Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (май 2018 года)


27 мая 2018, 09:13

Суджанская мадонна с партбилетом. Как председатель колхоза из курской глубинки стала прототипом киногероини Риммы Марковой

«Суджанские мадонны» – спектакль под таким названием шел когда-то на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола. Сценарий написал известный советский писатель Юрий Нагибин. Главную героиню он нашел в Суджанском районе Курской области. Это легендарная Татьяна Дьяченко – председатель колхоза «Красное знамя» села Черкасская Конопелька. Она же стала прототипом главной героини фильма «Бабье царство». В кино курянку сыграла не менее легендарная Римма Маркова.

Татьяна Дьяченко (в девичестве Чупруненко) родилась в 1901 году. За долгую, яркую и драматичную жизнь она стала свидетельницей всех эпохальных событий минувшего века: революция, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная и, наконец, перестройка. Успела и на помещика побатрачить, и колхоз поднять, заслужив в итоге всероссийскую славу.

Из батрачек – в вожаки артели

Работать Таня начала с 12 лет. В то время про таких, как она, говорили «попала в золотую партию». Так называли детей, которые трудились у помещика. Платили им меньше, чем взрослым, но обращались хорошо – хозяин дважды в день кормил хлебом и селедкой. Плохого о тех годах Татьяна Петровна не помнила. Рассказывала даже, что барыня по прозвищу Брюхочиха разрешала детям рвать яблоки в своем саду.

Грянула революция. События тех лет не особо врезались в память. «Что до революции работала, не разгибаясь, что после. Ничего особенного. Помню, ломали все вокруг. Спиртзавод в Судже был на всю Россию известный – развалили. Собор красивый стоял – разломали. Зачем? Кому это нужно было?» – вспоминала уже совсем пожилая женщина в беседе с корреспондентом «Курской правды» в октябре 1993 года.

В ноябре 1917-го с турецкого фронта вернулся брат Афанасий. В то же время в Суджу прибыл из Петрограда с мандатом, подписанным Лениным, Бонч-Бруевич с заданием организовать на местах советскую власть. Приехавшего с ним Михаила Кваскова избрали председателем революционного комитета, а Афанасия Чупруненко – его товарищем, то есть помощником.

В 1918 году в уезд ворвались украинские гайдамаки, родным революционеров угрожала опасность. Хозяйство Чупруненко разгромили, жили в постоянном страхе, пока в село не вошла Красная гвардия. Семью эвакуировали в Брянск. Домой Татьяна вернулась в 1920-м.

В конце 20-х началась коллективизация. Вся семья вступила в колхоз. Потом война, оккупация. Муж и старший сын ушли на фронт. Татьяна Петровна с младшим сыном эвакуироваться не успели, остались в Суджанском районе. Тяжелые годы, полные страха и ожидания.

– Долго плакать было некогда, надо было поднимать колхоз, за который я очень переживала, – признавалась спустя годы бывший колхозный вожак.

В 1946-м Татьяну Дьяченко избрали председателем колхоза. На собрании люди чуть ли не хором закричали: «Только Петровну! Она вытянет. Не баба – огонь!»

Начинать приходилось с нуля. Все, что имел колхоз, люди растащили по домам.

– Не знала ни сна, ни отдыха. И другим покоя не давала. Работа, она ведь как – и мучит, и кормит, и учит. Дела пошли хорошо. Пахали на коровах и сеяли арбузы, – вспоминала бывшая глава хозяйства.

Вскоре артель вышла в передовые. «Сорок шестой год. Небывалая засуха, голод надвигается, а я своим колхозникам по четыре кило за трудодень», – не без гордости рассказывала Дьяченко.

Нрав у энергичного председателя был крутой. Особенно доставалось тем, кто пытался отлынивать от работы. Рассказывали такое. Не вышла женщина на работу. Приготовилась готовить обед, печь хлеб для семьи. Тут в избу входит председатель и без лишних слов опрокидывает в горящую печь ведро воды…

В фильме такого эпизода нет. Чтобы заставить вернувшихся с фронта мужиков работать в колхозе, героиня Риммы Марковой практикует совсем иной метод, напоминающий сюжет древнегреческой комедии «Лисистрата».

В первые послевоенные годы бывшая полуграмотная батрачка вывела родной колхоз в передовые хозяйства Курской области. В Черкасской Конопельке построили конюшню, свинарник, кормовой сарай, кузницу, обозную мастерскую. На базаре в Судже колхозники торговали картошкой и арбузами. Трудовые успехи Татьяны Дьяченко отмечены орденами Ленина и Красной Звезды, медалями «За доблестный труд», одна из которых – за работу в годы войны, значком «Ударник коммунистического труда». В 1949 году глава артели вступила в партию.

Мать колхоза стала киногероиней

Слава о курском председателе докатилась до столицы. В 1947 году в Суджанский район приехал писатель Юрий Нагибин, чтобы написать для журнала «Знамя» очерк о Татьяне Дьяченко. Он назовет его «Мать колхоза».

– Летом 47-го приехал в наш колхоз Нагибин с приятелем. Поселились месяца на полтора у одной старушки, – вспоминала Татьяна Петровна.

Для Нагибина встреча с курянкой стала настоящим подарком судьбы. В ней он нашел источник вдохновения на долгие годы, увидев такой колорит, что хватило на несколько литературных образов. Вначале была написана пьеса «Суджанские мадонны». Прообраз главной героини – Татьяна Дьяченко. Одноименный спектакль – драма в двух действиях – был поставлен на сцене Ленкома. В нем, к слову, дебютировал 23-летний Николай Караченцов. Потом с теми же сюжетом и действующими лицами вышел фильм «Бабье царство». Главную героиню сыграла Римма Маркова, за что была удостоена двух значимых наград за лучшее исполнение женской роли – на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (Испания) в 1968 году и на Всесоюзном кинофестивале в 1970-м. А кинокартина «Бабье царство», действие которой происходит в деревне Конопельки недалеко от Суджи, стала одним из лидеров проката 1968 года, ее посмотрели около 50 миллионов зрителей.

Подводя итоги 1967 года, Юрий Нагибин напишет в «Дневнике» – своем лучшем и откровенном произведении: «Это был, наверное, самый страшный год моей жизни. Я расстался с Геллой (поэтессой Беллой Ахмадулиной, которая в течение нескольких лет была его женой. Незадолго до смерти он заменил имя Белла на Гелла, чтобы не причинять ей боль – ред.). Еще Салтыков (режиссер – ред.) на последнем этапе испортил сильный фильм «Бабье царство»… Еще – двусмысленный успех «Суджанских мадонн», созданный в благородном содружестве».

Чуть раньше – в 1964-м – на экраны вышел фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Он имел огромный успех. Ульянов сразу стал кумиром миллионов. Сценарий также написал Нагибин. Прототипом главного героя – энергичного, требовательного и грубоватого председателя колхоза Егора Трубникова, фронтовика, бывшего сотрудника НКВД – стал прославленный председатель из Белоруссии Кирилл Орловский. Однако сам писатель признавался, что образ Трубникова собирательный, основным же материалом для повести «Страницы жизни Егора Трубникова», а затем и киносценария послужила биография председателя колхоза из Курской области Татьяны Дьяченко.

Курское лето писателя Юрия Нагибина

Вот что писал по поводу поездки в Суджанский район и встречи с Дьяченко Юрий Нагибин в книге «Время жить», составленной из его статей и очерков: «Первое время много ездил по стране, писал много очерков и рассказов. Особенно значительной и щедрой на впечатления была поездка по Курщине, длившаяся почти все лето. Год назад засуха опалила курскую землю, машинный парк МТС был ничтожен. Пахали на коровах, а то и на себе, затем на полях появился шадровский сеятель с лукошком, убирали хлеб косами и серпами; щи варили из крапивы, кислая запущенка считалась лакомством. И вдруг, будто оазис в пустыне, деревня Черкасские Конопельки (в действительности деревня называется Черкасская Конопелька, в нескольких километрах от нее есть еще Русская – ред.), возле Суджи, колхоз «Луч» (на самом деле «Красное знамя» – ред.), зажиточный, сытый, звенящий песнями, а в нем председательница Татьяна Петровна Дьяченко! Малограмотная, с натугой «разбирающая» газету, безмерно талантливая в каждом крепко поставленном слове, выразительном, картинном жесте, в каждом решении, за которым – молниеносный охват тех или иных противоречивых сложностей. Эта пожилая, грузная, с ласково-грозными глазами женщина была от бога организатором, трибуном, вожаком. Потом я писал о ней впрямую и косвенно, наделяя терпким ароматом ее личности других героев, она была так богата, что ее на многих хватало; неожиданно для меня самого она прорвалась в Егора Трубникова – председателя, хотя прямым прообразом был К. П. Орловский. Наиболее полно образ Татьяны Петровны воплотился в Крыченковой, героине повести и фильма «Бабье царство», пьесы «Суджанские мадонны», оперы «Русские женщины» Кирилла Молчанова.

Оперу по повести Нагибина «Бабье царство» композитор Кирилл Молчанов поставил в 1969 году в Воронеже.

Арест и реабилитация

«Закончилась председательская карьера Татьяны Дьяченко цепью драматических событий. Ее, депутата Верховного Совета, арестовали за нарушения колхозной демократии и разбазаривание казенного добра. Доказать свою невиновность и вернуться из мест заключения удалось уже после смерти Сталина», – писала «Курская правда» четверть века назад.

Юрий Нагибин знал финал председательской деятельности нашей землячки, но ни в «Бабьем царстве», ни в «Председателе» нет и намека на такой поворот событий. Оба фильма заканчиваются на оптимистичной ноте. Это было в духе времени.

Общаясь с журналистами, Татьяна Петровна спустя многие годы с благодарностью вспоминала писателя, который много сделал для восстановления ее доброго имени. Знакома была и с сыгравшей ее в кино Риммой Марковой, они несколько раз встречались.

В 1993 году Татьяна Дьяченко еще жила в Судже. Однако вскоре уехала в Москву. Перед этим позвонила в местный краеведческий музей, попросила сотрудников приехать забрать кое-какие вещи. Передала в музей свой знаменитый председательский портфель, документы и суджанский ковер – ее свадебное приданое.

– Какой это был год, точно и не вспомню, – говорит директор Суджанского краеведческого музея Людмила Придубкова. – Я только недавно пришла на работу в качестве младшего научного сотрудника, и меня послали знакомиться с Суджей. Пришли к Татьяне Петровне. Она готовилась к отъезду, в доме практически ничего не было. Передала нам несколько личных вещей и сказала: «Заберите ковер. Я уезжаю в Москву, он там никому не нужен, а для музея хороший экспонат». Пояснила, что ковер был выткан в 20-х годах. Такие ковры «Гнездо аиста» в Суджанском районе заказывали родители невесты перед тем, как выдать дочь замуж, это был хороший свадебный подарок».

Людмила Михайловна запомнила Татьяну Петровну немногословной женщиной. «Мне показалось, что ей было немного тяжело ходить, сказывался возраст. Мы что-то спрашивали, но она в основном отмалчивалась, говорить она не любила», – вспоминает встречу Людмила Придубкова.

Перестройку Татьяна Петровна, к слову, так и не расставшаяся с партбилетом, переживала тяжело.

– Жить уже не очень хочется. Жизнь какая-то пошла – ничего хорошего не осталось. С пенсионерами страна плохо поступила. Сама по радио слышала: все у нас идет на выживание. Это как? Кто-то выживет, а кто-то нет? Жизнь прожила, а не понимаю, почему люди в своей стране должны бороться за выживание, – недоумевала пожилая женщина, общаясь с корреспондентом в 1993 году.

Сколько лет отвел Господь этой стальной женщине, пережившей почти всех близких, неизвестно. По имеющимся сведениям продолжательницей рода была появившаяся на свет в 1956 году внучка Александра – дочь младшего сына Михаила. Сам он умер в возрасте 45 лет от сердечного приступа. Старший Николай погиб на фронте. У Александры в 1986-м родился сын Владимир – единственный потомок Татьяны Дьяченко.

Анна КОРШУНОВА


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024