Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 25.04.2024, 10:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (апрель 2015 года)


2 апреля 2015, 19:52

Война и мир курской долгожительницы

О жизни курянки Анастасии Ивановны Разинковой можно снять фильм. Уж очень много выпало на судьбу 97-летней женщины. Ровесница Октябрьской революции, свидетельница коллективизации и Великой Отечественной войны, она прошла через голод, лишения, потеряла близких, да и сама не раз была на грани жизни и смерти. Даже после войны, когда казалось, что самое страшное уже позади, попала в тюрьму всего-то за несколько зернышек, якобы украденных с поля. Но Бог миловал...

В семье Анастасия Ивановна была восьмым ребенком. Отец – красноармеец, воевал в Гражданскую войну, был тяжело ранен, вернулся домой и вскоре умер, когда девочке только исполнилось пять лет. Перед смертью глава семьи попросил кума забрать в дом жену и детишек, тот не бросил и принял родню.

С малых лет Анастасии пришлось работать, выходила в поле наравне со взрослыми. Сеяли руками, так же и собирали урожай: вручную мололи зерно, пекли хлеб. Жили впроголодь, на столе обычная русская еда: щи, квас, вареная фасоль. Но иногда и этого не было, тогда переходили на лепешки из конского щавеля и липы, варили похлебку из сушеного чеснока. В праздник детям могли перепасть картофельные пампушки с салом, считай, уже пир горой. Но то для обычного крестьянина, для зажиточных такие явства – обыденность.

«Мы помогали «кулакам», они нас за это кормили, – вспоминает Анастасия Ивановна. – Когда кулацкая семья не доедала обед, остатки нам отдавали. Особенно, помню, вкусная была картошка. Ее варили, толкли, сверху клали сало, мясо и ставили в печку. Картошка вся пропитывалась жиром. Не поедят всю эту вкуснятину – остатки нам несут».

Впрочем, по словам Разинковой, «кулаки» были тружениками, держали большое хозяйство, скот и птицу, у некоторых были свои мельницы. Жили бы, может, и дальше так, но советская власть объявила о коллективизации.

«Их семьи загнали в колхоз, все отобрали. Стали они такими же бедными, как и мы, – продолжает наша героиня. – Кто не согласился отдать свое – силой заставили. Мой брат Трофим был начальником при сельсовете, всё агитировал. Мама и братья не соглашались на колхоз, но Трофим настоял. «Мне глаза вами выбили», – так и сказал, а в один из дней подогнал телеги и все из дома забрал: лошадь, корову, утварь, зерно. Из живности остались куры. Часть зерна мы, конечно, спрятали, так оно в яме погнило. Лучше б отдали».

«Обновки» со свалки

В деревне царила разруха и нищета. Один из братьев Анастасии Ивановны уехал работать в Москву, шабашил на столичных стройках. Оттуда привозил одежду, обувь. Все – ношенное: собирал по свалкам, чтобы домочадцы могли дать «обновкам» вторую жизнь, залатать-починить и носить. Денег не было, их просто не платили в колхозе, вся зарплата – натурой, зерном. Это хоть и расстраивало, но селяне не теряли человеческий облик, верили в хорошее.

«Постепенно стали жить лучше, – рассказывает долгожительница. – Хоть и голодно, и умаривались, но по вечерам собиралась молодежь. Пели песни, плясали, шутили. Одеть было нечего, так я юбку днем носила на работу, а вечером выворачивала наизнанку, она с изнанки темнее, не выгоревшая на солнце. Так и шла. Ребята, бывало, осветят спичками, а я пряталась за других девчат, чтоб не видели, что у меня юбка такая».

«Вышла замуж в 1935-м. В новой семье я была тринадцатая: муж, свекор, два деверя с детьми и я. Жили дружно. Когда с мужем уехали в Москву на стройку, я сынишку своего оставила маме. Поработали там немного, началась война. Все помню, будто это было вчера, а телевизор смотрю, говорят – 70 лет Победе. Что тогда в столице творилось! Всё в магазинах расхватали: и продукты, и мануфактуру. Людям раздавали противогазы, гранаты. Приказали: если немец будет заходить в Москву, надо обороняться, не допустить, чтобы враг захватил Кремль. Когда окраины уже бомбили, от взрыва загорелся завод с водкой. Очень долго и жарко горел. Прятались от бомбежек в метро».

Немцы в деревне

Мужа Анастасии Ивановны забрали на фронт. Ей пришлось уехать из столицы к сыну и матери в Горшеченский район. В то время рядом с малой родиной – селом Роговое – шли ожесточенные бои. Фашисты наступали. «Мы подготовили хату под раненых, в доме сделали столовую, а тут эти изверги пришли. Семь месяцев были у нас. Хату с русскими бойцами подожгли, нас выгнали смотреть, как те горят заживо. Дед-сосед вышел с поднятыми руками, они его штыком закололи. За что?! Из погребов, где прятались от бомбежек, всех вытащили, часть людей расстреляли».

Немцы установили свой порядок, выбрали полицаев из местных, грабили обычный люд: забирали продукты, вещи, домашний скот. Когда красноармейцы пытались отбить село, фашисты выставляли живой щит из детей и женщин, так и «отражали» атаки. Наши, увидев такой заслон, отступали. А фрицы и их приспешники продолжали править. Мир в те дни перевернулся: кто вчера был другом, стал врагом.

«Мама жила в одной хате с невесткой – женой моего брата. Тот был на войне, а супруга, получается, стала встречаться с немцем. У нас в саду фрицы резали коров, мама уши и хвосты собирала и передавала мне, чтобы мы с сыном не умерли от голода. Один раз отрезала кусок хлеба, так невестка сказала своему немцу, что мама понесет его партизанам. Ее вывели в сад, хотели расстрелять, но, видимо, Бог есть: она призналась, что хлеб для меня, и всё обошлось».

Появился в селе и ушлый староста, который не только присягнул оккупантам, но и сам творил дебош. Отбирал продукты, бил односельчан, а однажды, по словам Анастасии Ивановны, застрелил ее племянника только за то, что мальчишка не отдал свою лошадь. Казалось, этому беспределу не будет конца...

«Староста и его жена составили список жителей, которые когда-либо ругались с ними или были им неприятны, указали, что эти люди помогают партизанам. Немцы вывели всех на расстрел. Благо, фельдшер выручил. Он – немец, работал у нас до войны. Заступился за людей, сказал, что они не партизаны, мол, всё это выдумки. Убедил. Тогда фашисты заставили старосту копать себе могилу, а потом застрелили. Сняли с него сапоги, отдали одному бедненькому деду, но тот их обратно в яму кинул. Плюнули мы все на могилу предателя и ушли».

Простил жену-изменницу

Фашисты выгоняли людей на работы, заставляли рубить лес, копать окопы. Чуть отвлекся – сразу бьют. Местные не лезли на рожон, знали, что Красная армия своих не бросит. «Как-то ночью стук в окно, тихий такой. Спрашиваю, кто там. – «Свои», – отвечают. Это были наши разведчики. Спросили, много ли немцев, где живут. Попросили молока. «Крепитесь, женщины, – говорят. – Скоро наши придут». Утром все проснулись, а кругом листовки разбросаны с призывом бить фашистов. Видимо, работа разведчиков. И по правде – вскоре красноармейцы выбили врага».

Стояла весна, таял снег, и вода была красной от крови. На полях много осталось и наших, и фрицев. Хоронили русских в братской могиле, а мертвых немцев кидали в огромную воронку от снаряда. «Своих укладывали рядами, закрывали плащ-палатками, и так пока не заполнится могила. Военные всех переписывали».

Дома многих селян сгорели, пришлось наскоро отстраивать новые из подручных материалов: сруб хаты из деревьев, остальное – хворост, ветки. В то же время начали восстанавливать железнодорожную станцию – пять дней трудились без отдыха: «Домой не отпускали, работали до упадка сил. Зато дали хлеба, было что принести детям».

«Брат Федор попал в плен, а после войны два года сидел в тюрьме, все его допрашивали. Когда пришел домой, ему рассказали, что жена гуляла с немцем. Но деться было некуда, пришел в свою хату, благо уцелела. Так и стал вновь жить с этой женой».

«Посидела немножко»

Нелегко было и после войны: «В поле ходили по весне, собирали колоски. Поднимешь его, а всё зерно остается на земле. Как птичка, собираешь по зернышку, наберу пригоршню, дома помою, посушу, добавлю в траву. Испеку лепешку. Так и выжили». Когда удавалось вырастить урожай, появлялись даже излишки, их старались продать, чтобы купить сахар, муку, одежду.

«Если честно, мы не покупали сахар, ели жареную свеклу: резали соломкой и сушили в печке. Это были нам конфеты. Огурцы солили в бочках, банок тогда и не видели. Делали крахмал, носили за 20 километров в Старый Оскол. Вязали шали и тоже продавали. Туда и обратно – пешком».

Как-то Анастасия Ивановна возвращалась с работы и попала под облаву: милиция ловила нечистых на руку колхозников. «У меня ничего не было, а все равно нашли в кармане несколько зернышек и дали пять лет. Немножко я посидела, меньше года, освободили после смерти Сталина».

Секрет долголетия

Всякое было в жизни курянки, но никогда она не отчаивалась, всегда тянула свою лямку. «Вот в колхоз загоняли – грабили, немцы – грабили, накопила 2 тысячи рублей на похороны – обесценились. Дали ваучеры – сдала их, и с концами. Дали землю по 8 гектаров, и лежат документы: в аренду не берут, не покупают. Почему во все времена, вот сколько живу, с крестьян шкуру снимают. То налоги платили большие, то займы заставляли выкупать. Яйца не съешь, все обложили налогом».

И тем не менее эту женщину отличает небывалая любовь к жизни. Всё она вынесла на своем веку и, если надо, вынесет еще. Секрет долголетия, по словам Анастасии Ивановны, довольно прост: «Жить по справедливости, верить в Бога, не быть злобной, мстительной, завистливой, вести здоровый образ жизни».

Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО. Фото Андрея КОРНИЛОВА


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 14 963
Посетителей вчера: 34 404
Всего c 10.03.2003: 120 711 445
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных