Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 24.04.2024, 12:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (ноябрь 2014 года)


8 ноября 2014, 15:08

Прошлое и настоящее курского транспорта

В конце октября в России отметили День работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. «ДДД» решила провести историческую экскурсию в прошлое, вспомнив, с чего начинались трамвай, троллейбус и автобус в Курске.

Рельсы, рельсы...

Трамвай считается старейшим видом городского общественного транспорта, который активно курсировал по курским улочкам еще со времен правления последнего императора Николая II. Курск стал вторым в России после Нижнего Новгорода, где появились трамвайные рельсы.

Будучи одним из крупнейших в Центральной России в конце XIX века, наш город стремительно развивался. Год от года росло население, были построены более пяти тысяч домов. Основное движение шло по улицам Московской (ныне – Ленина) и Херсонской (Дзержинского). В местном музее электротранспорта хранятся записи о том времени: «Курск строился на холмах, и такие виды транспорта, как конка и омнибус для города оказались неподходящими. Поездки же на извозчике большинству горожан были не по карману. Поэтому городская и губернская власти остановили свой выбор на электрическом трамвае, который был по тем временам самым экзотическим и перспективным видом транспорта».

Чтобы запустить первый курский трамвай, потребовалось без малого три года. На конкурс были заявлены два проекта: инженера Ивана Лихачева («Бельгийское анонимное общество») и немецкой фирмы «Сименс и Гальске». Лихачев предлагал проложить рельсы по улицам Московской и Херсонской, немцы же говорили о необходимости протянуть трамвайное сообщение еще и между улицей Мирной и Ямским железнодорожным вокзалом (район современного цирка).

Летом 1895 года городская Дума одобрила проект Лихачева, направив его на согласование губернатору. Тот, в свою очередь, послал документы в столицу. Спустя какое-то время курский градоначальник изменил мнение, говорил, что план по пуску трамвая у «Сименс и Гальске» лучше, однако вышестоящие чиновники решили работать с русским инженером: «Никто точно не знает причину такого решения. Одни считают, что в Бельгийском обществе был хоть один русский человек, поэтому ему и предоставили строить трамвай в Курске, другие называют другую причину, что кто дал взятку больше, тот и получил это право».

В следующие два года Лихачеву и его команде предстояла труднейшая работа. Мало того, что нужно было проложить рельсы, закупить вагоны и оборудование, возвести депо, но и построить в городе первую электростанцию. Начали именно с нее, потом депо, параллельно готовили улицы под прокладку путей. В следующий год клали рельсы, протяженность которых составила почти пять километров.

Работы завершили к осени 1897-го, но первый пуск произошел в апреле следующего года. После испытаний специальная комиссия от городской управы осталась довольна увиденным, и первые трамваи вышли на линию. Новый вид городского транспорта был в диковинку, вот как описывала это событие газета «Курские губернские ведомости»: «Лошади еще не могут привыкнуть к движению вагонов. Нередко можно видеть волнующихся животных, опрокидывающих экипажи и телеги... На Московской улице возле почты лошадь купчихи Ишуниной, испугавшись проходившего трамвая, наскочила на сидевшую в экипаже жену поручика Кондратовича...»

Изначально в депо находились 12 малых моторных деревянных вагонов. Каждый вмещал до 48 пассажиров из расчета: 24 человека на лавках, 10 стоя, 14 на площадках. По тамошним меркам проезд был дорог – 8 копеек за весь маршрут, 5 – за половину. Работали водителями трамваев и кондукторами только мужчины. Вагоны освещали керосиновые лампы: одна вывешивалась внутри, другая на буфере вагона. Когда фонарь потухал, водитель останавливался, зажигал его заново и только после этого ехал дальше.

Революция и Гражданская война остановили курский трамвай, движение возобновили только осенью 1924 года. В следующие пять лет было построено новое депо на улице Карла Маркса, в Курск поступили вагоны с Мытищенского машиностроительного завода, впервые водителями стали брать женщин, была проложена линия к железнодорожному вокзалу... Согласно статистике, в начале-середине 30-х годов в Курске услугами трамвая воспользовались 30 миллионов пассажиров.

До и после Великой Отечественной войны рельсы протянулись по всем микрорайонам растущего города, во много раз увеличив протяженность трамвайных маршрутов.

«Курск – Фатеж» – старейший рейс

Автобус является средним «братом» среди современных видов городского транспорта. В отличие от трамвая, о нем известно не так много. Первое упоминание о курском автобусе относится к 7 июля 1912 года, его в своей работе «Первый автобус. Первый троллейбус» приводит кандидат исторических наук Игорь Плаксин: «Знойным летним днем жители Курска увидели необычную для улиц города технику – шурша резиновыми шинами по булыжной мостовой и оставляя за собой шлейф выхлопных газов под звук работающего мотора в город въезжал большой (по меркам того времени) автобус».

Газета «Курская быль» писала: «Вчера из Харькова прибыл в Курск 45-сильный автобус Я. И. Драпико. Для пассажиров 1-го и 2-го классов имеется 27 мест; верх его предназначен для помещения багажа. Автобус с 9 июля начнет курсировать между Фатежом и Курском по 2 раза в день». Скорость машины составляла 25 верст в час, дорога до Фатежа занимала час-полтора вместо прежних шести на дилижансе.

Вскоре после образования СССР автобусы стали повседневностью. В 1934 году при трамвайном тресте был организован первый официальный маршрут «Красная площадь – Железнодорожный вокзал» с остановками «Госбанк», «Улица Садовая», «Скорняковский проезд», «Мост», «Улица Интернациональная», «Вокзал». Изначально на линии работали водители автоколонны №9. В дальнейшем ей присвоили номер 1307, а потом преобразовали в ПАТП. К 1980 году в городе работали 24 маршрута, которые ежедневно перевозили около 250 тысяч человек. К 1996 году количество маршрутов возросло до 38. Сейчас их более 50.

Оседлали «рогатого»

Самый молодый вид транспорта для Курска – троллейбус. Он появился на улицах областного центра в августе 1972-го. На улице Кавказской на пустыре за сельхозинститутом было построено депо на сто машин. Возводили здание с перспективой: на момент пуска первого маршрута в боксах стояли 25 новеньких троллейбусов. Ранее ряд водителей из числа тех, кто раньше трудился на трамвае, прошли обучение в Воронеже.

Ввод в эксплуатацию троллейбуса обошелся в два миллиона советских рублей. Причем, как утверждает «Курская правда», в смету не вошли затраты на благоустройство улиц, по которым проложили первый маршрут. «КП» в номере от 19 августа 1972 года писала: «Он начинается в самом депо, следует по улицам Кавказской и Карла Маркса, пересекает Московскую площадь и далее идет по Радищева, заканчиваясь у кинотеатра «Октябрь», где устроено поворотное кольцо». Протяженность – около пяти километров. Под троллейбус специально расширили проезжую часть по улице Радищева.

«Троллейбусный комплекс приняли в эксплуатацию немного раньше, – пояснял «КП» начальник трамвайно-троллейбусного управления И. В. Юганов, – но некоторое время троллейбусы ходили без пассажиров, чтобы окончательно отладить машины и сеть, а главное – водители должны были привыкнуть к маршруту, обкатать его».

Первым водителем «рогатого» стала Валентина Небутова, безупречный работник, отмеченная министром коммунального хозяйства значком «За безаварийную работу». Ее стаж вождения трамвая на тот момент составлял 18 лет, и она с легкостью перешла на троллейбус. Первыми пассажирами стали строители и рабочие, возводившие депо и тянувшие линии.

Перевозят миллионы

Сегодня без трамваев, троллейбусов и автобусов сложно представить городскую жизнь. Как рассказала директор городского департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства Надежда Пупко, в настоящее время ежедневно на муниципальные маршруты выходит 698 единиц пассажирского транспорта. Ежегодно перевозится более 150 миллионов человек. Маршрутная сеть постоянно развивается, за последние пять лет увеличившись на 17%. Ее общая протяженность составляет 1872 километра.

За прошедший год открыт ряд новых автобусных маршрутов – до онкоцентра, в район улиц Черняховского, Краснополянской, по проспекту Вячеслава Клыкова, до поселков Северный и Берёзовая роща, через Стрелецкую слободу, в сектор индивидуальных застроек по улицам 1-й Степной и 1-й Строительной. Парк предприятий муниципального транспорта пополнился на 122 единицы: для ОАО «ПАТП города Курска» приобретены 68 автобусов, закуплены 10 трамваев, собственными силами предприятия проведен капитально-восстановительный ремонт 13 вагонов. Троллейбусный парк обновился на 47%, пополнившись 44 машинами, в основном, низкопольными белорусской модели БКМ-321. Частными перевозчиками только в этом году заменены на новые порядка 30 автобусов и микроавтобусов.

Управление пассажирскими перевозками производится через МУП «Центральная диспетчерская служба Курска». Весь подвижной состав оснащен спутниковой системой навигации «ГЛОНАСС». МУП «ЦДС Курска» осуществляет проверку соблюдения расписания движения и схем маршрутов, контроль за скоростным режимом транспорта на городских маршрутах, оперативное управление работой транспорта на линии через спутниковую систему навигации, информирование пассажиров по режимам работы транспорта.

Идет и обработка обращений по телефону «горячей линии 702-802», организованной в центральной диспетчерской службе три года назад в целях повышения культуры обслуживания и качества перевозок. По этому телефону куряне могут выяснить режим работы пассажирского транспорта на маршрутах, оставить жалобы и предложения. Для удобства пассажиров продолжается внедрение на городском пассажирском транспорте системы «Автоинформатор». В МУП «ЦДС Курска» в тестовом режиме запущен интернет-сайт www.bus.glonass46.ru. Он позволит в режиме реального времени информировать пассажиров о движении городского транспорта, текущем местоположении маршрутных транспортных средств, схеме движения, номерах маршрутов, их наименовании и т. п.

В троллейбусах продолжает действовать проект «Wi-Fi на борту». Каждый месяц МУП «Курскэлектротранс» совместно с МБУК «Централизованная система библиотек города Курска» организуют акции «Читающий троллейбус». В этом году акция расширена – организован маршрут «Трамвай-книгочей». По городским маршрутам ежедневно курсируют троллейбусы с историческими экскурсиями.

Большая работа проделана и по организации дорожного движения: в целях увеличения пропускной способности улично-дорожной сети изменяются схемы движения транспорта, строятся и реконструируются дороги и развязки.

В начале осени закончились работы по расширению улицы 50 лет Октября, которая еще несколько месяцев назад задыхалась в пробках в «час пик». Идет реконструкция дороги по улице Фестивальной от улицы Братской до «Метро». В перспективе – 4-полосное движение по улице Карла Маркса (от областного УГИБДД до поворота на поселок Искра), реконструкция улицы Бойцов 9-й дивизии (от Звездной до «полтинника»).

Разработана проектная документация на расширение улицы Карла Маркса от Московской площади до проспекта Победы. За счет средств инвестора – ЗАО «Корпорация «ГРИНН» – ведется реконструкция и расширение улицы К. Маркса на участке от улицы Школьной до проезда Светлый. Строится внутриквартальная дорога от улицы Школьной с выездом на улицу Карла Маркса и 4-полосная Крымская автотрасса, соединяющая проспект В. Клыкова с улицей Энгельса. Она напрямую свяжет самые густонаселенные Юго-Западный и Северо-Западный жилые районы с центральной частью Курска.

Александр ДЕМЧЕНКО, фото nash-ostrov.ru


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 8 203
Посетителей вчера: 34 404
Всего c 10.03.2003: 120 704 685
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных