Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 13 (1536) от 26.03.2024 Обновление: 28.03.2024, 16:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (февраль 2015 года)


23 февраля 2015, 16:32

Куряне отважно били фашистов и «не ценили коноплю»

Сегодня в совместном проекте «ДДД» и Госархива Курской области, посвященном 70-летию Победы, мы вспоминаем ключевые события на фронтах в период с 17 по 24 февраля 1945 года. Окружение гитлеровцев в Пруссии, смерть генерала Ивана Черняховского, бегство немцев из разрушенного Берлина...

Немцы бегут, за дезертирство – расстрел

С 17 по 24 февраля 1945-го советские солдаты ежедневно занимали по 20–30 населенных пунктов Германии. Судя по сводкам, в боях фашисты несли серьезные потери: за сутки – от тысячи и более погибших, десятки тысяч плененных, сотни уничтоженных самолетов, танков и орудий.

Так, в сводке Совинформбюро от 17 февраля сообщалось, что войска 3-го Белорусского фронта продолжают сжимать «кольцо окружения Восточно-Прусской группировки противника». Штурмом взяты Вормдитт и Мельзак – «важные узлы коммуникаций и сильные опорные пункты обороны немцев». Кроме того, в ходе наступления по левому берегу Вислы были заняты более 10 городов и деревушек.

Несмотря на победы нашей армии, в отдельных районах немцы шли в контрнаступление, жестоко сопротивляясь. Например, в Померании, южнее Штаргарда, советские войска отбивали «атаки пехоты и танков противника». В то же время Красная армия окружила и уничтожила в лесах севернее Шнайдемюля свыше 8000 немецких солдат, еще около 2 тысяч были взяты в плен. Трофеи составили: танки и самоходные орудия – 13, орудия – 30, минометы – 35, пулемёты – 154, автомашины – 384, повозки с военным имуществом – 120.

В столице Германии настоящая паника. Ежедневно союзники бомбят логово фашистов, люди бегут из Берлина. Очевидцы утверждали, что по дороге из города беженцы двигались колонной длиной в 20 километров! «В Берлине давно перестали восстанавливать и чинить разрушенное, – писали газеты. – Там лихорадочно готовят баррикады, используя деревья, срубленные в парках, и приспосабливая развалины для долговременной обороны». Сообщается, что германский министр юстиции издал приказ об учреждении специальных военно-полевых судов. Причина – массовое дезертирство из армии вермахта. В то время как фюрер требовал «от каждого немца предельной боевой решимости и преданности», все больше солдат пытается «уклониться от выполнения своего долга из трусости либо эгоизма». За это грозит смертная казнь. Такое заявление вызвало беспорядки в действующей армии, даже несколько попыток восстания, которые «имели место в германских частях как на восточном, так и на западном фронтах».

«Скоро вернусь с победой!»

Обратные настроения в Красной армии. Это видно по письмам с фронта. «Далеко-далеко нахожусь я от тебя, дорогой отец, на вражеской земле, – пишет тов. Арцыбашев. – .Достань из своего ящика, который стоит у тебя на полочке, мои письма 1943 и 1944 годов, и ты увидишь в них боевой путь сына своего. Курск, Льгов, Сумы, Киев, Тарнополь. Там я был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Теперь, отец, я снова сражаюсь с врагами и это письмо пишу тебе из Восточной Пруссии. Я рад, как и ты, что наша священная земля освобождена. По ней не ходит и не будет больше ходить немец-грабитель, немец-палач. Никогда паршивому фрицу не придется пить воду из Днепра, Буга, Березины... Никогда!» Сын напоминает некогда сказанные отцом слова: «У немца спесь большая. Сбей, сын мой, ему эту спесь. Покажи свою удаль, да чтоб ему, немцу окаянному, навеки были заказаны дороги на Русь-матушку». «Я не уронил чести русского солдата... Скоро вернусь домой с победой!» – обещает наш земляк.

О подвиге курянина-артиллериста, сержанта Саенко пишет Герой Советского Союза, капитан Волков: «Вдруг нарушилась тишина. Противник открыл огонь из пулеметов. Немцы под прикрытием двух танков двигались на орудие Саенко... Наводчик Михайлов стрелял по ним прямой наводкой. Один танк запылал. Враг обнаружил артиллеристов и открыл огонь... Двое из расчета геройски погибли. Орудие замолчало. Немцы подходили. И тут вновь заговорила пушка. Один за другим вылетели четыре снаряда, и второй танк загорелся. Немецкая пехота, оставшись без танков, беспорядочно бежала назад. Победил Саенко!»

В эту февральскую неделю погиб легендарный генерал армии, дважды Герой Советского Союза Иван Данилович Черняховский. «Имя товарища Черняховского особенно близко и дорого трудящимся Курской области, – писала «Курская правда» в день похорон. – Армия, которой командовал в 1943 году Черняховский, сыграла выдающуюся роль в освобождении Курской области от немецко-фашистских захватчиков». Журналисты напомнили, как был нанесен сокрушительный удар по немцам в районе Касторного, как 8 февраля 1943-го водрузили Красное знамя над освобожденным Курском, как прорвали оборону врага на Сейме и очистили от фашистов Льгов, Рыльск, Глушково...

«Перестала чувствовать себя человеком»

В феврале 1945-го Курск продолжали восстанавливать после оккупации. Казалось бы, прошло два года, сделано многое, но все равно проблем хватало. И больших, и «малых»... Так, из-за недостатка обуви и одежды некоторые ученики школы Медвенского района перестали ходить на занятия. Заведующая учебным заведением не растерялась, организовав при школе мастерскую по изготовлению обновок. «Сейчас все дети школьного возраста охвачены учебой: улучшилась посещаемость», – сообщала «КП».

Отдельные жители Курска находились в нищенском положении, что иллюстрирует письмо Тамары Чаркиной: «Мой муж защищает Родину с первого дня войны. Уходя на фронт, он оставил мне троих сыновей и старую мать. В тяжелые месяцы немецкой оккупации я прожила все свои вещи и очутилась в страшной, беспросветной нищете. Дошла до того, что перестала чувствовать себя человеком». После того как Красная армия освободила Курск «из кошмарного плена», власти вывели семью из нужды: «За короткое время нам оказали большую помощь. Когда я на своих мальчуганов надела рубашки, штанишки, валенки, тогда мы могли не прятаться больше от людей, я словно вновь на свет родилась».

Ударным трудом отвечают куряне на разруху. К примеру, в Горшеченском районе отстроили солдатскую больницу, которую частично разрушили «немецкие изверги». Колхозники из Прохоровки обещали собрать высокий урожай. А проблема хомутовских аграриев, по мнению директора пенькозавода, состояла в том, что «не ценят коноплю». «До войны наш район славился коноплей, – писал он. – Только среднерусской и южной здесь сеяли более 5000 гектаров. Теперь же районные организации совсем не заботятся о развитии коноплеводства». Вместо 600 га посеяли 580, а вышестоящим властям сообщили, что выполнили план. В районе есть завод, но он разрушен. Государство выделило 13 тысяч рублей на восстановление, однако работы не проводились. «И получается: коноплю сеяли, а продукции государству не дали», – переживает директор.

Курск – город коттеджей

Война еще не закончилась, но куряне задавались вопросом: какой будет область после Победы? Так, главный инженер облкомхоза Семиков рассуждал на страницах «Курской правды» о необходимости строительства гидроэлектростанций: «Устройство на берегах больших и малых рек, которых в Курской области много, не требует ни больших затрат, ни обилия материалов». Для примера он приводил Молотовскую область, где работают 63 станции, строятся еще 11, а также Старый Оскол: «Построенная небольшая гидроэлектростанция на реке Оскол мощностью в 110 киловатт... уже больше года дает энергию крупной мельнице и частично освещает город».

Планами на застройку Курска делится архитектор Хаусе – автор нового проекта планировки города. Он отмечает, что довоенные чертежи уже неактуальны: «Старый проект планировки предусматривал застройку Курска, включая даже окраинные слободы – Казацкую и Стрелецкую, громоздкими 5–6-этажными домами. Понятно, что в городе, со сравнительно небольшим числом населения, где нет крупных промышленных предприятий, это не только не вызывается необходимостью, но и создает массу неудобств для жителей». По его мнению, «сегодня лучшим типом жилья для средних городов являются небольшие коттеджи в один-два этажа». «Этот принцип берем за основу, – продолжал Хаусе. – Курск будет в основном городом двухэтажных домов, за исключением немногих главных магистралей (улиц Ленина, Дзержинского, Интернациональной) с 3–4-этажной капитальной каменной застройкой. Пригородные слободы и районы в сторону Рышково и Стезевой дачи намечается отвести под индивидуальную застройку».

Юрий ФРОЛОВ


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 22 097
Посетителей вчера: 35 307
Всего c 10.03.2003: 119 826 619
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных