Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 13 (1536) от 26.03.2024 Обновление: 28.03.2024, 12:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (июнь 2016 года)


7 июня 2016, 09:20

Как Курск стал эпицентром войны

В жестокую битву трансформировалась в нынешнем году конфронтация между владельцами торговых сетей, торгово-развлекательных центров и моллов Центральной России. Борьба за арендаторов и посетителей ведется по всем правилам войны. То есть — без правил. Согласно формуле «на войне – все средства хороши». Об этом пишет газета «Московский Комсомолец Черноземье».

Без базара

Если до начала нынешнего затяжного кризиса девелоперам повсеместно, за исключением Москвы, было достаточно возвести торговый центр и сдать торговые площади в аренду, то сейчас они ищут всевозможные пути для удержания позиций. Еще несколько лет назад большинство потребителей представляло торговый центр весьма просто. Этакие рынки и базары под крышей и с евроотделкой экс-киосков и ларьков арендаторов. Места, где можно было купить необходимые товары и в лучшем случае выпить чашечку кофе, устав от шумной толпы. К концу первого десятилетия XXI века это представление кардинально изменилось.

Для привлечения арендаторов и соответственно покупателей девелоперам приходится сегодня создавать из супермаркетов и гипермаркетов целые центры развлечений, которые потрясают воображение россиян огромными размерами и необычным дизайном. По сути, это целые города с водными каналами, костюмированными шоу, театральными представлениями и выставками.

Так, воронежский Сити-парк «Град» или «Город Радости» на 3-м км автотрассы «Воронеж — Москва» занимает 203 тысячи квадратных метров. Не будем говорить о магазинах и супермаркетах, остановимся на океанариуме и концертно-выставочной площадке Event Hall. Океанариум «Града» — первый в ЦФО образовательно-развлекательный комплекс площадью 4400 квадратных метров, в котором представлены аквариумы, акватеррариумы, вольеры, а также экспозиции «Леса и степи», «Полярные воды», «Джунгли» и «Моря и океаны». Площадка же Event Hall в 4850 квадратных метров вместила огромные залы, трибуну на 2200 человек и танцевальный партер на 5000 человек и позволяет проводить музыкальные концерты, театральные постановки, фестивали, спортивные состязания, арт-выставки и другие массовые мероприятия.

По этому пути пошло и руководство курской компании «ГриНН» при открытии в марте 2016 года в Курске суперрегионального комплекса «МегаГриНН». Девелопер не поскупился на девятиярусный бесплатный паркинг, массу развлекательных услуг для всех возрастов и такой низкорентабельный вид бизнеса, как дворец спорта. Впрочем, вряд ли в качестве примера курским девелопером был использован опыт Воронежа. Подобная концепция развития тщательно «обкатана» ГриННом в Орле и Белгороде и уже была высоко оценена по эффективности экспертами в сфере ритейла.

Гибридная война

Появление подобных проектов для владельцев сетей супер/гипер-маркетов ангарного типа смерти подобно. Именно поэтому многие торговые центры, которые не могут самостоятельно привлечь арендаторов, вынуждены покупать франшизы, вкладывая колоссальные средства и увеличивая сроки окупаемости в два-три раза. Им приходится за собственные средства производить дорогостоящую отделку по дизайн-проекту партнеров, закупать коллекции и расширять собственную структуру бизнеса.

Таким путем пошли воронежский «Чижов», конкурирующий с Сити-парком «Град» и курская «Европа», не прекращающая многолетнюю «войну» с корпорацией «ГриНН».

В погоне за «брендами» эти ритейлеры заключают кабальные для себя договоры, при которых возврат вложенных средств возможен лишь через очень длительные сроки. Например, лидеры рынка «Indetex», «LPP», «Н&М» входят в проект только с контрибуцией, то есть — с полным возмещением затрат не только на отделку, но и оборудование, при этом условия арендных выплат просто символические. И если воронежский «Чижов» при этом усиленно продвигает собственные бренды, такие как самый большой в Европе арт-ресторан «Балаган», то курская сеть «Европа», пытаясь «затащить» все три бренда в один из своих строящихся моллов, лишает себя смысла на существование в принципе. Если эти бренды и решатся встать по соседству, то в европейских апартаментах они займут более 60% площади. А значит, сроки окупаемости проекта зашкалят за сто лет. Добровольное же лишение «Европой» себя основного заработка мгновенно приведет к прекращению кредитований банками и возможности дальнейшего дефолта компании. По версии специалистов, владелец сети «Европа» понимает эти риски и блефует, чтоб удержать рынок.

Безусловно, «Европа» понимает сложность кризисной ситуации, которую усугубляют «кабальные» условия федеральных арендаторов и появление «перед носом» монстра, аналог которого в Белгороде и Орле уже «уложил на лопатки» всех конкурентов. Поэтому конкурентная война менеджментом этой сети ведется вполне в духе современности и носит гибридный характер. Что подразумевает не только борьбу авторитетов и финансовых возможностей, но и использование таких средств, как дезинформация и ценовой демпинг. Так, например, в ходе подготовки этой публикации выяснилось, что компаниями «LC Wikiki» и «Inditex» (бренды Zara&Bershka — прим. ред.) фьючерсные договоры с «Европой» не заключались. Между тем на стройке нового центра «Европы» в Курске размещены логотипы этих компаний как будущих арендаторов. Подобные действия вполне могут подорвать доверие к девелоперу как федеральных, так и региональных арендаторов.

Хотя последним и так приходится несладко. В случаях открытия арендаторами «Европы» магазинов в конкурирующих центрах, им тотчас вручаются уведомления о расторжении договоров аренды.

«Европейск» или «ГриННбург»?

Что касается ценового демпинга, то появление в том же Курске, например, суперрегионального комплекса «МегаГриНН», заполнение которого на сегодняшний день по оценкам специалистов варьируется в пределах 70 процентов, собственно, и стало причиной резкого снижения стоимости квадратного метра торговых площадей. В течение первых двух месяцев работы «МегаГриННа» один из стратегически важных ТЦ «Европы» мгновенно потерял сразу 11 арендаторов. Удержать оставшихся удалось, лишь снизив ставку до 4 с небольшим долларов за квадратный метр. Но эта мера является малоэффективной.

В другом ключевом центре сети, несмотря на ценовой демпинг, от аренды около 1500 квадратных метров уже отказались представители различных мебельных компаний и в процессе переезда находится супермаркет строительных материалов и товаров для дома «Стройарсенал», освобождающий около 8 тыс. кв. м, а это 60% арендопригодных площадей центра. Стоит, впрочем отметить, что столь же сокрушительно ударило открытие «суперрегионала» в Курске и по торговым центрам собственной сети — рынку «Новый» и торгово-развлекательному комплексу «ГриНН» на улице Дзержинского.

Безусловно, что «МегаГриННу», чье открытие состоялось в период, когда большинство ритейлеров прекратило развитие в регионы, не удастся завершить конкурентную войну ярким блиц-кригом, как это произошло в Белгороде и Орле. Да и из сказанного выше, очевидно, что «Европа», за минувшие годы занявшая курский рынок, выпускать его из рук не желает и будет пытаться удержать плацдарм любой ценой. Помнится, с год назад, в одной из соцсетей известный блогер и путешественник пошутил как-то, что Курск уже впору переименовать в Европейск.

Выяснить, есть ли у руководства «ГриННа» намерение переименовать столицу Соловьиного края в ГриННбург, нам не удалось. Переждет ли ГриНН трудные времена или не поскупится пойти на уступки перед непростыми условиями федеральных арендаторов, одновременно запустив региональные компании на льготных условиях назло своему заклятому «европейскому» другу? — раскрыть свои планы и комментировать ситуацию руководство компании «ГриНН» отказалось.

Как бы там ни было, по оценке экспертов, в кризис выживут исключительно социально-ориентированные проекты с наибольшим количеством услуг в одном месте, крупные, гибкие и ясно понимающие потребности арендатора и конечного потребителя. В кризис покупатель выбирает сервис по доступной цене. И в целом сегодня потребители в результате «битвы гигантов» получают прекрасные условия и цены для покупок.

Рейтинг не на заказ и без проплат

Завершить наше экономическое исследование на предмет того, какие из торгово-развлекательных центров Черноземья являются лидерами рынка, мы решили не опираясь на исследования различных маркетинговых агентств, а составив собственный рейтинг. Для этого были выбраны семь ТРЦ — Молл «Пушкинский» на улице Ленина, Shopping Centre «Европа» на Московской площади и «МегаГриНН» на улице Карла Маркса в Курске, «Сити-парк «Град» и ТРЦ «Московский проспект» в Воронеже, а также «Сити Молл» в Белгороде и ТРЦ «РИО» в Орле.

Оценивали, как в школе, по пятибалльной школе, обращая внимания на следующие ключевые показатели:

- локация (место расположения),

- подъездные пути (удобство подъезда),

- парковка (количество парковочных мест и удобство размещения),

- планировка,

- концепция (дополнительные услуги),

- социальная направленность (аквариумы/фонтаны/сцены/места отдыха/спорт/прогулочные улицы и т.д.).

Оказалось, что курские «Пушкинский», Shopping Centre «Европа» и «МегаГриНН» имеют одни из самых удачных мест расположения, за что они и получили твердые пятерки. Добраться до ТРЦ «Московский проспект» в Воронеже оказалось не так-то просто, за что мы и поставили четверку. В Белгороде «Сити Молл» оказался еще менее досягаем — заслуженная тройка. А вот орловский ТЦ «РИО» вообще не справился с «заданием» и получил двойку.

Удобно подъезжать оказалось к «МегаГриНН» в Курске, «Сити-парк Град» в Воронеже, «РИО» в Орле и «Сити Молл» в Белгороде, что и было оценено нами высшим баллом. «Московский проспект» в Воронеже и «Пушкинский» в Курске остались в середнячках, за что и получили четверки. Shopping Centre «Европа» оказался не самым комфортным для подъезда, двойка.

Затем мы посмотрели на болезненный для жителей любого города показатель — парковки: нашли лидеров и двоечника, правда, одного. Безопасно и беспроблемно оставить свой автомобиль в «МегаГриНН» в Курске, «Сити-парк Град» в Воронеже, «РИО» в Орле и «Сити Молл» в Белгороде. Заслуженная пятерка. «Московский проспект» в Воронеже и «Пушкинский» в Курске получили твердые четверки, а вот у Shopping Centre «Европа» в Курске въезд на паркинг, мягко говоря, затруднен. Что касается внешней парковки, то нужно хорошенько подумать над судьбой своего железного друга и быть готовым к штрафу или уведомлению об эвакуации, за что мы и ставим, не сомневаясь, двойку.

Такой показатель, как планировка, ни у одного из центров не заслужил высшей отметки, как и худшей, впрочем. Поэтому все торговые центры из списка получают четыре.

Кардинально разными оказались оценки по критерию «концепция». Отличников оказалось всего двое: «МегаГриНН» в Курске и «Сити-парк «Град» в Воронеже. «Московский проспект» в Воронеже стал хорошистом, а «Пушкинский» в Курске, Shopping Centre «Европа» в Курске, «Сити Молл» в Белгороде и «РИО» Орел на дополнительные услуги оказались не сильны, за что и получили тройки.

Возможность приятно отдохнуть и развлечься оказалась наилучшей в «Сити-парк «Град» в Воронеже и в курском «МегаГриНН» — мы ставим пять. Неплохим по наличию места отдыха и развлечения оказался «Московский проспект» в Воронеже — четыре. «Пушкинский» в Курске, «Сити Молл» в Белгороде и «РИО» в Орле получили «удовлетворительно», то есть три. А вот Shopping Centre «Европа» в Курске оказался наиболее худшим местом для отдыха и прогулки с детьми, поэтому мы не поскупились на двойку.

Если провести простые математические подсчеты, то получается:

«МегаГриНН» в Курске — 29

«Сити-парк «Град» в Воронеже — 27

«Московский проспект» в Воронеже — 24

«Сити Молл» в Белгороде — 23

«РИО» в Орле — 22

«Пушкинский» в Курске — 19.

Аутсайдером среди торгово-развлекательных центров оказался Shopping Centre «Европа» — 18. Впрочем, вполне возможно, в 2018 году его девелопер исправит ситуацию, если сможет удержать курский рынок и запустить в заявленные сроки центр развлечений, строящийся неподалеку от нынешнего «двоечника».

Леонид КОВАЛИЩЕНКО, Александр ЕЛИЗАРОВ, Юлия КЕЛЬИНА, Никита ДОБРОВОЛЬСКИЙ, газета «МК Черноземье»


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 19 402
Посетителей вчера: 35 307
Всего c 10.03.2003: 119 823 924
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных