Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 24.04.2024, 12:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (июнь 2015 года)


17 июня 2015, 18:11

Другая Турция: одной ногой в Европе

Корреспондент «ДДД», путешествуя автостопом по Ближнему Востоку, прокладывал маршрут, редко пересекающийся с направлениями туроператоров. В прошлом номере были Каппадокия, соленое озеро Туз, города Анкара и Эскишехир. Продолжаем изучать неизвестную Турцию.

Только до 29 июня в Курске и Курской области! Подпишись на «Друг для друга» и выиграй Путевки в Турцию!

Вам необходимо обновить Flash Player для просмотра видео на нашем сайте.
Скачать последнюю версию Flash Player
Только до 29 июня в Курске и Курской области! Подпишись на «Друг для друга» и выиграй Путевки в Турцию!

Многоликий Стамбул

Меньше, чем через два часа, паром прибыл в Стамбул. Город с населением почти 14 миллионов человек – крупнейший в стране. Нередко его ошибочно принимают за столицу государства (на самом деле главный город Турции – Анкара). Попасть в Стамбул в компании коренного жителя было большой удачей. Семью Стефана беспокоить не стали, найдя в историческом районе Султанахмет хостел за 20 лир.

Веранда бюджетной гостиницы выходила на задворки ни много ни мало самой Айя-Софии, противоречивого по архитектуре сооружения. На протяжении почти тысячи лет этот собор был главной святыней не только Византии, но и всего христианского мира. После завоевания Константинополя Османской империей в 1453 году его «раскрестили», достроив минареты и проведя соответствующие исламу изменения внутри, а в ХХ веке вовсе превратили в музей.

Стамбул – как мозаика из разных религий, культур и эпох, которую перекладывали десятки раз. Поэтому он такой, сам на себя непохожий. На фоне вековых мечетей проносятся современные трамваи, а по всегда многолюдной улице Истикляль мимо пассажей с новомодными бутиками ползет красный ретровагон. Близость роскошных султанских дворцов не мешает юным максималистам усыпать граффити стены домов на второстепенных улочках и раскрасить поднимающуюся на холм лестницу в радугу. Действительно, город контрастов...

Между неповоротливыми лайнерами и угловатыми сухогрузами в проливе Босфор юрко крутятся катерки и яхты. Вопящие чайки, изредка выныривающий из воды дельфин и море кошек на берегу – вот уж кто в Стамбуле царь зверей! На Гелатском мосту закидывают удочки рыбаки, их улов тут же разлетается по кухням ресторанчиков и продавцам фастфуда на углу, предлагающим за пять монет «балык-экмек» – фирменный бутерброд с рыбой и зеленью.

В центре площади Таксим, не раз становившейся местом массовых демонстраций и столкновений митингующих с полицией, возвышается монумент «Республика». Правее фигуры Ататюрка еще две – Климент Ворошилов и Михаил Фрунзе, помещенные в благодарность за военную помощь со стороны Советской России в войне за независимость.

Беженцы из Сирии спасаются здесь целыми семьями, их больше, чем на самой границе. Просят милостыню в ногах у праздношатающейся американо-европейской толпы туристов. Богатые ли приезжие становятся клиентами или обеспеченные турки, но кресло с металлическими подставками «под золото» у чистильщиков обуви не пустует. И вообще при желании расстаться с деньгами найдется масса вариантов.

Достаточно даже посетить знаменитый Гранд Базар. Местные сторонятся его, предпочитая колоритному восточному рынку обычные магазины, потому что торговцы, заведомо готовящиеся скинуть цену, непомерно ее завышают. Придя на второй день, мы быстро поняли всю опасность этого места. Нескончаемые лабиринты лавок с чаем и кофе, пахлавой и рахат-лукумом, развалы с турецкими коврами, посудой ручной росписи, украшениями и шелком – очень заманчиво. Хотя едва ли российские «челночники», массово хлынувшие через границы в 90-х, приезжали за товаром сюда.

У стен Трои...

Среди сотен пронзающих небо минаретов, из которых по пяти раз на дню раздается громогласный азан, теплится огонек православия. В тесных переулках портового квартала неподалеку от Галатской башни остался след русской эмиграции – несколько православных церквей. Находятся они на верхних этажах жилых домов. Лишь по небольшим куполам с крестами на крышах можно определить местоположение приходов. Главный, храм святого Пантелеимона, ютится в небольшом помещении на шестом, последнем этаже обшарпанного строения. Лифта нет, поднимаемся по лестнице, следуя подсказкам указателей, и вот – на стене подъезда библейским почерком выведено по-русски: «Вход в церковь»... И это в бывшей столице христианства – Константинополе.

Благодаря Стефану, два десятка лет прожившему в Стамбуле, город предстал разным. Бонусом в самостоятельную программу пошли садик, университет, где учился турок, недействующий, построенный немцами железнодорожный вокзал Хайдарпаша, маяк и прочие дорогие братскому сердцу места. Но прежде чем отправиться восвояси, сели на паром до Принцевых островов.

По левую руку – Азия, справа – уже Европа. Стамбул, с середины Босфора стушевавшийся в молочной дымке, расположен сразу в двух частях света. Конечной точкой часового маршрута значился самый большой остров архипелага – Бююкада. Сотни старинных усадеб, покосившиеся деревянные домики. Многие заброшены, как и вилла Льва Троцкого на улице Хамладжи, высланный из СССР в 1929-м революционер четыре года прожил здесь в изгнании.

Мимо нескончаемым потоком следуют запряженные лошадьми фаэтоны, создается ощущение затерянности во времени. Автомобили на Принцевых островах запрещены. Для перемещения остается либо гужевой транспорт, либо, как в нашем случае, взятые напрокат велосипеды. На вершине скалы стоит православный монастырь Святого Георгия. Отсюда, как на ладони, далеко внизу в Мраморном море вереница судов, выстроившихся в ожидании входа в пролив.

Уже не Босфор, а Дарданеллы мы пересекали следующим утром. С парома долго виднелся на холме гелиограф, изображающий солдата со словами: «Остановись, прохожий. Вспомни тех, кто погиб за Турцию и лежит в этой земле». Неподалеку воинский мемориал в память о павших в Дарданелльской операции Первой мировой войны. В 2015 году турки отмечают столетие битвы.

В порту города Чанаккале установлена 11-тонная фигура Троянского коня, созданная для голливудской исторической драмы «Троя» с Брэдом Питтом в главной роли. Символ легендарного сражения порядочно поколесил по миру, прежде чем в 2004 году был подарен городу. После съемок на Мальте и в Мексике его доставили в Берлин на Потсдамскую площадь для мировой премьеры фильма, оттуда повезли в Японию.

Инсталляция коня на руинах самой Трои, которая от Чанаккале всего в 30 километрах, куда скромнее. Зато у входа в историческую достопримечательность, когда я подал сопроводительное письмо из университета, незнакомый турок закричал: «А я учился в КГУ!» Выпускник курского филфака Гекан работает теперь экскурсоводом.

Стоило ненадолго отвлечься, Стефан упал в обморок – перегрелся на солнце, стояла сильная жара. В ближайшем доме участливая хозяйка налила воды и вдобавок покормила «по-турецки»: хлебом с домашним сыром, собственноручно выращенными оливками, помидорами и зеленым перцем.

Обрусевший турок и итальянская «копейка»

Трасса шла вдоль самого Эгейского моря, на горизонте – острова, принадлежащие уже Греции. Ехали с молодой парой – Чаларом и Айше. Девушка, родившаяся в консервативной мусульманской семье, убежала из дому, чтобы быть вместе с любимым. К вечеру попали в Измир, переночевав у подруги Стефана. Там же с ним и простились – дела звали его обратно в Стамбул, мое же путешествие продолжалось.

Поклонникам античности на Юго-Западе Турции – что сказка: полуразрушенные древнегреческие города следуют один за другим. Не историкам такое количество археологии, скорее всего, быстро приестся. Но о заезде в Эфес и мне жалеть не пришлось. В отличие от той же Трои он неплохо сохранился. Наверное, поэтому перед храмом Артемиды, воротами Геракла, библиотекой Цельсия и амфитеатром на 25 тысяч зрителей герои легенд и мифов оживают куда охотней.

Если Эфес только предложен к занесению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, то природный феномен неподалеку от города Денизли зачислен туда еще в 1988-м. В «Мексиканском дневнике корреспондента «ДДД» два года назад мы писали о таком местечке Америки как «Hierva el Agua» в штате Оахака. Турецкий Памуккале неслучайно называют его младшим братом. Как и там, вода, стекающая со склонов горы, в результате отложения солей образует фантастические белоснежные террасы.

Когда уже стемнело и надежда поймать автомобиль почти растаяла, остановилось белое «Рено». На мои неумелые попытки объясниться по-турецки водитель на чистом русском языке попросил не напрягаться и получать удовольствие от дороги в Анталию, до которой было еще две сотни километров. Сомнения, турок ли он, окончательно развеялись, только когда Айхан заговорил по телефону. В отличие от многих своих соотечественников он никогда не был в России, но последние 16 лет возит по экскурсиям русскоговорящих туристов. Прежде чем начать работать гидом, получил специальное образование – четыре года учился в Измире, на своей малой родине.

В отличие от Мраморного моря вода в Средиземном была теплой даже в середине октября, поэтому и отдыхающих хватало. Какая часть из них – русские, трудно сказать, но то, что много – бесспорно. И в Анталии, и восточнее по побережью в Алании. Везде стопроцентная курортная атмосфера: красные от загара люди прогуливаются под вывесками «Мы гаварим по-русски», никто никуда не спешит.

Длинноволосый водитель Даут оказался хиппи. Летом 39-летний турок организовал музыкальный фестиваль, до этого проехал 800 километров на велосипеде по Ирану, путешествовал автостопом по Грузии и Армении. Последнее примечательно тем, что отношения между турецким и армянским народами до сих пор очень натянутые, их граница закрыта.

Разглядывать автомобиль, куда садился, было как-то недосуг, тем более прибрежный серпантин окутали густые сумерки. Лишь по смутным, неожиданно возникшим из детства воспоминаниям стало понятно, что это тот самый «Фиат», который в далеком 1970 году послужил прототипом для машин первого семейства Волжского автозавода. Все внутри «итальянца» – от доски приборов до мягкого с дырочками потолка – повторяло советскую «копейку». Ну, или наоборот. И в темноволосом турецком мальчике, сидящем спереди у матери на коленях, легко было узнать себя много лет назад... Смешно, но правда похож.

Алексей ПИЩУЛИН (продолжение следует)


Вверх  —  Отзывы читателей (1)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


курянка18 июня 2015, 10:51:28
город: Курск

Алексею ПИЩУЛИНу большое спасибо за интересные путевые заметки и прекрасные фотографии. Жду с нетерпением продолжения. Удачи Вам, Алексей, и новых интересных очерков, статей и пр. !!!



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 7 217
Посетителей вчера: 34 404
Всего c 10.03.2003: 120 703 699
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных