Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 24.04.2024, 12:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (декабрь 2014 года)


10 декабря 2014, 19:34

Ленин в курском театре: без бороды и на броневике

Тридцать лет назад в курском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Вся его жизнь». Революционную пьесу ставили по мотивам знаменитого фильма «Коммунист». В спектакле одна из ролей принадлежала Владимиру Ленину. В советское время вождь мирового пролетариата становился центральной фигурой многих произведений. Сегодня мы расскажем о курской лениниане.

Впервые образ Ильича был использован в 1924 году, практически сразу же после его смерти. Речь идет о пьесе «Гибель самодержавия» белорусского драматурга Юрия Тарича. В дальнейшем Ленин не раз выходил на театральные подмостки, становясь то центральной фигурой действия, а то и персонажем второго плана. Известны и в какой-то степени проходные пьесы, слабые в художественном плане. Однако попадались и полноценные вещи («Человек с ружьем», «Ленин в Октябре», «Кремлевские куранты»).

«Я разговаривал с Лениным»

Дебютную постановку на ленинскую тему в нашем драматическом театре показали в конце 1930-х годов. Ранее куряне неоднократно обращались к двум наиболее важным темам в истории советского государства: революции и Гражданской войне. Каждый театральный сезон в советское время открывался спектаклем, где ведущая роль отводилась народному герою: рабочему, солдату, матросу. Например, пьеса Бориса Лавренева «Разлом», посвященная восстанию на революционном крейсере «Заря». Постановку в Курске приурочили к 20-летию Великого Октября. Делали спектакль при тогдашнем худруке Александре Канине. Александр Игнатьевич учился у родоначальника МХАТа Немировича-Данченко, первые шаги в режиссуре делал под руководством театрального новатора Всеволода Мейерхольда, который позже был расстрелян.

Осенью 1938-го Канин работал над спектаклем «Человек с ружьем». Без преувеличения – это классика ленинианы. Прежде вышел одноименный фильм, затем сценарий адаптировали под театр. Центральная фигура – солдат Иван Шадрин. Сослуживцы отправляют его в Петроград передать важное письмо Ленину. Шадрин приезжает в Смольный, бродит по коридорам с чайником, ищет кипяток и натыкается на невысокого интеллигентного мужичка в костюме-тройке. Тот распрашивает солдата о фронтовой жизни. А когда собеседник уходит, Шадрин узнает от охраны, что с ним общался сам Ильич! От изумления солдат роняет чайник и, мчась по коридору, выкрикивает каждому встречному: «Братцы! Товарищи! Я разговаривал с Лениным!»

Постановку «Человека с ружьем» приурочили к 35-летию сценической деятельности Александра Игнатьевича и к 150-летию со дня рождения нашего земляка, актера Михаила Щепкина. Худрук драмтеатра предложил на роль одного из опытных актеров труппы Эммануила Чернова. Он уже имел дело с историческими персонажами. Эммануил Кириллович не только сыграл Ильича в «Человеке с ружьем», но в следующие два года исполнил Сталина («Чекисты») и вернулся к ленинскому образу в «Кремлевских курантах». Увы, информация об этих спектаклях довольно скудна, однако сохранились фото и театральные программки.

С того момента вплоть до начала 50-х годов спектаклей с участием Ильича в курском драмтеатре не ставили. В 1951 году в очередном сезоне идут уже полюбившийся зрителям «Человек с ружьем» и «Незабываемый 1919-й». После этого были поставлены еще пять пьес, где роль вождя доверили актерам Яковлеву, Галактионову, Маркелову, Буренко, Ломако, Поплавскому.

Передать мысли, а не играть вождя

В 1980 году к юбилею Ленина курский драмтеатр подготовил спектакль «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатрова, с ней тогда работали многие труппы. Например, зрителям Ленкома запомнился Владимир Ильич в исполнении Олега Янковского. Причем был показан другой Ленин: одно из условий, которое ставил драматург – отход от шаблонного образа.

В Курске за постановку взялся главный режиссер театра Владимир Бортко. Он также отказался от иллюзии портретного сходства с главным революционером страны, не ставил цель передать особенности речи Ильича. Что внешне связывало актера и образ, так это костюм-тройка и «ленинский» галстук в горошек.

– Когда Владимир Владимирович предложил эту роль, я сначала отказался, – вспоминает Валерий Ломако, актер курского драмтеатра. – Ну какое отношение я имею к Ленину? Ни по росту, ни по другим параметрам не подхожу. На это мне ответили: в пьесе нужно передать мысли Владимира Ильича, а не играть вождя. Как это сделать? Владимир Владимирович ответил, что нужно взять и перечитать труды Ленина. Так и случилось. Чем дальше читал, тем больше погружался в атмосферу того времени, в проблемы, которые раскрывал Ленин. И, если честно, во многом был согласен с ним.

Постановку Бортко увидел не только Курск. Горячо встретили «Синих коней...» и в Волгограде, где этим спектаклем курские артисты открывали гастроли.

Из театра на броневик

«Осенью 1984-го театр вновь обратился к ленинской теме», – пишет в книге «Свет курских рамп» краевед Юрий Бугров. За основу была взята пьеса Евгения Габриловича «Вся его жизнь» в постановке Юрия Бурэ, ранее известная зрителям по фильму «Коммунист». Главный герой повествования – рядовой партиец Василий Губанов, работающий на строительстве первой советской электростанции. Это не бездушный, «шаблонный» фанатик компартии, он – личность, человек, искренне верящий в новую власть и готовый за нее умереть. В курской постановке роль Губанова отвели актеру Юрию Корчагину. «Его герой прост и обыкновенен, как многие рядовые времен революции, – пишет Бугров. – Актер показал своего героя добрым, открытым, с большим доверием к людям». В отдельных сценах зрители видят Ленина в исполнении актера Евгения Поплавского. Критики дают положительную оценку игре: «Думается, что имея такого актера, как Поплавский, театр может обратиться к работе над пьесами, где образ Ленина раскрывается полнее и глубже. Скажем, «Шестое июля» М. Шатова или «Кремлевские куранты» И. Погодина».

– Я как раз был в отпуске, отдыхал на Азовском море, – вспоминает Евгений Семенович. – Позвонила супруга: «Женя, ты утвержден на роль Владимира Ильича». По приезде в Курск сразу приступил к работе: искал материалы и литературу, посвященную Ленину, ходил в кинохронику, смотрел редкие кадры. Испытывал большое волнение, ведь в те времена люди уважали Ленина и дорожили памятью о нем. Это было свято для всех, поэтому приступал к работе с большой ответственностью».

По словам Поплавского, стояла задача максимально приблизиться к образу Ильича, сделать упор на внешность, голос, повадки вождя. Особое внимание – гриму.

– Это было сложно, – продолжает Поплавский. – Парики заказывали на «Мосфильме», в одном из них актер Каюров (один из самых знаменитых исполнителей роли Ленина – от ред.) играл в фильме «Шестое июля». К нам приезжал мосфильмовский гример, очень долго хлопотал надо мной. Мне сделали короткую стрижку, приклеили монтюр из тонкой жидкой резины, только потом надели парик. Каждый раз на грим уходило порядка трех с половиной часов. Например, если спектакль начался в шесть часов вечера, то в половине третьего я уже был в театре. Три часа грима, потом ожидание спектакля, сам спектакль два с половиной часа, в общем, к концу дня у меня голова лопалась от боли, элементарно не дышала».

В этой пьесе Владимир Ильич появляется в нескольких эпизодах, однако каждый из них по-своему хорош. «Очень тяжелые моменты для Ленина. Сначала к нему приходит человек, просит о помощи, выписать доски, гвозди для стройки, но этого нет, этого не достать. Потом партийное заседание, и тут тоже не все гладко. В последнем эпизоде – гибель человека. Даже сейчас помню свой текст: «Теряем людей! Хороших людей теряем!»

Не только в театре довелось играть вождя, но и на одном из праздников в Орле: Ленин Поплавского проехал на броневике через площадь.

– Обком прислал машину, отправились в Орел с гримером. Ночевали в гостинице, утром, в шесть часов, сделали грим. От гостиницы до площади нужно было как-то пройти незамеченным. Я в гриме, в ленинском пальто, с фуражкой, стараюсь побыстрее, побыстрее, чтобы никто не видел, и все равно ничего не получилось, люди увидели: «Смотри, смотри! Вон – Ленин!» Потом залез на броневик, поехал через площадь. Тут, конечно, буря аплодисментов. Вот тогда я впервые ощутил странное чувство, возможно, то самое чувство, которое испытывали все вожди: они где-то там, на вершине, а внизу – обычные люди. Думаю, боже ты мой, они так на всех смотрели».

Спектакль «Вся его жизнь» шел три сезона, был популярен у курян. Сейчас, конечно, трудно представить, что в нашем театре будет революционная постановка. Другое время, другие ценности, но, как считает Евгений Поплавский, в любом случае нельзя забывать свою историю, какой бы она ни была.

– Я не берусь осуждать Ленина, критиковать то время. История нашей страны и со знаком плюс, и со знаком минус. Может, по-другому не могло и не должно было случиться. А некоторые сейчас: «Ах, вот он плохой!» – и начинают громить памятники. А так нельзя. Это все наша история, нельзя из нее вырезать куски и выбрасывать.

Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Курского отделения Союза театральных деятелей России


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 10 567
Посетителей вчера: 34 404
Всего c 10.03.2003: 120 707 049
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных