Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 16 (1539) от 16.04.2024 Обновление: 19.04.2024, 12:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 600 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (май 2016 года)


9 мая 2016, 09:53

Борьба с фашистами отца и сына – курских подпольщиков

В оккупированном фашистами Курске в 1942–1943 годах действовала разведывательно-диверсионная группа под руководством Павла Бабкина. Дом его семьи на улице Театральной был явочной квартирой. Сюда приходили подпольщики, связные и разведчики из штаба 1-й Курской партизанской бригады. Доставляли новые задания, уносили собранные группой данные для советского командования. Бабкину активно помогал его сын – тоже Павел Павлович. Оба курянина позднее были награждены за организацию побега советских летчиков из фашистского плена.

«Немцы пришли...»

В ночь со 2 на 3 ноября 1941 года после упорных боев на подступах к Курску и его улицах части 2-й Гвардейской стрелковой дивизии и народное ополчение оставили город. Оккупация продолжалась 15 месяцев – до 8 февраля 1943-го... С первых дней фашисты начали расстрелы и репрессии, а куряне создали подполье по борьбе с захватчиками, состоявшее из двух групп.

Одну возглавили главврач областной больницы хирург Ю. А. Козубовский и старшая медсестра хирургического отделения А. А. Булгакова. В группе состояли врачи и медсестры. Они не допустили гибели 20 ополченцев, не успевших покинуть город. Под видом больных их разместили в палатах, а затем отпустили домой как «выздоровевших». В 1942-м медики спасли от угона на работы в Германию многих юношей и девушек, выдавая им фиктивные справки об инвалидности и перенесенных операциях.

Летом 1942 года появилась подпольная организация из 30 человек, в основном работников железнодорожного узла, которую возглавил паровозный машинист депо «Курск» Бабкин. Подпольщики держали связь с партизанами, передавая им разведданные о расположении вражеских военных складов, аэродромов, боевых частей, работе и охране железной дороги, мостов. От партизан они получали толовые шашки, мины и другие средства для диверсий, листовки для населения.

«Когда началась война, я учился в Курском железнодорожном училище, – вспоминал сын руководителя Павел Бабкин-младший. – Объявили о подготовке к эвакуации, но отец огорошил, сказав: «Нам придется остаться…» И посвятил меня в глубокую тайну: по заданию партии он должен организовать в Курске подпольную группу. Я стал ее первым членом и первым помощником отца. В группу вошли Елена Дунаева и ее сын Дмитрий, командир Красной армии, вышедший из вражеского окружения. Они квартировали у нас. Затем – Михаил Михалев, Антонина Макарова, Софья Чернова... Вскоре присоединились слесарь локомотивного депо Василий Бочаров, работница профсоюза железнодорожников Нина Ковальчук, машинист Павел Алябьев, осмотрщики вагонов Николай Зикеев, Василий Рыбалов и Георгий Гвоздев, замначальника станции Иван Гвоздев, вышедшие из окружения Михаил Подкосов и Михаил Власов, работавшие до войны в локомотивном депо. Отец знал их по прежней совместной работе».

Осенью 1942-го подпольщики взорвали в депо несколько паровозов, вывели из строя десятки вагонов. По координатам курян советские самолеты бомбили военные склады на аэродроме и северной окраине Курска, в ходе авианалета на железнодорожный узел был разбит состав, погибли 25 фашистов. Совместно две подпольные группы организовали побег пленных советских офицеров.

Воспоминания Павла Бабкина-младшего

«Отец устроился возчиком в похоронное бюро. Должность неприятная, но неприметная, давала ему возможность бывать в разных местах города, наблюдать, разведывать, собирать нужные сведения. Ему дали лошадь с упряжью, телегу и документ немецкой комендатуры, удостоверяющий, что он возчик инфекционных трупов. Это обеспечивало неприкосновенность – солдатам запрещалось использовать такую подводу для своих нужд.

Я поступил рабочим по засолке кож в цех на бойне к новоявленному хозяину, где познакомился с Аней Бочаровой, Зоей Емельяновой, привлек их к подпольной работе. Мы систематически получали сообщения Совинформбюро, размножали и распространяли их среди жителей Курска, Фатежского и Свободинского районов. Эти сводки также попадали в больницу, где лежали и местные, и раненые военнослужащие Красной армии».

«Из штаба 1-й Курской партизанской бригады связная Катя Балабанова передала отцу распоряжение начать подготовку к диверсиям на железнодорожном узле. Нужно было подготовить тайник и доставить тол из Фатежа. Во дворе с отцом выкопали яму, вложили туда старые духовки, чтобы хранить взрывчатку, замаскировали их, а сверху поставили собачью будку, привязав к ней злую собаку. Тайник был готов».

С партизанской базы в деревню Новые Дворы под Фатежом привезли тол и взрыватели. На подводе похоронного бюро туда отправили Бабкина-младшего, соорудив в телеге двойное дно. «Взрывчатку помогали маскировать сыновья Елизаветы Глушковой, чей дом тоже был явочной квартирой, – Николай и Роман, – рассказывал Павел Павлович. – По пути в Курск смерть поджидала на каждом метре 50-километровой дороги, особенно во время двух проверок немецкими военными патрулями. Самыми страшными были минуты, когда фашисты обыскивали меня, тщательно перебирали сено на повозке и продукты в мешке. Я старался скрыть волнение, и это помогло. Доставка прошла успешно. Как только я привез взрывчатку в Курск, отец сразу отправил подрывников на диверсии».

Два паровоза, заминированные машинистом Павлом Алябьевым, взорвались через некоторое время. А вот попытка уничтожить бензохранилище из двух десятков цистерн, замаскированных немцами под домики, не удалась. Охрана успела перерубить запальный шнур и потушить пожар. В январе 1943-го во время налета нашей авиации группа подпольщиков напала на немецкое хозучреждение в доме №2 по Театральной улице. Пока немцы сидели в бомбоубежище, из конторы вынесли секретные документы.

«Полиция грозила круто расправиться с железнодорожниками, взорвавшими паровозы, несколько вагонов и платформ, поэтому мы на время изменили тактику. Вагоны выводили из строя при помощи так называемого «буксида» и порошка карбида. Диверсии следовали одна за другой», – вспоминал Бабкин.

В конце 1942 года подпольщики Зоя Емельянова и Володя Кириллович нанесли на план Курска объекты противника, важные для советской авиации. Ранее были собраны данные о немецком военном аэродроме и охране мостов через реку Сейм на участке Клюква – Конорево и в Рышково. Это сделали Николай Чернов, Павел Бабкин-младший, его сестра Люба и Клава Витяева. Сведения переправили в штаб 1-й Курской партизанской бригады. Вскоре состоялся удачный авианалет на аэродром. Бомбы повредили и уничтожили самолеты врага, зенитные точки, было взорвано бензохранилище.

Спасти советских асов

В палате №3 немецкого госпиталя находились тяжелораненые советские летчики: батальонный комиссар Павел Бубеков, капитан Константин Длужицкий и лейтенант Николай Евграфов. Никому из фашистов и в голову не приходило, что по заданию Павла Бабкина-старшего Зоя Емельянова и Аня Бочарова готовят побег пациентов.

Кроме них, в операции по его организации и переправке пилотов в партизанскую бригаду принимали участие подпольщики групп Бабкина и Козубовского – хирург Е. К. Коровина и медсестра А. А. Булгакова.

Выздоравливающим боевым пилотам Красной армии тайком передали гражданскую одежду, нужные адреса. Побег был совершен 17 ноября 1942 года. Летчики, позднее вернувшись в свои части с помощью партизан, продолжили сражаться с врагом. Константин Длужицкий погиб в курском небе в дни боев на Огненной дуге. Николай Евграфов совершил не одну сотню боевых вылетов, награжден четырьмя боевыми орденами.

После освобождения Курска, в марте 1943-го, был награжден орденом Отечественной войны II степени и Павел Бабкин-старший, а другие подпольщики: его сын Павел Бабкин-младший, Анна Бочарова и Зоя Емельянова – орденами Красной Звезды. В мае 1965-го и в апреле 1966-го Указами Президиума Верховного Совета СССР еще 10 курских подпольщиков из группы Бабкина и шесть медиков из группы Козубовского удостоились государственных наград.

По просьбе Совета партизан и подпольщиков областного комитета ветеранов войны 20 августа 1998 года на доме №12 по улице Театральной была установлена мемориальная доска с надписью «В этом доме в период гитлеровской оккупации Курска базировалась разведывательно-диверсионная группа, которой руководил паровозный машинист П. П. Бабкин».

Олег ИВАНОВ, использованы материалы Юрия БУГРОВА


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 13 285
Посетителей вчера: 33 063
Всего c 10.03.2003: 120 569 537
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных