Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 13 (1536) от 26.03.2024 Обновление: 28.03.2024, 20:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (август 2014 года)


14 августа 2014, 18:45

Курскому светофору – 80 лет

5 августа в мире отметили Международный день светофора. Сто лет назад первый из них установили в американском городе Кливленде. Время идет, меняются устройство и дизайн электронного регулировщика, но неизменными остаются цвета, знакомые всем автомобилистам и пешеходам мира, – красный, желтый и зеленый. В Курске светофоры появились в середине 30-х годов.

Сверкают огни светофоров

В советской России первые светофоры установили в 1930 году в Москве и Ленинграде. Это стало своеобразным экспериментом. За год он полностью оправдал себя, в течение двух лет в столице работали уже сто светофоров. С этого момента западное ноу-хау стало проникать и в другие оживленные города Союза. До Курска трехглазое чудо техники добралось к декабрю 1934 года. Вот как описывает это событие курская газета «Молодая гвардия»: «С 1 января главные улицы города получат световые знаки и светофоры, что даст возможность правильно регулировать уличное движение. На первое время светофоры будут установлены в центральных пунктах города – у бывших Московских ворот, на Красной площади и на углу улиц Дзержинского и Невского (у станции Курск-город)».

Светофор для Курска в диковинку, он как символ новой эпохи, где побеждают машины и механизмы. Их задача – облегчить жизнь обычного человека, внести в хмурые рабочие будни яркие краски и комфорт. Та же «Молодая гвардия» называет Курск «городом будущего», прочит столице соловьиного края роль современного мегаполиса. Здесь нет привычной разрухи, городской пейзаж – сплошные высотки, парки, кинотеатры, магазины. Здесь все утопает в бетоне, стекле и зеркалах, на улице Ленина горят рекламные вывески, а улицу Дзержинского и вовсе не узнать: «вся она покрыта асфальтом, сверкают красные и зеленые огни светофоров».

Увы, но реальность суровых 30-х иная. «Проезжая часть была вымощена булыжником и часто после сильных дождей размывалась у тротуаров, – пишет в своих воспоминаниях курянин, фронтовик Владимир Ковалев. – Особенно страдала от ливней Полгора, как в народе называли часть улицы Дзержинского вниз от Красной площади. Автомобилей было немного. В основном использовался гужевой транспорт в виде легковых пролеток, санок извозчиков и ломовых (грузовых) телег».

Примечательно, что в Курской области светофор появился на два года раньше, чем Государственная автомобильная инспекция. Тогда за порядком на дорогах следили сотрудники отдела по регулированию уличного движения. Они же и обслуживали первые светофоры. Посты с милиционерами стояли вдоль трамвайных путей, дежурства шли на перекрестках оживленных улиц.

Тандем человека и техники

Великая Отечественная война внесла коррективы в дорожные планы Курска. После освобождения города от немецко-фашистких захватчиков на улицах не было не то что светофоров, даже дорог, везде царили разруха и упадок. После Великой Победы жизнь в городе наладилась, куряне стали активно восстанавливать областной центр и его инфраструктуру, по улицам поползли привычные глазу трамваи и авто. «Самым ответственным тогда местом в городе был перекресток, где к улице Дзержинского сходились улицы Добролюбова и Верхняя Луговая, – вспоминает курский историк, краевед Владимир Степанов. – Крутой и опасный спуск для транспорта с известной для курян Полгоры, частое снование крестьянских возов между Покровским и Барнышевским рынками настоятельно требовали присутствия здесь уличного регулировщика».

По воспоминаниям Степанова, в 50-х годах в Курске светофоры заработали на улицах Ленина, Добролюбова, Дзержинского, Садовой, площади Перекальского. Тому подтверждение – фотографии тех лет, которые находятся в фондах Государственного архива Курской области. На тот момент устройства работали в ручном режиме, рядом со светофорной стойкой ставили стеклянную будку, в которой за пультом находился сотрудник в форме: «Милиционеры в своей среде прозвали дежурство по регулировке транспортных потоков «сидеть в стакане».

Стоит признать, что «светофорная тема» – это напаханное поле для курских краеведов, здесь есть где развернуться историкам, ведь информации, которая лежит на поверхности, практически нет.

«Умных» не прибавилось

Сегодня установкой светофоров занимается курское муниципальное учреждение «Специальное монтажно-эксплуатационное предприятие» (СМЭП). На данный момент в городе работают 128 стоек. Увы, но обещанных «умных» светофоров, которые с помощью специальных датчиков, вмонтированных в дорогу, получают данные о пассажиропотоке и после устанавливают скорость включения зеленого света, пока нет. Впрочем, на улицах Ленина, Радищева и Карла Маркса работает автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД), задача которой регулировать автомобильный поток. В систему входит 31 светофор.

Отметим также, что за последние десять лет в Курске появились более 30 светофорных устройств. В ближайшее время будет оборудован еще один перекресток на выезде из города – на пересечении улиц Дубровинского и Фестивальной.

Александр Демченко. Фото предоставлено отделом по работе с аудиовизуальной документацией и документами личного происхождения Госархива Курской области


Вверх  —  Отзывы читателей (2)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Александр18 августа 2014, 09:55:19
e-mail: nash-ostrov@mail.ru, город: Курск

В 50-х годах, светофор на пл. Перекальского мигал жёлтым светом и всё. Будка, действительно стояла, где можно было управлять светофором, но почти никогда там милиционера не было. В конце 60-х — начале 70-х, в Курске был один работающий светофор, на перекрёстке Дзержинского и 50-лет Октября. Причём с ул. 50-лет Октября поворот налево был запрещён, нужно было повернуть направо, а затем развернуться. Второй светофор примерно в 1974-1975 г., установили на Садовой, в этом же году на Кирова, вот тогда и пошла массовая установка светофоров. На перекрёстке Дзержинского и Колхозной, в 50-х годах, возможно и был светофор, но зачем он там в то время, когда так мало было машин? В 60-х годах не было его, это точно. Поставили его там в середине 70-х, но работал только мигающий жёлтый.



vladi23 августа 2014, 00:17:56
e-mail: izos58@mail.ru, город: ТЛВ.

я уучился в 6 школе и каждый день видел висящий на растяжке над перекрестком Садовой с Радищева светофор с одним желтым мигающим глазом!Начиная прим с конца шестидесятых!



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 8 138
Посетителей вчера: 34 261
Всего c 10.03.2003: 119 846 921
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных