Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 13 (1536) от 26.03.2024 Обновление: 29.03.2024, 16:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (май 2021 года)


28 мая 2021, 10:01

Анатолий Марчевский: «В Курске поклонницы крали афиши с моим портретом». Знаменитый клоун в гостях у «Друг для друга»

В курском цирке до 30 мая идет уникальный спектакль о Великой Отечественной войне «Салют Победы!». Его создатель народный артист РСФСР Анатолий Марчевский побывал в гостях у «Друг для друга», и мы поговорили с «самым красивым клоуном», как когда-то называли артиста, о мечтах, жизни, дружбе с Юрием Никулиным и... о Курске.

Два месяца в шахте

«У вас я бываю примерно раз в 40 лет, – смеется Анатолий Павлович. – Впервые приезжал в ваш город в 1977 году – на цирковой арене работал вместе с великим клоуном Карандашом. Тогда интерес к цирку был сумасшедший, письма от поклонниц приходили мешками. Курск запомнился еще и тем, что именно в вашем городе украли афиши с моим портретом. В те годы полиграфия была страшным дефицитом. Еще и дорого это было – печатали в Финляндии. Помню, выделил директору цирка всего три экземпляра. Он одну афишу наклеил – утром ее нет. Вторую повесил – ночью снова украли. Тогда третью он приклеил на фанеру, прибил к стене цирка – не спасло. Утащили вместе с фанерой! Может, у кого-то из курян эта афиша до сих пор хранится».

– У вас удивительным образом сложилась жизнь: родились в провинциальном городе и добились мировой известности. Как мальчишка из Свердловска тогда Ворошиловградской области стал знаменитым клоуном?

– Даже не знаю, как ответить на этот вопрос... Судьба вела. Я родился в послевоенное время, рос без отца. И в Свердловске в местном клубе был цирковой кружок, куда я и пришел. Мы занимались всеми жанрами: клоунадой, эквилибристикой, акробатикой... А так как я был маленький, щупленький, то меня и подкидывали вверх. Ловили, правда, не всегда (смеется). Так что поступать в цирковое училище мне было довольно легко – многое умел.

– Но почему выбрали цирк?

– Когда мне было 14 лет, пришлось пойти работать в шахту – вагонетки чистить от породы. Мама болела, надо было зарабатывать. Продержался там пару месяцев, а потом два года черной слюной отплевывался, угольная пыль в легких осела. В те годы в шахтах о безо-

пасности особо не думали. Какие средства защиты? О чем вы? Все вокруг в черной пыли, в метре человека не видишь, респираторов нет... До 50 лет мало кто там доживал...

В 1977 году Анатолий Марчевский в Курске выступал вместе с легендарным Карандашом
В 1977 году Анатолий Марчевский в Курске выступал вместе с легендарным Карандашом

– А в цирковое училище легко поступили?

– А вы как думаете, при конкурсе 150 человек на место? Но в цирковое училище я пришел узнать, что нужно для поступления. Думал в следующем году подать документы. Но получилось так, что сразу остался: педагоги обратили внимание на парня, который многое умел, и оставили. Хотя тогда я понятия не имел, кто такие Станиславский, Немирович-Данченко... А окончил училище с красным дипломом, в котором указана моя профессия: «Клоун-акробат». Попал на курс Юрия Белова, который открыл миру великого Леонида Енгибарова. Когда Енгибаров ушел из цирка на эстраду, то написал мне: «Вперед, «конкурентов» больше нет». За год до этого на выпускном Белов пошутил, сказав Енгибарову: «Смотри, конкурент растет».

– Учиться было интересно?

– Конечно! Помню, на втором курсе поехали мы на гастроли. В бригаду позвали выпускницу музыкального училища Аллу Пугачеву. У нас с ней бы совместный номер: «Орленок». Алла пела: «Орленок, орленок, взлети выше солнца...» А я исполнял пантомиму под эту песню: прыгал, кувыркался, изображая орленка. На этих гастролях Алла познакомилась с моим приятелем и однокурсником Миколасом Орбакасом. А потом я стал свидетелем у них на свадьбе.

«Юрий Никулин сказал: «Мальчик, спасибо, что выручил»

– Когда поступали в училище, у вас уже были цирковые кумиры?

– Я еще тогда написал в анкете, что у меня два любимых клоуна: Никулин и Енгибаров.

– Это же совершенно разные артисты!

– Так в этом и прелесть. С одной стороны, мне нравилась магия Юрия Никулина: вроде ничего особого не делает, пальчик покажет, а зритель лежит от смеха. А выступления Енгибарова такие, что ничего непонятно, но завораживает. Я хотел, как он, владеть многими жанрами, и это у меня получилось: эквилибр, жонглирование, пантомима. А быть похожим на Никулина хотелось, чтобы обладать магическим умением устанавливать контакт со зрителем. Буквально за секунды! В советское время клоунов было, может быть, около 150, а запомнились человек пять. Лучшие. Те, кто создал историю мировой клоунады. Енгибаров – клоун-философ, его темы – любовь, одиночество, добро, зло. Попов в его солнечном парике – такой Иванушка, национальный герой, Никулин – социальный клоун...

– Но и ваш клоун – без больших ботинок и красного носа.

– Да, я решил, что буду парнем в жёлтой маечке и в брюках с бахромой. Такой хиппи... Все мои репризы – оптимистические. Если Енгибарова называли «клоун с осенью в сердце», то про меня писали – «клоун с весной в сердце». Главная идея, которую я хотел донести до зрителя: человек может все, жизнь прекрасна. Как-то на гастролях в Париже у меня спросили: «Почему вы выступаете без грима?» Я ответил: «Мир настолько загримирован, что не вижу смысла гримироваться. Да и скрывать за маской мне нечего».

– Как считаете, в чем феномен Юрия Никулина?

– В его душе. Я могу отнести его к лику святых, это потрясающий человек. Он все делал для цирка, людей: помогал, выбивал, просил... Благодарен судьбе за встречу с ним. А случилось это так: в киевском цирке мы снимали фильм «Клоун». Я играл главную роль, снимался вместе с Натальей Варлей. В это время Юрий Никулин гастролировал в Киеве, билеты на представления с его участием были распроданы за полгода. И тут его приглашают в Москву получать престижную награду. Меня вызывает директор и говорит: «Толя, трэба отработать за Никулина». Я в шоке: только представьте реакцию людей, которые купили билеты в цирк именно на Никулина, а выйдет какой-то Марчевский. Я был в ужасе. Выхожу на манеж, первая реприза, вторая, третья – зрители смотрят на меня как на врага народа. Но во втором отделении публика оттаяла. Меня не хотели отпускать! После возвращения Юрий Никулин сказал: «Мальчик, спасибо, что выручил». Так началась наша дружба. Когда я стал директором цирка в Екатеринбурге, Юрий Владимирович поздравил с назначением: «О, мальчик, теперь нас двое. Всего два клоуна стали директорами: я и ты. И вот что я тебе скажу: лучше клоун-директор, чем директор-клоун». Он специально приезжал в Екатеринбург, в цирке прошел его творческий вечер. Тогда у него вышла книга «Почти серьезно», он выставил рядом с собой внушительную стопку и обратился к зрителям: «Кто расскажет анекдот, окончание которого я не знаю, тот получит книгу с автографом». Так что вы думаете – больше часа люди рассказывали анекдоты, и только пару раз Юрий Владимирович не смог продолжить!

«Все жду, когда накроет «звездная болезнь»

– У вас множество престижных наград. И одна из них – приз Сержа Вебера...

– Это высшая награда ежегодного конкурса среди гастролирующих в Париже цирков. Было это в декабре 1976 года. Я впервые попал в капиталистическую страну, и были опасения, как нас публика встретит. То, над чем у нас смеются, там может оказаться несмешным. Требовалась корректировка репертуара, изменение темпоритма. К тому же выступали во Дворце спорта на 7000 зрителей! У меня важна мимика, а я первого ряда не вижу! Выхожу, первая реприза – молчание. Вторая – тишина. В общем, после первого отделения уходил, как мне казалось, «под стук собственных копыт». Обычно человека, отработавшего номер, поздравляют за кулисами. Ко мне же никто не подходит. Накануне меня предупредили, что в зале будет вся французская пресса и от их рецензий зависит будущее гастролей советского цирка. Ну все, думаю, на этом мои парижские гастроли и закончились. Во втором отделении у меня были трюковые репризы: «Катушки» и «Моноцикл» – мой конек. И тут слышу аплодисменты. Просто гром аплодисментов. Убежал с манежа, а люди аплодируют. Пять раз я выходил к зрителям!

– Так что случилось? Почему первое отделение вы выступали в тишине?

– Импрессарио потом объяснили, что журналисты были в шоке: они ждали привычного Рыжего клоуна, клоуна-дурачка, а появился современный молодой парень с открытым лицом и с репризами, несущими философскую нагрузку. Поэтому они растерялись даже. За два месяца гастролей в Париже вышло больше 100 рецензий под заголовками – «Жерар Филип в манеже», «Наследник Чарли Чаплина!», «Клоун-поэт», «Клоун-бомба»...

– Вы, если не ошибаюсь, еще и обладатель циркового «Оскара»?

– Да, Королевский цирк Бельгии ежегодно вручает «Оскар цирка» по результатам специального прибора – аплодисментометра. На каком номере самые большие аплодисменты – тому и «Оскар». Некоторые артисты специально начинали долго раскланиваться, «выпрашивая» так аплодисменты... А когда объявили, что «Оскар» присуждается советскому клоуну Анатолию Марчевскому, наше руководство удивилось: «А вот тому-то аплодировали дольше...» – «Вы не понимаете, – объясняли бельгийцы, – дело не в длительности, а в силе аплодисментов. На номере с моноциклом Марчевского стрелка аплодисментометра прыгала по высшей шкале».

– Гастроли, мировой успех, престижные награды... Признайтесь, была «звездная болезнь»?

– А я все жду, когда же накроет, – смеется Марчевский. – Коронавирусом переболел, а эта зараза не берет меня. «Звездная болезнь» когда у артиста появляется? Если он боится, что окружающие поймут, что на самом деле он бездарность. А мне бояться нечего, я всю жизнь занимался любимым делом, делал все, чтобы люди улыбались. И престижные награды меркнут по сравнению с отзывами людей, с их эмоциями и впечатлениями от цирковых программ. Когда-то мы делали телепередачу «Все любят цирк». Получали мешки писем! И два послания я помню наизусть. Пенсионерка из Одессы написала: «Дорогой клоун! Я прикована к постели, не могу вставать. Но когда идет «Все любят цирк», встаю и хожу по комнате в течение дня. Потом опять бездвижность. Врачи не могут объяснить этого чуда... Просто чаще показывайте программу с вашим участием». Другое письмо было от студентки МГУ: «Пишу вам, не чтобы попросить автограф. Два года назад случилось большое несчастье – умерла мама. Я осталась одна. Не хотелось ничего – ни учиться, ни общаться с кем-либо. Жить не хотелось. Однажды друзья почти насильно затащили меня в цирк. И я впервые за два года засмеялась. Мне вновь захотелось жить! Спасибо вам за вашу профессию...» Ни подписи, ни обратного адреса... И ты понимаешь значимость цирка, клоунады. Смеющийся человек очищает себя от негатива. Не зря же говорят, что минута смеха продлевает жизнь. А человек приходит в цирк на два часа!

Александра БЕРЕГОВАЯ


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 25 523
Посетителей вчера: 34 261
Всего c 10.03.2003: 119 864 306
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных