НовостиТворчествоЗнакомстваНовые лицаСупермодельKursk FashionАфишаСправочникТарифы DDDMedia
№ 9 (1376) от 02.03.2021 Обновление: 08.03.2021, 04:03 Самый большой сертифицированный тираж (22 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (февраль 2021 года)


14 февраля 2021, 15:23

От 5-тонных «малышей» до 240-тонных гигантов. Какие машины возят руду на Михайловском ГОКе

В конце января стало известно, что Курская область названа пилотным регионом для развития промышленного туризма. Пожалуй, самым интересным предприятием для посещения станет Михайловский ГОК имени Андрея Владимировича Варичева (предприятие компании «Металлоинвест»). И не только для жителей других городов, но и для курян. Ведь многие пока так и не доехали до Железногорска, не видели карьер, эти серпантины «в будущее приоткрытого глаза» (так называл Михайловское месторождение Владимир Маяковский). Посмотреть, как суетятся, трудятся «букашки» – очень уж маленькими со смотровой площадки кажутся железнодорожные составы, гигантские экскаваторы и самосвалы... И стоя на самом верху карьера, сложно поверить, что некоторые машины высотой почти с трехэтажный дом!

Длина 240-тонного БЕЛАЗа – 14 метров, ширина – почти 8,5 метра, высота – 6,72 метра
Длина 240-тонного БЕЛАЗа – 14 метров, ширина – почти 8,5 метра, высота – 6,72 метра

Как все начиналось

Когда в далеком 1960 году был добыт первый ковш богатой курской руды, карьера как такового и не было. Породу грузили в небольшие грузовики ЗИЛ и МАЗ. Для сравнения, сейчас один БЕЛАЗ за рейс вывозит железных камней столько, сколько тогда не добывали и за целую смену. Вот мы и решили узнать, какая техника сейчас работает в карьере МГОКа, как она устроена и каково это – рулить 240-тонным БЕЛАЗом, сидя на высоте почти трехэтажного дома.

Карьер Михайловского ГОКа называют еще курским железным океаном. И бороздят его просторы уникальные машины, сухопутные лайнеры, увидеть которые в нашем регионе можно только здесь. Для таких гигантов места в привычной жизни просто не найдется – на обычной дороге не встретишь такой БЕЛАЗ!

А начиналось освоение Курской магнитной аномалии со скромных машин, составлявших автопарк предприятия. В сентябре 1957 года на Михайловский рудник для вывоза вскрышных пород (тогда еще богатую железную руду не добывали) прибыли самосвалы ЗИЛ-585 и МАЗ-205. По сравнению с новой техникой – малыши. Их грузоподъемность была всего 5–7 тонн. Через год на комбинат поступили ЯАЗ и КрАЗ c аналогичной грузоподъемностью. Именно эти машины и возили железные камни с момента начала добычи руды в 1960 году.

И только через пару лет в карьере начали работать самосвалы МАЗ-525. За рейс такой автомобиль вывозил уже 25 тонн. «Мощнее техники и не придумать», – были уверены тогда водители. Но все менялось очень быстро, и с 1964 года на вооружение комбината поступили первые БЕЛАЗы грузоподъемностью 27 тонн. В начале 1980-х парк техники пополнился японскими машинами «Комацу», которые перевозили уже по 110 тонн руды. С 2008 года на комбинат начали поступать большегрузы «Катерпиллер». Тогда казалось, что эти машины просто гигантские. Даже представить самосвал большего размера было сложно. А сейчас, если сравнивать с БЕЛАЗом – 240-тонником, не такой уж и гигант этот «Катерпиллер».

– В настоящее время на комбинате работают карьерные самосвалы БЕЛАЗ (их больше всего) грузоподъемностью 130, 160, 180, 220 и 240 тонн, а также «Катерпиллеры» грузоподъемностью 180 тонн, – пояснили на МГОКе.

Двум 240-тонным БЕЛАЗам присвоены имена ветеранов комбината – Надеина Ивана Дмитриевича и Зайцева Ивана Васильевича
Двум 240-тонным БЕЛАЗам присвоены имена ветеранов комбината – Надеина Ивана Дмитриевича и Зайцева Ивана Васильевича

Заслужить право управлять карьерным самосвалом

Металлоинвест постоянно обновляет и пополняет парк горно-транспортной техники Михайловского ГОКа. И работать на гигантских машинах доверяют лучшим из лучших.

Прежде чем сесть за руль 240-тонного БЕЛАЗа, Андрей Миронов водил бортовой ЗИЛ, потом пересел на 45-тонный самосвал, постепенно ему стали доверять автомобили мощнее. «На МГОК я пришел работать в 2000 году, – рассказывает он. – Вернулся из армии и постепенно стал подыскивать работу. Признаться, особо не спешил, так как служил в «горячей точке», платили так называемые «боевые». Пока был холостой, на жизнь хватало. А когда решил жениться, о постоянной работе задумался всерьез, нужна была стабильность. У моей тогда еще будущей супруги родители работали на МГОКе. «Может, к нам?» – предложил будущий тесть. Если и идти на комбинат, то по специальности, решил я. Так и сел за руль бортового ЗИЛа, вскоре пересел на самосвал, а потом мне стали доверять 45-, 130- и даже 180-тонные большегрузы. А это совсем другая техника, к ней особый подход нужен. Даже мысль появлялась: смогу ли с таким монстром справиться. А все получилось сразу же. Просто я с детства увлекался техникой, отец водил КамАЗ, так что большие машины диковинкой никогда не были».

Когда на комбинат пришли новые автомобили, стали их распределять среди опытных водителей. «Чтобы сесть на большую машину, нужен опыт, – поясняет наш собеседник. – Даже на 45-тонный БЕЛАЗ вас никто не посадит без соответствующей подготовки и опыта. Надо заслужить право управлять карьерным самосвалом».

В прошлом году на МГОК поступили первые 240-тонные БЕЛАЗы. Их доверили тем, кто хорошо себя зарекомендовал за годы работы. «Да, я оказался в их числе, – не без гордости замечает Андрей Миронов. – Конечно, те, кто работает в карьере, привыкли к размерам техники, но для людей, далеких от горнорудного производства, это что-то невообразимое. А как иначе можно относиться к машине, только колесо которой больше чем в два раза выше человеческого роста? Внедорожник рядом с таким БЕЛАЗом похож на игрушечную машинку!»

– Сидя за рулем, ощущаете, какая мощь у вас в руках?

– У 240-тонного БЕЛАЗа под капотом 2500 лошадей, – поясняет Андрей. – Его длина – 14 метров, ширина – почти 8,5 метра, высота – 6,72 метра. Получается, что я сижу даже выше, чем на уровне второго этажа, почти на третьем. Конечно, первое время все это казалось чем-то космическим. Впечатляло то, что БЕЛАЗ может перевозить вес, который в полтора раза превышает его собственный! Помню, первое время, глядя на компьютер, который показывает, сколько тонн руды экскаватор уже засыпал в кузов, думал, что тронуться будет нелегко. Ничего подобного! Несмотря на то, что вместе с грузом самосвал весит больше 400 тонн, с места он трогается очень легко и плавно.

Мы привыкли думать, что грузовые машины в оснащении отстают от легковых – уступают им в управляемости, маневренности, комфорте. Но если речь идет о самосвалах, особенно тех, что работают на производстве, все изменилось. Находиться в кабине этого современного гиганта очень комфортно: все в мониторах, датчиках... Так, в новом БЕЛАЗе установлен не просто кондиционер, а климат-контроль, панель приборов понятная, информативная. Бортовой компьютер контролирует все параметры работы машины, команды от диспетчера приходят на планшет. Все четко и ясно.

2500 лошадейпод капотом

– Как эта машина в управлении? Наверняка непросто совладать с монстром, под капотом которого 2500 лошадей? – поинтересовались мы у Миронова.

– Когда ты 20 лет за рулем, то знаешь, что ожидать от машины. 240-тонники оптимально сочетают грузоподъемность, высокие технические характеристики и комфорт. У БЕЛАЗов плавный ход, они устойчивы на дороге, надежные колесные шины выдерживают большую нагрузку. Дизельный двигатель с электронным управлением обеспечивает высокую удельную мощность, соответственно, и скорость самосвала на подъеме. Отдельно хотел бы сказать о четком срабатывании тормозов на крутых спусках. Когда только начинал работать на 240-тоннике, думал, что с торможением возникнут проблемы. Ведь даже у легковушки, в которой находятся пять человек, тормозной путь существенно увеличивается. А тут громада в 400 тонн! И был приятно удивлен, когда огромный самосвал при легком нажатии на педаль тормоза на серпантине остановился моментально. Так что я уверен не только в надежности «железного гиганта», но и в безопасности. Работать на такой машине – одно удовольствие!

Также в новых БЕЛАЗах, которые работают в карьере МГОКа, внедрен пилотный проект – система контроля бдительности водителя. Камеры в кабине фиксируют мимику, движение глаз и повороты головы водителя. Информация о срабатываниях сохраняется в базе данных устройства и передаётся в онлайн-кабинет диспетчера. Если эта система покажет свою эффективность, то ее могут внедрить и на другой карьерной технике.

Есть еще один важный момент, о котором нам рассказал Андрей Миронов. Оказывается, на МГОК приезжали представители завода «БЕЛАЗ», чтобы поговорить с теми, кто управляет их техникой, узнать, всё ли водителей устраивает, нет ли каких нареканий. «Например, раньше на БЕЛАЗах блок вентилятора располагался в неудобном месте, – поясняет Андрей. – Если он вдруг выходил из строя, приходилось разбирать много деталей, не один час требовался на его замену. Когда представители завода приехали к нам, мы рассказали об этом недочете. И к нашим словам прислушались! В современных машинах, которые пришли к нам на комбинат, в случае поломки блока понадобится минут 20 на его замену!»

Поезд для БЕЛАЗа

Карьерные самосвалы в Железногорск приходят в разобранном виде. Добраться своим ходом БЕЛАЗы просто не смогут – нет дорог, способных вместить гигантов для горной промышленности. Выручает железная дорога. А чтобы доставить комплектующие одного 240-тонного БЕЛАЗа на комбинат, требуется семь железнодорожных платформ! По сути, целый поезд!

Собирают самосвалы уже на месте, в гараже большегрузных машин. С этой сложной задачей справляются представители подрядной организации при участии работников центра технического обслуживания и ремонтов автотракторного управления МГОКа. Тоже, кстати, работа интересная, для настоящих мужчин.

– На МГОКе созданы все условия для эффективного труда с достойной заработной платой, – резюмирует Андрей Миронов. – У нас ощущается та уникальная атмосфера, которая позволяет с утра с удовольствием идти на работу, а вечером с радостью возвращаться домой. Так что ни разу не пожалел о сделанном 20 лет назад выборе. Теперь моя жизнь и жизнь моей семьи неразрывно связана с МГОКом.

СПРАВКА «ДДД»

• Первую тонну руды в 1960 году вывезли дизелисты бригады Петра Глинчикова.

• 500-миллионную тонну руды в 1989 году отгрузил БЕЛАЗ, водителем которого был Алексей Чаплыгин.

• В 2015 году на 180-тонном «Катерпиллере» №7 водитель Роман Маслов вывез 1,5-миллиардную тонну руды.

На правах рекламы

Марина ВЕБЕР


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения








Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 8 502
Посетителей вчера: 28 681
Всего c 10.03.2003: 85 362 641
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2021
• При перепечатке ссылка на www.dddkursk.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных