Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 15 (1538) от 09.04.2024 Обновление: 16.04.2024, 13:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 600 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (февраль 2015 года)


13 февраля 2015, 16:19

Атомщик спас область от катастрофы

В конце декабря в Курчатове появился памятник первому инженеру Курской АЭС Тому Николаеву. Жителям областного центра это имя может ни о чем не сказать. А вот в городе атомщиков даже школьники знают, кто это. Том Николаев стоял у истоков атомной энергетики СССР, он строил курскую станцию. Но первое, о чем поведают местные жители, – Том Николаев уберег Курскую область от судьбы Чернобыля.

Город, которого не было на карте

– Выезжаете на площадь Николаева – и прямо вдоль сквера, – молодая женщина показывает, как проехать к памятнику. Кажется, что это имя тут на каждом шагу. В конце 90-х Комсомольскую площадь переименовали в честь первого главного инженера – еще одна дань памяти. «Вначале было странно ходить по площади, которая носит твою фамилию, – вспоминает сын Николаева Петр Томович. – Отец был человеком скромным, никогда не выставлял напоказ свои регалии. Мы учились у него. Но к названию площади со временем привыкли – оно стало еще одним географическим пунктом».

Том Николаев родился в небольшом рабочем поселке Самарской области (тогда она была Куйбышевской). Семейная легенда гласит, что оригинальным именем он обязан бабушке. Ярая коммунистка выступала за международную солидарность трудящихся. А любимой книгой женщины была «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. В честь главного героя и назвали мальчика.

Школу помешала окончить война, но уже в 1943-м он экстерном сдал экзамены сразу за два года и поступил в институт. А оттуда попал в закрытый город Челябинск-40. Точки с таким названием не было ни на одной географической карте, город был засекречен: именно там находился комбинат, производивший материалы для первой советской атомной бомбы. Проектом руководил академик Игорь Курчатов, которого Николаев позже называл своим учителем. Хотя со времен испытания первого ядерного оружия в СССР прошло более 60 лет, секретные города открыты, а Интернет наводнен шокирующими сведениями о том, что происходило в Челябинске-40, известно мало. Останется тайной и то, какие достижения кроются под словами «успешное выполнение монтажных работ», за что 26-летнему Тому Петровичу была присуждена Сталинская премия.

«Отец сутки проводил на работе, но мы никогда не обсуждали эту тему дома, – вспоминает его сын. – «Папа с мамой работают», – почему-то мы даже не интересовались, над чем». С будущей женой Том Николаев познакомился на том же комбинате.

О Людмиле Николаевой надо рассказать отдельно. Она была первой женщиной в мире, управлявшей атомным реактором. «А сейчас с вашей легкой руки…» – обращался академик Курчатов к Людмиле Михайловне, запуская реактор.

«Игорь Васильевич был довольно веселым человеком, – говорила она о Курчатове в одном из интервью. – За ним всегда ходили два охранника, от которых он сильно уставал. Бывало – зайдет к нам и хитро скажет: «Я их обманул! А они меня сейчас ищут». В те минуты в ученом с мировым именем, по воспоминаниям Николаевой, было что-то мальчишеское. Есть доля иронии и в том, что плутониевый реактор, которым управляла Людмила Николаева, назывался «Аннушкой».

Предпочли Курск Ленинграду

В то время ученые делали первые пробные шаги в освоении атомной энергетики – и ошибки были неизбежны. При проведении одной из технологических операций Том Николаев получил большую дозу облучения. Но любимую работу не оставил. «На мне три докторских и семь кандидатских защитили», – шутил отец, – вспоминает Петр Николаев. – Им действительно интересовались после того инцидента в Челябинске. По мнению врачей, он не должен был иметь ни детей, ни внуков. Но вопреки всем медицинским теориям нас родилось трое».

Тем не менее Николаева вывели из особенно вредных условий труда и перевели на другой закрытый объект – в город Томск-7 на строительство Сибирской АЭС. Там возводили первый в Союзе двухцелевой реактор ЭИ-2 или, как его еще называли, «Второй Иван». До этого реакторы вырабатывали только оружейный плутоний, так что «Ивана», обеспечивавшего теплом и электроэнергией, можно считать первым шагом в освоении мирного атома. Николаева назначили главным инженером объекта.

Работы было много. Иногда он не покидал станцию по 3–4 дня. Вспоминают эпизод, когда в новогоднюю ночь главный инженер зашел к коллегам в ресторан за 15 минут до боя курантов, а через несколько минут после наступления Нового года скомандовал подчиненным: «Встать, надеть головные уборы, построиться!» – и увел устранять очередную неполадку.

По словам сына, Том Николаев никогда не жаловался на загруженность. А подчиненные его любили и уважали – как раз за то, что он работал наравне с ними, а иной раз и значительно больше.

Инженера, обладавшего колоссальным опытом, звали на строительство Ленинградской АЭС. Но Николаевы отказались. «Я тогда учился в институте, братья – в школе, родители не хотели срывать нас с места», – поясняет Петр Томович. Да и влажный ленинградский климат не привлекал. А вот когда через несколько лет началось строительство Курской станции, вся семья переехала в Курчатов.

Как Курчатов мог стать Чернобылем

И вновь – проекты, стройка, задержки с поставкой оборудования, пуск первого реактора и неизбежные поломки. Специалисты вспоминают: условия, в которых начиналась работа на Курской АЭС, были достаточно сложными. Нужны были сложнейшие расчеты, чтобы избежать перегрузок, при помощи карандаша и калькулятора не справишься. Исходные данные пересылали в Москву, вычисления производились на ЭВМ главного конструктора, а к инженерам станции приходили большие ленты, которые они проверяли «вручную», чтобы согласиться или нет. Первый реактор запустили в 1976 году, а собственную ЭВМ станция приобрела только в 1981-м.

«Только начав работать на Курской станции, я осознал в полной мере, каким авторитетом пользовался отец», – вспоминает Петр Николаев. С мнением главного инженера считались на самом высоком уровне. Возможно, именно благодаря этому Том Николаев спас наш регион от ядерной катастрофы.

26 апреля 1986 года навсегда останется черным днем для атомной энергетики. Чернобыльская авария потрясла весь мир. Накануне там остановили 4-й реактор для очередного планово-предупредительного ремонта. Во время таких остановок обычно проводят различные испытания оборудования, в том числе нестандартные. Целью одного из них было испытание так называемого режима «выбега ротора турбогенератора», предложенного генеральным проектировщиком как дополнительная система аварийного электроснабжения. Счет шел на секунды. Эксперимент начался успешно, однако меньше чем через минуту мощность стала неконтролируемо расти, прогремели два взрыва, реактор был полностью разрушен...

Этот эксперимент изначально планировалось провести на Курской АЭС (Чернобыльская является почти точной ее копией). Но Николаев сказал твердое «нет», хотя перечить вышестоящему начальству было опасно. «Помню слова отца: «Моей подписи не будет. Эксперимент не обоснован. Это может быть опасно», – рассказывает Петр Николаев.

Впрочем, по мнению многих экспертов, благодаря усовершенствованиям, которые Том Николаев ввел на КАЭС еще до чернобыльской аварии, роковой эксперимент не привел бы к таким катастрофическим последствиям. По воспоминаниям близких, он переживал катастрофу на ЧАЭС как личную. А сын Петр отправился в Чернобыль в одной из первых групп курских ликвидаторов.

При Томе Петровиче особое внимание уделялось ядерной и радиационной безопасности АЭС, хранению отработавшего топлива и строительству хранилищ для него. При его участии на станции были внедрены многочисленные усовершенствования, позволившие не только снизить расходы, но и повысить безопасность. Директора атомных станций и их главные инженеры приезжали в Курчатов за опытом.

Вначале в должности главного инженера, а затем заместителем директора по науке Том Николаев работал на Курской станции практически до последнего дня. Вопреки прогнозам медиков, знавших, какую дозу радиации он получил, он дожил до 63 лет. Его супруга, Людмила Михайловна, ушла на пенсию в 72 года. «Надоело», – так объяснила мама, – вспоминает Петр Николаев. – Родители всегда были легкими, веселыми людьми, хотя решать им приходилось очень сложные задачи». Людмила Николаева до сих пор живет в Курчатове и ходит по той самой площади, названной в честь ее мужа.

Ирина ТРЕТЬЯКОВА


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 18 133
Посетителей вчера: 26 631
Всего c 10.03.2003: 120 449 233
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных