Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 25.04.2024, 10:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (июль 2014 года)


31 июля 2014, 18:57

Куряне в Первой мировой войне

1 августа исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны. По словам исследователей, это 100 лет забвения. В советское время на эту войну наклеили ярлык империалистической и грабительской, предпочитали лишний раз не вспоминать. И до сих пор мало кто знает, что современники называли ее Великой и Второй Отечественной, а миллионы наших соотечественников проливали кровь на полях сражений. Были среди них и куряне.

Вторая Отечественная

Только в течение 1914 года на военную службу было призвано более 18 тысяч жителей Курской губернии. Такие данные приводит коллекционер и краевед Юрий Донченко. Накануне значительной даты он выпустил большое издание «Памятца воинов Курской губернии», которое содержит 12802 фамилии курян, погибших в сражениях Первой мировой.

«Весть об объявлении Германией войны России пришла в Курск поздно вечером 20 июля (2 августа по новому стилю) 1914 года. На следующий день у Знаменского собора состоялось торжественное всенародное моление, после которого огромные толпы народа с музыкой и портретами императора до глубокой ночи ходили по городским улицам с пением национального гимна и восторженными криками «ура», – рассказывает исследователь.

В губернии началась мобилизация. «В некоторых местах она проходила весьма неординарно, – отмечает другой краевед, врио заместителя губернатора Анатолий Стрелков. – Например, священник одного из сел Обоянского уезда Илья Федюшин помимо традиционной божественной литургии и крестного хода организовал для новобранцев в школе чаепитие».

Губернское земское собрание выделяло средства на открытие госпиталей. Не оставались в стороне от помощи армии даже дети. В селах в годы войны обычной была картина, когда священник, собрав учащихся церковной школы, шел с ними на огороды солдатских семей, где дети копали картофель или рубили дрова. В женских церковно-приходских школах девочки наравне со взрослыми шили белье для солдат, вязали чулки и перчатки.

Интересная примета того времени – поезд-баня, построенный на деньги курян. По железной дороге он сопровождал действующую армию. «Поезд состоял из 19 вагонов, двух огромных цистерн для воды и парогенератора», – рассказывает Юрий Донченко. Солдаты мылись конвейером: раздевались в одном из первых вагонов, затем переходили в сами бани, а после помывки попадали в одевальный вагон, где получали бесплатно комплект чистого белья и свою одежду, которую к тому времени успевали подвергнуть дезинфекции. В оставшихся вагонах располагались столовая, портняжная и сапожная мастерские, лавка. Услугами бани в течение дня могли воспользоваться до 1200 человек. «Солдаты целыми днями восторгаются и бесконечно говорят о прелестях бани», – такие отзывы остались в поездной книге. Некоторые звучат как рекламные слоганы: «Хотите быть дома у себя в России, но на Карпатах – так идите в поезд Курского земства».

Вот только имена героев той войны оказались вычеркнуты из истории. Например, курянин Василий Оспищев был награжден сразу двумя Георгиевскими крестами и несколькими медалями. Скромный белый Георгиевский крест – мечта любого военного в царской России, награду нельзя было получить за выслугу лет, ранение или высокое звание, только за отвагу в бою. Но чем отличился курянин, история умалчивает. В 1920 году он вернулся в родное село Обоянского уезда и всю жизнь проработал обычным колхозником. Можно предположить, что свои многочисленные награды он спрятал или уничтожил – в советское время за них по голове бы не погладили. Умер он в возрасте 91 года и был похоронен на сельском кладбище без всяких воинских почестей.

100 лет забвения

Сотрудники областного краеведческого музея готовят выставку «Первая мировая война. 100 лет забвения». Экспозиция расскажет о предыстории мирового конфликта, тяжелых боях, судьбах русских солдат и офицеров, трагедии беженцев и военнопленных.

Некоторыми экспонатами поделились сами куряне. Например, Николай Сергеев принес альбом своего деда Сергея Куклина. В 1914 году тот только окончил медицинский факультет Казанского университета и сразу в армию – врачом. Кроме верного спутника – медицинского саквояжа – Сергей Михайлович всюду возил с собой еще один футляр – с фотоаппаратом. Результат – сотни бесценных кадров с фронта. Это и обычные будни солдат и офицеров, и портреты сельских жителей, и снимки из госпиталей. Успевал Куклин фотографировать и еще не тронутые войной достопримечательности городов, куда забрасывала его судьба. В 1916-м он помогал раненым прямо на поле боя, когда немецкая армия произвела газовую атаку. К счастью, курянин знал, как спастись от удушающего хлора, но все-таки попал на больничную койку, после чего его отправили в тыл. Позже Сергей Михайлович вступил добровольцем в ряды Красной армии, служил фронтовым врачом во время Второй мировой войны. В Курске участвовал в основании медицинского института, где затем долгое время работал доцентом кафедры неврологии.

На выставке в музее представлены знаки отличия военнослужащих стран-участниц войны, реконструкции знамен и обмундирования, предметы быта того времени и образцы оружия. Некоторые, хотя бы тот же пулемет «Максим», хорошо известны по фильмам и книгам. Однако мало кто знает, что правильно его называть «Максима» с ударением на первый слог, по имени британского изобретателя Хайрема Стивенса Максима. Другие кажутся несколько странными. Например, флешетты – авиационные стрелы. За стеклом музейной витрины металлические дротики размером с карандаш кажутся безобидной игрушкой. «Такая стрела наповал убивала лошадь и легко пробивала 15-сантиметровые деревянные доски», – рассказывает научный сотрудник краеведческого музея Виктор Склярук. Стрелы сбрасывали с аэропланов, металлический дождь сопровождался резким свистом, действовавшим на психику противника. А по поводу эффективности нового оружия слагали легенды. Описывают случай, когда стрела, попав во всадника, пробила его насквозь вместе с лошадью.

Отдельная инсталляция в рамках выставки посвящена курским военным госпиталям и лазаретам. На территории губернии их открылось несколько десятков. Только в самом Курске действовало восемь штатных военных эвакуационных госпиталей. «От городского вокзала, который тогда располагался в районе нынешнего цирка, даже построили специальную трамвайную ветку по улице Херсонской (сейчас улица Дзержинского), чтобы было проще развозить раненых», – отмечает Склярук.

Беженцы Первой мировой

Наше внимание привлекают большие деревянные башмаки – клумпы. «А какое отношение имеет голландская обувь к войне?» – удивляемся мы. «Эта витрина посвящена беженцам, спасавшимся в Курске, – поясняет Виктор Исаевич. – Клумпы – обувь литовцев. Видимо, кто-то привез башмаки с собой, а потом в спешке их забыл, как и этот металлический портсигар».

Кандидат исторических наук Наталья Лахарева в своей диссертации приводит просто ошеломительные цифры: к 1917 году в Курской губернии осело примерно 100 тысяч беженцев. Среди них были литовцы, латыши, поляки, украинцы и белорусы. Подавляющее большинство нуждалось в материальной помощи. «Если до осени 1917-го они имели свои сбережения и получали пособие от казны, то теперь для того, чтобы выжить, им приходилось продавать или обменивать даже необходимые вещи. Кроме того, многие оказались просто раздеты, так как за четыре года не могли ничего приобрести», – пишет Лахарева. Те, кому повезло, находили работу на заводах и в мастерских. Там же в период войны работали и пленные.

В другой витрине – монеты достоинством 1, 2 и 3 копейки. На решке – русская надпись «копейка», а на обратной стороне уже по-немецки «Ведомство Верховного главнокомандующего Востока». Эти деньги выпустили специально для хождения на оккупированных территориях России. В апреле 1918 года немецкие войска вошли в Рыльск. «Несмотря на то, что при немецкой оккупации населению приходилось нелегко, все-таки рыляне считали ее временным явлением. Люди больше боялись новых большевистских реквизиций, поборов, национализации движимого и недвижимого имущества», – отмечает в своих записях рыльский краевед Николай Чалых. Оккупация и правда длилась чуть более полугода, уже в ноябре Красная армия освободила уезд.

Выставка в краеведческом музее готовилась около года. Один из ее создателей Виктор Склярук отмечает, что последние месяцы ему все чаще приходят на ум сопоставления с событиями в Украине. Другое оружие и другие политические реалии, но та же кровь, раненые, беженцы... «100 лет – не так уж много по историческому счету. А Вторая мировая война еще ближе к нам. Но их уроки, похоже, уже забыты», – вздыхает историк.

Ирина ВЛАДИМИРОВА


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 20 950
Посетителей вчера: 34 404
Всего c 10.03.2003: 120 717 432
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных