», которое имело награды на различных выставках. Под Курском Ковальчук выращивал в восьми прудах не только карасей, окуней, карпов, но и лосось, форель, стерлядь и другие виды нетипичных для нашего региона рыб. На заводе курянина реализовывали «осетров, севрюжек и стерляди величиною от 4–6 вершков по 1 рублю за штуку». Отмечалось, что отпуск товара шел от 50 рыбин. Заказы на порционную рыбу предприниматель просил делать «не позже как за день, чтобы рыбу успеть приготовить к перевозке, которая доставляется только живой».

Что же касается «рыбешек для завода» (разведения), Ковальчук просил делать заявки «заблаговременно и не позднее 1 августа, так как с 15 сентября начинается уже доставка заказчикам». В это же время предприниматель преду-преждал заводчиков, что прекращает отпуск мальков в весеннее время: опыт убедил, что «рыбешки слишком нежны, недостаточно акклиматизированы и выпущенные без наблюдения в бассейны гибнут от многих внешних причин».

Также помещик приглашал в свое имение всех желающих, чтобы «ближе ознакомиться с рыборазведением»: учил не только выращивать рыбу, но и давал рекомендации по «устройству прудов, копаней сажалок». Для интересующихся даже выпустил книжку «Рыбное прудовое хозяйство в имении «Млодать» Курской губернии, Курского уезда».

Предприятие Ковальчука так понравилось курянам, что за считаные годы до Первой мировой войны на губернском земском собрания обсуждался вопрос о взятии в аренду на 30 лет «рыбоводного завод» на реке Млодать. В случае заключения договора земство имело право «устройства новых прудов, водоемов, питательных садков», а также «разделение прудов новыми плотинами, сооружение новых и уничтожение старых плотин». Арендаторы имели право создавать «рыбоводное хозяйство со всеми приспособлениями, оборудованиями и всеми необходимыми постройками».

Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024