Новости компаний (март 2015 года)
17 марта 2015, 16:02 Последний романтик курской археологииИмя Юрия Липкинга хорошо знакомо не только профессиональным историкам и археологам, но и тем, кто хоть немного интересуется историей Курского края. Как в свое время заметил завотделом Института археологии РАН Александр Кашкин, «романтика полевых исследований и тяга к литературному творчеству превзошли в деятельности Липкинга строгое научное начало». В Областной библиотеке имени Н. Н. Асеева открылась выставка, посвященная легендарному Юрию Липкингу. Популярная археологияНа выставке можно ознакомиться не только с артефактами, найденными во время археологических раскопок Липкинга, но и узнать о личной жизни ученого, которого называли последним романтиком курской археологии. Также здесь представлены научные труды, переписка педагога со своими учениками... Работы Юрия Александровича вошли в арсенал российской науки. Как замечает старший научный сотрудник областного музея археологии Александр Зорин, Липкинг открыл много новых памятников старины, обследовал ранее известные. «Он проводил раскопки, составлял карты городищ, – говорит Александр Васильевич. – И сейчас, какой бы аспект изучения прошлого мы ни взяли, везде столкнемся со следами работы Липкинга». Сам Юрий Александрович считал себя историком, видя в археологических раскопках один из путей к познанию далекого прошлого соловьиного края. До сих пор ни один курский автор, пишущий на исторические темы, не может соперничать в популярности с книгами Липкинга. Его сборники «О чем рассказывают курганы», «Далекое прошлое соловьиного края», повесть «Кудеяров стан» читаются, словно приключенческий роман. Они и увлекательны, и познавательны. Многие ценные находки, обнаруженные Липкингом в Курской области, выставлены в крупнейших музеях страны. Так, в Оружейную палату Московского Кремля передан Суджанский клад 1918 года – золотые и серебряные вещи. Вот что писал Юрий Липкинг: «Крестьянин собирал в логу камни для хозяйственных построек. Внезапно лошадь провалилась в узкую яму глубиной более метра. В ней оказалось то, что получило известность под именем первого Старосуджанского клада. Но об этой находке почти десять лет никто не знал, кроме местных крестьян. Из предметов, находившихся в яме, сохранились серебряный кувшин византийской работы с изображением девяти муз, серебряный конский нагрудник-фаллар с четырьмя маскаронами – изображениями человеческих лиц, бронзовое ведро, золотые нашивные бляшки на одежде. По рассказам очевидцев были там золотые браслеты, кольца, гривна (украшение на шею). О кладе стало известно только в 1927 году, когда в том же селе была обнаружена новая находка. У ручья под холмом случайно были найдены золотая цепь длиной около двух метров, золотая шейная гривна и два браслета со змеиными головами великолепной работы...» Прописка Соловья-разбойникаВ книгах Липкинг выдвигал множество предположений, впоследствии получивших подтверждение. В «Далеком прошлом соловьиного края» он рассказал о поисках древнего города Римова. «Найдено последнее звено. Здесь, у Гочевских городищ и курганов у реки Псел, нес нелегкую службу, рос, боролся и пал в 1185 году под саблями половецкими славный город Римов. На карте бывшего Обоянского уезда показан лог под городищем и надпись «Римов лог», про «Римово болото», в котором спаслись некоторые жители града, говорится в «Слове о полку Игореве», – сообщал Липкинг. Есть в издании и глава, посвященная сказочному Соловью-разбойнику. Археолог считал, что с ним былинный богатырь Илья Муромец встретился именно на курской земле. «Многие варианты былины Соловья-разбойника называют Соловьем Рахматовичем или Ахматовичем, – писал он. – Мы знаем летописную повесть о ханском баскаке (сборщике дани) Ахмате Темировиче, который выделялся жадностью и жестокостью. Был он баскаком как раз в Курском княжении в последней четверти XIII века. Исследователи былин давно связали Соловья-разбойника со злым курским баскаком». Липкинг сопоставил названия мелких географических объектов, упоминаемых в былине об Илье Муромце, с реальными названиями. Из былины: Илья освободил город и спрашивает мужичков, как напрямки проехать в Киев. Ему отвечают: до Киева пять сотен верст. Но проезжая дорога заказана – сидит на ней Соловей-разбойник. И растолковывают, как добраться до гнезда разбойника: «У той ли, у Грязи-то у черной, да у той ли у березы, у покляпые, да у той ли речки у Смородины, у того креста, у Левонидова
Там сидит Соловей-разбойник на сыром дубу». Речка Смородина, или Смородинка, есть и в Курской области. Черные грязи – название населенного пункта, до сих пор существующего в Дмитриевском районе. «В 5–6 километрах севернее села Черная грязь находится великолепное мощное городище Старый город. Археологические разведки показали, что на этом месте в эпоху Киевской Руси действительно был город. Верхний культурный слой датируется X–XIII веками», – сказано у Липкинга. Дальше в былине предлагается ехать мимо березы. Странный ориентир – берез-то много в той местности. Но, если предположить, что это очередное название, – все становится ясно. В 7–8 километрах от Черной Грязи стоит большое старинное село Береза. «В том, что оно было и в эпоху Киевской Руси – нет сомнений, – размышляет Липкинг. – Славный Левонидов крест стоял на речном перекрестке, при впадении Свапы в Сейм (в древности их ставили на речных путях). Это как раз на продолжении пути Ильи Муромца к Соловью-разбойнику. Конечно, это только предположение, так как сам крест пока не нашли. Если он и сохранился, то либо на дне реки, либо под вековыми наносами земли». Иван ДОБРОДЕЕВ
Выскажите своё мнение о новости
|