Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (октябрь 2017 года)


22 октября 2017, 11:13

Как курские революционеры боролись против царского режима

В год столетия Октябрьской революции «ДДД» продолжает рассказывать о подпольной работе курских революционеров. Сегодня речь пойдет о становлении большевистского движения в Курске.

Вместо революции – пить до потери сознания

Еще до первой русской революции, которая произошла в 1905 году, Курская губерния была местом политической ссылки. Как писал в своих воспоминаниях один из видных деятелей курского большевизма Александр Аристархов (псевдоним Андрей), царское правительство считало наш регион одним из самых глухих и «благополучных по революции», поэтому и направляла сюда нелояльных к режиму граждан. Так, например, сам Аристархов был сослан из Москвы в Курск в 1901 году за «попытку произвести уличную политическую демонстрацию». Андрея отчислили из технического училища и взяли под гласный надзор. Вместе с ним в ссылку отправили и его жену Софью Аристархову-Левицкую, более известную как товарищ Анна.

По приезде в Курск Аристархов выяснил, что в городе революционная борьба не ведется. Тогда в ссылке находились несколько большевиков, но особый вес имела группа из 15 социал-революционеров во главе с Александром Высоцким (в будущем – председатель Петроградского комитета партии эсеров), которые проявляли пассивность. Кроме того, в городе не было крупных заводов, рабочих насчитывалось едва ли три тысячи, которые, по словам Аристархова, «молча тянули свою лямку, придушенные не столько страхом полицейских репрессий, сколько всем укладом тягучей, как смола, одуряющей патриархальной жизни».

«После недели тяжелого труда они развлекались кулачными боями и пили до потери сознания», – отмечает революционер, добавляя, что и крестьянство не особо желало присоединяться к большевикам, хотя находилось на кабальных условиях у помещиков, однако не собиралось бунтовать. По мнению Аристархова, этому мешало и духовенство, которое якобы «дурманило деревню шаманскими фокусами», а крестьяне под их влиянием становились «неспособны к усвоению революционной пропаганды».

Большевистская психлечебница

Однако о полной пассивности курских масс говорить не стоит. В сентябре 1901-го газета «Искра» пишет о забастовке вожатых и кондукторов курского трамвая. С этого момента издание регулярно поступает в областной центр, соответствующее распоряжение Орловскому комитету РСДРП, к которому относились и куряне, дает жена Ленина – Надежда Крупская.

К концу года в городе появляются два полноценных кружка – социал-демократов и эсеров, а к весне 1903-го образовалась группа, ставшая в дальнейшем первичным ядром курской организации большевиков. Кроме Аристархова и его жены, в сообщество вошли еще шесть человек. В это время на улице Пушкарной открывается подпольная типография, ее держит гравер Паневин (Герман), там печатают листовки и прокламации. Параллельно с этим из Киева налажен канал поставки марксистской литературы, своеобразным перевалочным пунктом становится психиатрическая лечебница в деревне Сапогово (ныне поселок Искра), революционерам помогает главврач больницы Максимов. В Курск наведывается наш земляк, революционер Иосиф Дубровинский (Иннокентий), он дает положительный отзыв о работе организации. А в разгар первой русской революции приезжает сподвижник Ленина Лев Каменев.

Параллельно между курскими большевиками и эсерами завязывается соперничество. Аристархов в открытую ругает лидера местных социал-революционеров Высоцкого, припоминает его «благородное» происхождение («сын богатого купца, крупного чаеторговца»), говорит, что у эсеров было много денег и они в достаточном количестве получали свою запрещенную литературу. Красные, напротив, были нищими, их брошюрки и выпуски «Искры» зачитывали до дыр, тогда как эсеровская «Революционная Россия» «циркулировалась повсюду».

Проигрывали большевики и в деревне, где опять же были сильны социал-революционеры. И напротив, среди курских железнодорожников приверженцы марксистского учения нашли единомышленников.

Перестрелка в центре города

Бурлить же Курск стал уже в январе 1905 года, практически сразу после Кровавого воскресенья. Эсеры усилили работу, появились либералы-кадеты, тут и там можно было видеть отряды черносотенцев – приверженцев царского режима, которые избивали революционеров и устраивали в городе еврейские погромы. Популярность набирает щигровский помещик Николай Марков (Марков II), известный своими антисемитскими взглядами. Когда Октябрьская революция захлестнет Курскую губернию и в регионе начнутся захваты помещичьих земель, Марков напишет своим крестьянам: «Имение мое вы можете разрушить, растаскивать, но моя просьба – не рубите моих тополей и осин, на которых я вас буду вешать». Пока же Марков и сотоварищи готовили провокации против курских революционеров.

17 октября Николай II подписывает манифест, дарующий политические свободы. В Курске большевики и эсеры собирают большую манифестацию. Ранее прошел слух, что «черная сотня» готовит нападение. Революционеры забывают разногласия и объединяются, решают организовать охрану.

«В боевую дружину вошли лишь несколько десятков человек, вооруженных револьверами разных систем, в большинстве устаревших, с ограниченным количеством патронов», – напишет позже Аристархов.

Митинг должен был идти на Красной площади. Колонна с красными флагами двинулась вниз по Московской улице (ныне – Ленина). Подойдя к месту, люди увидели, что на углу с Херсонской (ныне Дзержинского) стоит большая группа черносотенцев. Решено было уходить с площади, так как среди манифестантов были женщины и дети. Это не понравилось «сотне», они двинулись за революционерами, в их сторону полетели камни. В ответ митингующие открыли стрельбу, но черносотенцы не отступали. Боевая дружина растянулась цепью, и участники шествия смогли покинуть «поле боя». Последними уходили рабочие.

В следующие два дня в Курске были еврейские погромы. Местные революционеры не смогли их остановить: мало того, что «черная сотня», «пьяная озверелая толпа», имела численное преимущество, так еще ее охраняли полицейские. Но это уже другая история...

Подготовил Александр Демченко, по материалам Госархива Курской области


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024