Новости компаний (декабрь 2016 года)
10 декабря 2016, 09:14 Куряне на съемках фильма «Война и мир»50 лет назад на экраны вышла легендарная киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир», успех которой был ошеломительным. В билетные кассы советских кинотеатров выстроились километровые очереди поклонников российской классики. В газетах ряда стран появились хвалебные отклики благодарных зрителей и ценителей кино, по-настоящему потрясенных масштабом кинопроекта. Участие в съемках отдельных сцен принимали уроженцы Курской области: Вячеслав Терехов, Владимир Самошин, Иван Трунов и Виктор Чаплыгин. Нашим землякам посчастливилось работать на одной съемочной площадке с такими выдающимися актерами, как Олег Табаков, Вячеслав Тихонов, Анастасия Вертинская, Василий Лановой, Джемма Фирсова, Олег Ефремов, Сергей Никоненко, Николай Рыбников, Нонна Мордюкова, Николай Гринько... Киношедевр Сергея Бондарчука внесен в Книгу рекордов Гиннесса как фильм, в съемках которого принимало участие самое большое число статистов – более 120 тысяч человек! География была также очень обширна: от стен Новодевичьего и Новоспасского монастырей Москвы до Закарпатья. Недалеко от Волоколамского монастыря вблизи села Теряево построили деревянные декорации Москвы, чтобы запечатлеть «пожар в столице». Сцены русской охоты снимали у села Богословское. «Бородинское сражение» у города ДорогобужВозле города Дорогобуж Смоленской области нашлось подходящее поле для съёмки сражения у Бородино. Это место на старой смоленской дороге в долине Днепра по рельефу очень схоже с ландшафтом настоящего Бородинского поля. 15 тысяч статистов на протяжении двух месяцев вживались в исторический образ. Воспоминания одного из участников тех событий: «Ночью 26 июля 1963 года воинский эшелон пригнали на станцию Дорогобуж. Нас помыли, переодели в военную форму, и до отъезда в начале октября мы служили статистами в сражениях, в том числе – на «Бородинском поле». Очень хорошо наши беды и чаяния выразил безымянный поэт из москвичей (а среди нас были и куряне, и нижегородцы, и костромичи) в сочиненной им песне, которую мы распевали всю оставшуюся службу: «... Идут на съемки тысячи ребят, Колонна вьется, как огромный уж. Десятки дублей делаем подряд, Дорогобуж, Дорогобуж! Нас глушат взрывы, и слепит глаза, Таскаем трупы мы средь конских туш. За черным дымом не видать тебя, Дорогобуж, Дорогобуж!» В массовке были заняты солдаты из Фатежского района Виктор Чаплыгин из деревни Гуровка и Иван Трунов с хутора Борец. Также в «атаках на неприятельские редуты» осенью 1963-го участвовали уроженцы Курского края Вячеслав Терехов и Владимир Самошин. Бойцы воинской части, дислоцированной в районе Мигалово под Тверью, почти в полном составе примерили на себя форму французской и российской армии начала XIX века. В течение нескольких месяцев переодетые в мундиры тех времён они с раннего утра строились и шли в атаку, до деталей имитируя сигналы, построения и все приёмы ведения боя своих прадедов. В день финальных съемок Бородинской битвы перед камерой оператора Петрицкого сошлись 13500 пеших солдат, изображавших русские и французские войска и 1500 всадников. Наметом промчалась конница, в рукопашной схватке сомкнулись шеренги «французов» и «русских». За три месяца доблестных стараний большого количества актеров и массовки был создан шедевр, подобных которому мировой кинематограф за последние полвека не смог превзойти. У каждого из тысяч участников батальных съемок было соответствующее эпохе оружие, исторический костюм, точные копии русских и французских наград. Одних пуговиц заказали 200 тысяч штук. На постановку только Бородинского сражения кинематографисты израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек и 1500 снарядов! Шедевр от Бондарчука-старшегоВсего же работа над киноэпопеей «Война и мир» велась на протяжении шести лет. С марта по декабрь 1966-го генеральная дирекция «Мосфильма» приняла к прокату три серии фильма: «Андрей Болконский», «Наташа Ростова» и «1812 год». В следующем году завершили монтаж четвертой части «Пьер Безухов». В прокате СССР 1966 года первая серия заняла самое высокое место, собрав на сеансах 58 миллионов зрителей, хотя в среде кинематографистов фильм вызвал неоднозначные отклики. Одни специалисты его возносили, считая одной из самых ярких экранизаций произведений Льва Толстого, другие ругали, обвиняя авторов в искажении смысла эпохального произведения великого мастера. Не обращая внимания на критику, съемочная группа, завершив работу над заключительной частью шедевра, предоставила свое произведение международной общественности. На первом же внеконкурсном показе в Каннах в 1967 году вокруг фильма Бондарчука поднялся громадный ажиотаж. Желающих посмотреть продукт социалистического реализма было столько, что часть зрителей вынуждена была смотреть фильм, стоя в проходах кинотеатров. В том же году на Международном кинофестивале в Венеции фильм произвел настоящий фурор и был удостоен приза как высокохудожественное произведение искусства. В Лос-Анджелесе, на церемонии вручения легендарной премии «Оскар» за 1968 год, фильм «Война и мир» был признан лучшим зарубежным фильмом. В общей сложности создатели эпопеи получили 11 самых высоких международных премий. Успеху экранизации романа Льва Толстого в значительной степени способствовали немалые затраты, вложенные в процесс съемок. Шедевр Бондарчука обошелся государственной казне в невиданную по тем временам сумму – более 8 миллионов рублей. Но и прибыли принес немало. В совокупности четыре серии фильма собрали в прокате свыше 135 миллионов зрителей, каждый заплатил за билет в среднем по 25 копеек. В сумме получается почти 34 миллиона советских рублей! Для съёмок фильма были использованы коллекции 58 музеев страны, в том числе настоящее оружие войны 1812 года. Сельское хозяйство предоставило тысячу лошадей, Минобороны выделило сеть стоваттных репродукторов. 40 государственных предприятий производили историческое вооружение и экипировку огромного количества актеров. В ходе работы над фильмом «Война и мир» был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе полутора тысяч всадников, который впоследствии был успешно задействован во многих других советских картинах. *** Сопричастным к созданию «Войны и мира» мог стать еще один наш земляк. Право написать музыку к своему фильму Сергей Бондарчук первоначально хотел предложить уроженцу Курской области Георгию Свиридову. Но выдающийся композитор уже был задействован в фильмах «Красная площадь» (1960) и «Воскресение» (1961). Поэтому Сергей Федорович отдал право на музыкальное оформление Вячеславу Овчинникову, тогда еще никому не известному студенту консерватории. А Георгий Васильевич Свиридов именно в период работы Бондарчука над съемками «Войны и мира» написал самые популярные свои произведения в советском кинематографе: вальс к фильму «Метель» (1964) и музыку к фильму «Время, вперед!» (1966). В тему В массовке участвовали 600 курянВ 2004 году мы уже писали о курянине Юлии Хизеве. В числе 600 курских солдат-срочников летом 1966-го он был направлен в Смоленскую область, где снимали один из ключевых моментов фильма «Война и мир» – Бородинское сражение. Юлий Павлович вспоминал: «Каждое утро после завтрака новобранцы приходили на поле, облюбованное режиссером, переодевались в форму начала XIX века. Съемки длились до вечера. Некоторые, не выдерживая жары и палящего солнца, падали в обморок прямо перед камерой. «Вначале были репетиции, потом сами дубли. Чтобы снять большую батальную сцену, приходилось их делать по 20 раз». Форму после съемок у солдат забирали, утром раздавали снова. Но иногда оставляли на ночь: стирать ее приходилось самим «актерам». Кстати, ни за работу «прачек», ни за игру в массовке солдатам не платили: где это видано, чтобы срочник в армии зарабатывал? Местным статистам – жителям окрестных деревень – платили от трех до восьми рублей в день. Игра актеров, по словам курянина, оценивалась в десять «целковых». Солдаты же увезли домой лишь впечатления и небольшие сувениры. Юлий Павлович, например, сохранил две пуговицы. Одну срезал с французского камзола, вторую – с драгунской формы. К концу съемок реквизиторы были уже не слишком строги, прощая солдатам такие мелочи. По идее любая красная жидкость издалека сойдет за кровь. В большинстве телефильмов используют специально приготовленный химический состав. Создатели «Войны и мира» стремились к реальности даже в деталях. Потому красная жидкость на раненых солдатах – самая настоящая кровь. Не человеческая, конечно, – куриная. Хизев вспоминал, как ему пришлось несколько часов пролежать на солнцепеке, изображая убитого русского солдата. «Кровь на лице засохла, – жаловался он, – и очень стягивала кожу». На декорации создатели тоже не скупились. Знаменитый дуб Андрея Болконского привезли из Москвы. Рядом с «Бородинским» полем построили деревню, точно воспроизводящую поселение XIX века. По сценарию там снимали пожар. Деревню подожгли, но первый дубль не получился. Селение отреставрировали и потом поджигали еще несколько раз. Курянин Юлий Хизев оказался практически единственным, кому разрешили фотографировать во время съемок. Режиссер Сергей Бондарчук, первый раз увидев солдатика с фотоаппаратом, приказал отнять камеру. Но потом примирился с курским «папарацци». Так Юлий Павлович привез в Курск снимки со съемочной площадки: Людмила Савельева в костюме Наташи Ростовой спускается с лошади, раненый Болконский (Вячеслав Тихонов) и другие кадры полувековой давности... Анатолий БИРЮКОВ, Фатежский район, Ирина ВЛАДИМИРОВА
Выскажите своё мнение о новости
|