Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 16 (1539) от 16.04.2024 Обновление: 19.04.2024, 12:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 600 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (апрель 2015 года)


2 апреля 2015, 19:51

Автостопом по Кавказу: от Гюмри до Нагорного Карабаха

Корреспондент «ДДД» автостопом путешествует по Кавказу, изучая проблемы взаимоотношений между народами, быт и культуру регионов.

По следам Спитакского землетрясения

Мост-вагон на подъезде к грузинскому городу Ахакалаки
Мост-вагон на подъезде к грузинскому городу Ахакалаки

После Грузии был месяц на Ближнем Востоке, дальше – Армения. Но попасть туда прямиком из Турции оказалось невозможно ввиду наглухо закрытой погранзаставы, а в Иран требовалась виза. Оставался транзит через Грузию – страну, которая уже успела полюбиться. В грузинский городок Вале возвращаешься, как к себе на родину. На обочине затормозил серебристый «Мерседес». Водитель помог закинуть рюкзак в багажник, мимоходом интересуясь: «Не тот ли Алеша, что с турецкой границы?» Отвечаю – тот самый. От КПП ехал с грузином Сосо, а это, как выяснилось, его сын Мануэл. 23-летний парень работал на гидроэлектростанции недалеко от древнего пещерного города Вардзия. Мануэл попросил начальство поселить меня в кемпинге для рабочих – в конце октября о ночевке в палатке следовало забыть.

Армения началась задолго до пересечения официальной границы. Практически все население приграничного города Ахакалаки, в котором даже названия улиц дублируют по-армянски – выходцы из соседнего государства. Но россиянам здесь рады не меньше, чем в любом другом уголке Грузии. Случайный знакомый Самвел, в свое время учившийся в школе среди русских ребят, услышав о России, не только вызвался отвезти в сторону КПП, так еще чуть не потащил бесплатно лечить зубы – он стоматолог.

Руины тянулись до самого горизонта, насколько хватало глаз
Руины тянулись до самого горизонта, насколько хватало глаз

И вот Армения – Гюмри, бывший Ленинакан. На второй по величине город республики 7 декабря 1988 года пришлась большая часть разрушений страшного Спитакского землетрясения, унесшего 25 тысяч жизней и лишившего крова более миллиона человек. Экскаваторщику Корьюну, с которым мы сюда приехали, та трагедия глубоко врезалась в память, хотя он был тогда ребенком. «Многоэтажки, заводы и школы лежали в руинах, – вспоминает мужчина. – Наш дом находился в 20 километрах от Гюмри в поселке Баяндур и уцелел. В момент катастрофы я был в детском саду, в здании от первого же толчка обрушились лестничные пролеты... Чудом спасся, потому что отец, вернувшийся из командировки, забрал меня раньше».

Мы простились на главной площади у мрачноватого храма из черного туфа. Он не так сильно пострадал от разгула стихии, как стоящая напротив Церковь Святого Спасителя – вокруг нее до сих пор строительные леса. Позади раскинулся мемориальный сквер с фонтаном. У памятника жертвам землетрясения сохранены упавшие с церкви маковки. Впрочем, о тех событиях и так многое напоминает. По всему городу попадаются времянки – простенькие лачуги и металлические вагончики, где живут очередники на жилье. Их, сказали, еще несколько сотен.

Ереванец Михаил разгрузил в Гюмри цемент, предназначающийся как раз для возведения новых домов, и отправился на своем видавшем виды «КамАЗе» обратно в столицу. «В разрушенные Спитак и Ленинакан мой папа каждый день возил на грузовике хлеб, – говорит он, включая приемник. – Через две недели после землетрясения взял в рейс и меня. Когда я увидел, во что превратились некогда цветущие проспекты и как самоотверженно работают спасатели, слезы потекли... Мне было-то всего 10 лет». Миша сделал музыку погромче, услышав любимую песню, грустно улыбнулся и стал в ритм прихлопывать по рулю.

Падал первый снег...

На улицах Аскерана в Нагорном Карабахе
На улицах Аскерана в Нагорном Карабахе

Проезд в ереванских автобусах и метро стоил всего 100 драм, нашими – «червонец». Так что, не экономя на транспорте, за полтора дня удалось посмотреть основные достопримечательности «розового» города, как называют Ереван за использованный в строительстве вулканический камень характерного оттенка. Стандартный туристический набор из института рукописей Матенадаран, коньячного завода «Арарат» и мемориала памяти жертв геноцида армян 1915 года я разбавил походом на спектакль в местный ТЮЗ. Отдельного внимания заслуживают Национальный исторический музей и государственная картинная галерея. В здании на Площади Республики они занимают семь этажей. Немного местечкового патриотизма – в зале русского искусства выставлены работы курского художника Александра Дейнеки «Женщина в красном» и «Окраина Москвы».

Арарат – потухший вулкан, находящийся сегодня на территории Турции, но прекрасно видный из Армении, – так и не изволил показаться во всей красе. В ясную погоду он лучше всего обозревается из монастыря Хор Вирап под Ереваном. Здесь еще подземелье, в котором 15 лет держали святого Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году. Правда, сегодня на той стороне можно было разглядеть только охранные вышки и, может, пару движущихся точек – турков, спешащих на намаз, в деревенской мечети прозвучал призыв на молитву.

Азербайджанский город Агдам стал кавказской Хиросимой
Азербайджанский город Агдам стал кавказской Хиросимой

В селах Армаш и Ерасх на границе с азербайджанским Нахичеваном советовали быть поаккуратней. «С их стороны постреливают, недавно снова убили мирного, – Вахтан и Артур, с которыми едем в сторону Степанакерта, показывают куда-то в горы. Вдоль нашей дороги на несколько сот метров тянутся защитные укрепления – земляная насыпь, построенная пару лет назад после случаев снайперской «охоты» на проходящий транспорт. Вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, начавшееся в 1991 году, уже унесло жизни свыше 20 тысяч человек. Карабахская война стала первым и самым кровопролитным на постсоветском пространстве межнациональным конфликтом. Хотя его активная фаза завершилась в 1994-м, миром на Южном Кавказе пока и не пахнет.

Дорога пустынна, как пейзажи за окном: деревни все реже, а на кажущиеся бескрайними долины стремительно наступают красные скалы. Кое-где по трассе бабушки продавали вино из сорта винограда «Арени», произрастающего только в этом районе. Мои ровесники Кар, Андроник, Акоп и Бевр ехали за ароматным напитком из самого Еревана. Прощаясь со мной в городе Ехегнадзор, подарили одну бутылку. Перед тем еще засветло успели заскочить в монастырь Нораванк – армянская молодежь по большей части верующая.

Джермук – здравница наподобие российских Ессентуков и грузинского Боржоми
Джермук – здравница наподобие российских Ессентуков и грузинского Боржоми

Переночевав не абы где, а в местном ДК, поймал попутные «Жигули» до Джермука – здравницы наподобие российских Ессентуков и грузинского Боржоми, а также места розлива одноименной минералки. В отличие от меня. Хайк Маркосян направлялся туда не из праздного любопытства, а строить гостиницу. Курорту пытаются вернуть ту популярность, какой он пользовался в советское время.

Падал крупный снег, образуя под ногами мокрую кашу. Последним пунктом, посещение которого в случае поездки в Азербайджан еще возможно обосновать культурным альтруизмом, была древняя обсерватория Караундж, или Зорац-Карер. Алик и Геворг, развозящие на фургоне свадебные украшения, ехали в ближайший к ней город Сисиан. Мегалитический комплекс из множества больших стоячих камней с круглыми отверстиями подобен Стоунхенджу в Англии. Теперь путь лежал в Карабах.

Кавказская «Хиросима»

Главный символ Арцаха – монумент «Мы и наши горы»
Главный символ Арцаха – монумент «Мы и наши горы»

На блокпосту при въезде в непризнанную республику проверяли документы. Арсен, военный из карабахского города Шуши, вышел к пограничнику, дав знак сидеть в машине и не дергаться. Что там обо мне наговорили капитанские погоны, а похоже – вообще не упомянули, потому как спустя пару дней эта «медвежья» услуга аукнулась. С полсотни километров по серпантину, окутанному сильным туманом, до Степанакерта – столицы Нагорного Карабаха.

Уже около полуночи на круглосуточной заправке знакомлюсь с рабочими. Ужинаем местным хлебом «Жингялов хац» с начинкой из 12 трав, армянин Гагик рассказывает, как после развала Союза и начала войны в 1991-м их семья, бросив дом, вынуждена была бежать из Азербайджана. В подсобке из мешков с зерном соорудили гостю постель, поставили обогреватель – мой приют на две ночи.

На холме возвышался памятник долгожителям края «Мы и наши горы» – главный символ Арцаха, как еще называют Карабах. Зимой 1991–1992 годов Степанакерт сильно пострадал под артобстрелами и бомбардировками, теперь же почти восстановлен – зазеленели скверы и парки, украшенные скульптурами, работают драмтеатр и краеведческий музей. Но за любым мирным движением – постоянная готовность к войне: в школьных уроках по гражданской обороне и спецкурсах института, в том, как много на улицах камуфляжа, даже во внимательном взгляде прохожего, который, вероятно, все тот же военнослужащий, только одетый по «гражданке». Обычные на вид легковушки, на которых я пробирался вглубь республики, и те конечной целью имели воинские части.

Карабахская война – «черная» страница в отношениях азербайджанского и армянского народов
Карабахская война – «черная» страница в отношениях азербайджанского и армянского народов

В 30 километрах от Степанакерта открылась картина, напоминающая декорации к фильмам про апокалипсис – ужасающих размеров город-призрак. Некогда процветавший 50-тысячный азербайджанский Агдам, известный во всем СССР благодаря выпускавшемуся здесь портвейну, стал кавказской Хиросимой, памятником Карабахской войне. Жутковатая выдалась прогулка по «мертвым» улицам. Развалины богатых дореволюционных особняков и построек советского времени давно заросли чертополохом и одичавшим гранатом. Бывший театр, мечеть, дом культуры, школа, оставшиеся с боев траншеи и рвы, сотни метров колючей проволоки и проржавевшей металлической сетки, пыль, камни... Руины тянулись до самого горизонта насколько хватало глаз.

Не сказать, что здесь совсем никого нельзя встретить. На окраине в хибарках живут чабаны, пасущие овец. В нескольких кварталах от меня кто-то собирал на «УАЗе» стройматериалы и металлолом. Наконец, в разрушенном городе спрятана военная база, а по восточной его границе проходит линия фронта со всеми вытекающими последствиями: минными полями, оборонительными укреплениями и противотанковыми рвами. Последнее выяснилось вскоре после внезапного появления автоматчика. Пока он шел ко мне, я отвернулся и на всякий случай заменил в фотоаппарате карту памяти – в карабахском МИДе иностранцам запрещают не то что фотографировать, даже останавливаться в Агдаме. Солдат предупредил о скором начале танковых учений. Дорогу собирались перекрывать...

Алексей ПИЩУЛИН, фото автора (продолжение следует)


Вверх  —  Отзывы читателей (1)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Доктор26 января 2016, 10:49:58
e-mail: hramputi1@ya.ru

Хороший материал, спасибо узнала нечто новое. Очень люблю Грузию и народ Кавказа. Люди там добродушные и гостеприимные. Мы путешествовали автостопом с палаткой в тех краях, .... конечно спали не всегда в палатке, часто приглашали в гости незнакомые люди, ещё мы даже умудрились поработать официантами а Грузии. Природа там уникальная и словно создана для кемпинга. Трава зеленее и мягче нашей :)



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 26 440
Посетителей вчера: 32 219
Всего c 10.03.2003: 120 549 629
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных