Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (февраль 2016 года)


27 февраля 2016, 12:43

Курянин мастерит уникальные балалайки

Накануне своего 77-го дня рождения мастер по изготовлению балалаек Валентин Ключаров был удостоен областной премии общественного признания «Курская антоновка». Любовь к русским народным инструментам ему передалась по наследству.

Валентин Ключаров уже 20 лет сам мастерит балалайки
Валентин Ключаров уже 20 лет сам мастерит балалайки

«Балалаечная» династия

Отец героя нашей публикации Василий Ключаров был создателем оркестра русских народных инструментов, которым в первой половине ХХ века славился Курск. Музыкант-самородок, быстро ставший виртуозным балалаечником, появился на свет в многодетной семье с 11 детьми. Их дом находился в Казацкой слободе.

«В детстве отцу часто приходилось заниматься на чердаке, чтобы не будить младших братьев и сестер, – говорит Валентин Васильевич. – Талант нельзя было не заметить, и родители отдали сына обучаться игре на балалайке в оркестр, которым тогда руководил известный балалаечник Николай Успенский. Параллельно папа выучился печатному делу и начал работать в городской типографии, где и собрал свой первый музыкальный коллектив из баянистов, балалаечников и домристов. Это послужило толчком к созданию подобных оркестров в школах, ФЗУ, на курских предприятиях и в Домах культуры».

В Великую Отечественную войну музыкант попал в дорожные войска, которые занимались возведением мостов на передовой. В промежутках между работой и боями он брал в руки балалайку – поднимал дух бойцов своей игрой и учил несложным мелодиям остальных. Его также любил слушать маршал Конев.

«Все это время мы были в Курске, – вспоминает Валентин Ключаров. – На улицах тут и там громоздились баррикады из рельсов. Когда случались авианалеты, старший брат хватал меня за шкирку и прятал в подвал. Неподалеку от нашего дома у Георгиевской аптеки размещались румыны. Опасаясь партизан, они запрещали жителям запирать двери домов, поэтому могли зайти в любой момент. Однако никого не обижали и даже тайком от старших офицеров делились с нами похлебкой. А 8 февраля 1943 года Курск освободили. По улице Дзержинского шли наши танки, и женщины радостно встречали их».

Победу Ключаров-старший встретил в Кенигсберге (сегодня – Калининград) и немного погодя вернулся домой. Въехал во двор своего дома на лошади, к которой была прикреплена железная бочка. Внутри бережно лежали два футляра с балалайками, прошедшими через все военные лихолетья вместе с храбрым наездником.

После войны, работая в курском Доме учителя, Василий Ключаров научил играть на балалайке, домре и гитаре сотни курских мальчишек. У большинства из них отцы погибли на фронте. Ребята искренне любили своего педагога, который в дополнение ко всему искал возможность подкормить их в голодные годы, и называли «дядей Васей». Из них выросла целая плеяда профессиональных музыкантов – Григорий Львович, Лариса Дремина, Валерий Козлов, Алексей Мамонтов, Михаил Осеневич, братья Копейкины и многие другие.

Занимались в оркестре Василия Ключарова и его сыновья. Младший – Василий – с семи лет играл на разных видах балалайки: приме, контрабасе, альте. Но с музыкой жизнь не связал – после школы поступил в техническое училище, которое окончил с отличием в 1960 году. Тогда же оркестр, из которого он еще не ушел, пригласили в Москву. В Большом театре в присутствии первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и министра культуры СССР Екатерины Фурцевой куряне исполнили песню «Тимоня».

О чем поет трехструнная

Долгих 40 лет Валентин Васильевич трудился на заводе «Прибор». Однако случай вернул его на полузабытую дорогу музыки. В середине 90-х на глаза курянину попала статья из журнала «Наука и жизнь», где описывалось, как самостоятельно сделать балалайку. В память об отце-музыканте он решил попробовать. Чтобы было сподручней, купил для примера мастеровую балалайку и за полтора года по образцу сделал свою. Она теперь хранится в курском колледже-интернате.

«Как ни жалко расставаться со своими инструментами, они не должны лежать без дела, – уверен курянин. – Наоборот, мне важно знать, что мои балалайки где-то «щебечут». Одна, например, досталась школьнику Саше. Он не только играет сам, но и хочет учить других. Лелеет даже мечту открыть собственную музыкальную школу в Китае».

Валентин Васильевич играл в оркестре русских народных инструментов на внушительной по размеру балалайке-контрабасе, 1959 год
Валентин Васильевич играл в оркестре русских народных инструментов на внушительной по размеру балалайке-контрабасе, 1959 год

Ключаровские балалайки звучат в знаменитом народном ансамбле «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Отдельные экземпляры отправились за границу. Они приглянулись французам, потомкам русских эмигрантов, бывших с визитом в Москве, японцам, которые приобрели инструмент для собственного ансамбля балалаек, немцам и другим ценителям тонкой работы.

Все потому, что у мастера за 20 лет появились свои секреты изготовления трехструнной. «Сделать корпус, отполировать его, отлакировать, поставить струны – это еще далеко не все, – отмечает он. – Дерево нужно сушить по технологии не менее пяти лет, избегая попадания прямых солнечных лучей, иначе оно треснет или прогнется. Кузов я обычно делаю из волнистого клена, поскольку он дает наилучший рисунок. Для деки подходит высокогорная ель, а эбеновое и красное дерево используется для грифа и головки».

Редкие материалы курянин находит в российской столице, куда его ежегодно приглашают участвовать в международном фестивале «Созвездие мастеров». Благодаря своему искусству Валентин Васильевич не раз занимал призовые места. Его изделия отличает не только качество, но и фирменный знак – значок с изображением профиля супруги, с которой они вместе уже полвека.

На рабочем столе мастера аккуратно сложены цикля, лобзики и пилы, набор напильников и наждачной бумаги, разнообразные рубанки, самый маленький из которых не превышает в длину двух сантиметров. При помощи этих нехитрых инструментов Валентин Ключаров изготовил уже более 30 балалаек, по одной-две в год. Всегда много ремонта. Умелец чинит балалайки, домры, гитары, мандолины, скрипки, виолончели. Ему доверяют даже старые дореволюционные образцы. Но как только появляется немного свободного времени, Валентин Васильевич принимается делать свои любимые балалайки. «Она не сравнится ни со скрипкой, ни с любым другим инструментом, – улыбается мастер. – В ней заключена русская душа... Звук особенный, какого нигде нет. Несет его, словно песню».

Подписывайтесь на новости «Друг для друга» в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, FacebookTwitter

Алексей ПИЩУЛИН, фото автора


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024