Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (декабрь 2018 года)


21 декабря 2018, 12:04

Оff inclusive. Как куряне с инвалидностью пытаются учиться с обычными детьми

В начале декабря отмечался Международный день инвалидов. В этом году его тему обозначили как «Расширение возможностей инвалидов и обеспечение инклюзивности и равенства». В России термин «инклюзия» ассоциируется в первую очередь с образованием. Инклюзивное образование – это когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся с остальными, в обычных школах и вузах. Но на деле не все так просто. В Курске Соню упорно не хотели принимать в школу, а Анжела, поступив в медколледж, рассказывает, что ее просят забрать документы.

Школу для Сони искали несколько месяцев

Первые три с половиной года Соня отучилась в подмосковной школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей. Каждые выходные ее забирал папа, живший в Москве, а каникулы она проводила с мамой в Курске. Несколько месяцев назад случилась трагедия – папы не стало. Соня переехала в наш город, где для ребенка с очень плохим зрением надо было найти новую школу.

Мама девочки Анна Наумова – сама незрячая, поэтому хорошо понимала, что придется столкнуться со сложностями. Каждый день человека с инвалидностью – это бесконечная борьба, в первую очередь со стереотипами общества. Даже поход в магазин за покупками – целая история, продавцы и охранники нередко отказываются пускать ее с собакой-поводырем, хотя по закону не имеют права им препятствовать.

«При первом обращении в ближайшую к дому школу директор предупредил: будет непросто, но они готовы попробовать. Даже при мне позвонил в городской комитет образования, там вроде дали добро, – вспоминает Анна. – Позже меня стали отговаривать. Среди аргументов: специалисты школы не умеют работать с такими детьми. А еще в школе нет доступной среды, например, пандусов. Но Соне они совсем не нужны! И вообще, спрашивали у нас, почему бы нам не пойти в другое учебное учреждение».

В Курске есть школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но Анна даже рассматривать такой вариант не хотела. «Почти 80% детей там с нарушением интеллекта, – замечает женщина. – У Сони когнитивные функции в норме, обучение в такой среде не даст ей развиваться».

В комитете образования предлагали интернат в Липецке и еще один вариант в Курске – школу №57. Анну смущало, что находится учебное заведение в другом микрорайоне. Как девочка с серьезными проблемами со зрением каждый день будет ездить на маршрутке? Но курянка все же отправилась в школу, где есть «специалисты с многолетним опытом работы с такими детьми». Первое знакомство оставило больше вопросов, чем ответов. «У меня поинтересовались, почему я не обратилась в интернат на улице Чумаковской для слепых и слабовидящих детей. Только это школа-интернат для глухих и слабослышащих детей, а это совершенно не одно и то же», – вспоминает Анна.

В итоге директор школы отказался брать Соню. Девочка может читать обычные учебники, но пишет только рельефно-точечным шрифтом Брайля. В учебном заведении решили, что не найдут специалиста, который сможет прочесть эти записи.

Хождение по инстанциям продолжалось несколько месяцев. В августе Анна с Соней вернулись в школу №39, ту самую, что находится возле дома. До нового учебного года оставались считаные дни, мама всерьез опасалась, что учиться Соне будет негде. И тут случилось почти чудо. Соню не только приняли в 5-й класс, но и нашли ей тьютера, умеющего работать со шрифтом Брайля.

За партой с «переводчиком»

1 сентября Соня пошла в 5 «Б». Она – единственная девочка в Курске, которая учится в обычной школе, но при этом пишет шрифтом Брайля. На русском и математике с ней за партой сидит индивидуальный помощник – Мария Бояркина. Сонин тьютер – тоже слабовидящая, на работу ходит с собакой-поводырем. Пока женщина на уроках, пес находится в школьной комнате отдыха.

«Слежу, чтобы Соня успевала за остальными детьми, но вмешиваться приходится редко, – рассказывает девушка. – На переменах переписываю ее тетради на компьютере, чтобы учитель мог их проверить. Преподаватель отмечает недочеты, если они есть, и возвращает материалы мне, чтобы Соня выполнила работу над ошибками». На устных предметах особенная ученица справляется самостоятельно.

На переменах она не может побегать с другими детьми – надо успеть встретиться с тьютером. Пожалуй, это единственное, что отличает Сонино расписание от школьного распорядка одноклассников. «Ко мне относятся как к обычному ребенку. Зрение? На эти формальности просто не обращают внимание», – из-за того, что Соне приходится сильно напрягаться, чтобы рассмотреть обычный текст, она читает медленнее сверстников. Зато формулировкам устной речи позавидует и взрослый.

«Первое время меня немного беспокоило, что в классе у Сони нет друзей, – замечает Мария Бояркина. – Но это нормально, она ведь новенькая, дети присматривались друг к другу. Теперь одноклассники сами подходят к Соне с вопросом, не подождать ли ее после урока, чтобы вместе пойти в другой кабинет, принимают в свои игры, делятся секретами. Инклюзивное образование – процесс двусторонний. Мне кажется, что вся школа поменялась. Думаю, на улице дети и взрослые теперь будут внимательнее относиться к людям с инвалидностью».

Каждый день Сони расписан по минутам. Помимо уроков, плавание, шахматы, журналистика, лепка и рисование. Но будущее девочка мечтает связать с музыкой. Ей уже доводилось выходить на большую сцену. Год назад участвовала в благотворительном фестивале «Белая трость», который проводит Диана Гурцкая, пела вместе с российской группой MBAND.

Сейчас Соня готовится к городскому конкурсу по журналистике. Домашнее задание – написать текст на тему «Герои рядом с нами». Девочка решила, что не будет искать героя войны или кого-то, совершившего подвиг в мирной жизни, а напишет о маме, которая своим примером, активной социальной и гражданской позицией демонстрирует, что инвалидность – не приговор. «Мы сможем говорить о равенстве, когда дефекты здоровья начнут восприниматься не как что-то ужасное, а на уровне другого цвета глаз или волос», – говорит Анна Наумова.

«Расчерчивали альбомные листы, их я использовала вместо тетради»

У 35-летней Анжелы Игнатухиной тоже инвалидность по зрению. Проблемы появились после болезни, которую девочка перенесла в четыре года. В школу пришла уже в очках с толстыми линзами. Когда Анжеле было одиннадцать, даже очки не выручали. Сейчас она различает лишь силуэты, при этом уверенно ориентируется и на улице, и дома.

Будучи почти совсем незрячей, курянка окончила обычную среднюю школу. А ведь 20 лет назад об инклюзивном образовании и речи не шло. «Я до сих пор благодарна коллективу 45-й школы. И директор, и учителя – все шли мне навстречу, – вспоминает девушка. – Конечно, были сложности. Например, с письменными работами. Расчерчивали с учителем большие альбомные листы, их я использовала вместо тетради. Выписывали учебники из московской библиотеки для слепых».

После школы Анжела решила учиться на психолога. Поступила в КГУ на дефектологический факультет. Там сразу признались: таких студентов у них еще не было, поэтому будет сложно. «Мы даже встречались с ректором, – рассказывает курянка. – Он пообещал: вуз постарается сделать все от него зависящее, чтобы я смогла учиться, но мне тоже придется приложить немало усилий».

Свою роль сыграла и специфика факультета. Преподаватели и студенты разрабатывают реабилитационные программы, ищут подходы, которые помогут влиться в общество людям с инвалидностью. Опыт с обучением такой студентки оказался очень полезным. Анжела не подвела: училась хорошо, при этом еще и принимала активное участие в жизни факультета.

Проблемы в медколледже

Теперь курянка мечтает открыть свой реабилитационный центр, где будут оказывать целый комплекс услуг: от психологической помощи до восстанавливающего массажа. «Массаж помогает решить не только проблемы костно-мышечной системы. Он снимает головные боли, является профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний...» – Анжела сама окончила курсы и успела применить полученные навыки на практике.

Чтобы открыть свой центр, курянке нужно медицинское образование. Поэтому она поступила в медколледж на специальность «сестринское дело». Но учиться вместе с остальными студентами ей не дают, считает девушка.

«У нас была встреча с директором, где меня просили забрать документы, – рассказывает она. – До этого были похожие беседы с социальным педагогом и заместителями директора. Замдиректора по образованию и науке прямо сказала: «Отучишься четыре года, а экзамен не сдашь». Думаю, администрация переживает, что я могу испортить показатели».

Курянка отдает себе отчет, что работать медсестрой не сможет: «Даже будучи самой прилежной ученицей на курсе, буду уступать однокурсникам. Например, не смогу поставить капельницу внутривенно. Но для открытия реабилитационного центра с услугами массажа мне не надо уметь делать инъекции. Нужны теоретические знания по медицине. Я просила разработать для меня индивидуальный курс обучения, но администрация не идет навстречу».

Вместо этого, считает курянка, от нее мечтают избавиться. Самый безболезненный вариант – отправить учиться в другой регион. «Медицинский массаж для студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению преподают в Кисловодске, – рассказывает она. – Но я не могу все бросить и на несколько лет уехать за тысячу километров от дома. Недавно мне сказали, что такая специальность есть и в Белгороде, но в этом году там не набрали группу... Где я буду жить в другом городе? Где работать? Многих обычных студентов пугают эти проблемы. Как их решить незрячему человеку?»

С открытием своего центра Анжела мечтает помогать не только клиентам. Она готова принять в коллектив людей с инвалидностью, по себе знает, как непросто им найти место в этом мире. Но чтобы мечта осуществилась, нужен диплом.

«Почему она не пошла учиться на хирурга?»

В колледже утверждают: никогда не настаивали, чтобы незрячая курянка покинула учебное заведение. Ведь такое заявление противоречило бы Конституции РФ. «На сегодня у нас учатся 37 человек с инвалидностью. Закон об образовании призывает оказывать им всяческое содействие, что мы и делаем», – отмечает директор учебного заведения Валентина Игнатенко.

Но Анжела – случай особенный. В силу своих особенностей здоровья она не сможет усвоить всю программу, заявляет педагог. «Мы строим учебный процесс в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В учебный план специальности «сестринское дело» входит практика в больницах. Форма договора с медучреждениями определена Минздравом. И там не предусматривается каких-то специальных условий для лиц с ОВЗ». А если незрячая студентка не сможет пройти практику, то и зачет она не получит.

Индивидуальный план, уверяет администрация колледжа, тоже не поможет. В любом случае студент обязан усвоить все модули, предусмотренные стандартом: от решения проблем пациента путем сестринского ухода (это кормление, гигиенический уход, бритье, подготовка к операции) до умения поставить внутривенную инъекцию, капельницу или катетер.

«Мы даем образование, а не выписываем корочки и дипломы, – утверждает Валентина Игнатенко. – Для этого студент должен освоить программу по специальности. Будут выпускные экзамены, дифференцированный зачет у постели больного. И принимаем его не мы, а люди, назначенные комитетом здравоохранения. Придет главная медсестра областной больницы и скажет: «А кому вы диплом даете? Человек не владеет теми навыками, которыми должна владеть медсестра».

В колледже отмечают, что предоставляя информацию об учебных заведениях, где учат инвалидов по зрению медицинскому массажу, пытаются лишь помочь студентке, чтобы не отчислять ее за неуспеваемость. А такая необходимость рано или поздно возникнет, если та останется на «сестринском деле». Но курянка их «не слышит».

«Вы можете гарантировать, что, получив диплом медсестры, она не пойдет работать в отделение по специальности? – задает вопрос директор колледжа. – При наличии вакансии она может прийти, например, в операционное отделение. И администрация больницы будет обязана ее взять. Ведь диплом есть. Я несу ответственность за те документы, которые выдаю выпускникам. Почему она не пошла учиться на хирурга? Звучит странно, не правда ли? Но в ее случае это почти то же самое, что учиться на медсестру».

Ирина ТРЕТЬЯКОВА


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024