Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 16 (1539) от 16.04.2024 Обновление: 19.04.2024, 12:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 600 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (июль 2014 года)


10 июля 2014, 17:22

Курская юность Веры Мухиной – автора «Рабочего и колхозницы»

1 июля мир отметил 125-летний юбилей великого советского скульптора Веры Мухиной, известной как автор легендарного монумента «Рабочий и колхозница» и изобретательница... граненого стакана. Ее юность прошла в Курске.

«Курск много потерял с отъездом барышень Мухиных»

Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге в богатой купеческой семье, которой принадлежали заводы, склады, доходные дома... Девочке не было и двух лет, когда от чахотки умерла мать. Отец перевез Веру и ее старшую сестру Марию в Крым. Частные уроки в Феодосии, занятия живописью и музыкой, туры по Европе – Тироль, Берлин, Дрезден – обычная жизнь девочек из обеспеченной культурной семьи начала XX века. Когда Вере исполнилось 14 лет, неожиданно умер отец. Сестер приютили родные, жившие в нашем городе.

«Вера и Мария переехали в Курск в 1903 году, – рассказал «ДДД» краевед Владимир Степанов. – Их взял на попечение очень богатый курский купец Николай Гладков. Пять лет Мухины жили в его большом 2-этажном доме на улице 1-й Сергиевской (ныне – Максима Горького). Красивое здание с лепниной сохранилось до наших дней, сейчас его занимает медицинский колледж».

По словам Владимира Борисовича, Вера Мухина очень прилежно училась в гимназии. Она с детства хорошо рисовала, играла на фортепиано и пела, писала стихи. Свой первый в жизни портрет горничной Анюты Вера написала маслом именно в Курске – в доме Гладковых. А еще, говорят, она придумала немало новаторских моделей одежды.

Со временем сестры превратились в хорошеньких барышень, блиставших на губернских балах и благотворительных концертах. Любили они и поездки верхом. Сохранилось фото тех лет, где Вера с подругой едут на лошадях по курской улице Мирной. О сестрах Мухиных писали в светской хронике местных газет. Когда в 1909-м девушки решили перебраться в Москву, репортер с сожалением восклицал: «Курский свет много потерял с отъездом барышень Мухиных».

Трагедия, Париж, замужество...

Беда случилась в конце 1911 года, когда Вера поехала на Рождество к родне. «В имении под Смоленском собиралось много молодежи, двоюродных братьев и сестер, – вспоминала Мухина. – Как-то мы покатились на санях с горы и налетели на дерево, я ударилась в ствол лицом. Глаза залило кровью, показалось, что треснул череп. Нос был оторван, от удара верхнюю губу защемило между зубами... Первое ощущение: жить нельзя, надо бежать от людей. Врач наложил девять швов, месяц не снимали повязку, не давали зеркало».

Милое лицо было обезображено. Однако в начале прошлого века в Европе уже занимались пластической хирургией. Вера едет в Париж, где в одной из престижных клиник за два года ей делают семь операций. Хирурги поработали на славу – рубцов и шрамов не осталось, но изменилось выражение лица – ушла девичья мягкость, черты стали жестче. Ранняя смерть родителей, травма и операции закалили характер Мухиной.

В те же 1912–1914 годы, проходя лечение во Франции, Вера учится скульптуре в Академии Гранд Шомьер у французского монументалиста Эмиля Антуана Бурделя, ученика самого Огюста Родена. Путешествуя по Италии, она изучает скульптуру и живопись Ренессанса.

Когда летом 1914-го Вера вернулась в Москву, началась Первая мировая война. Мухина прошла на курсы медсестер, работала в военном госпитале, где встретила врача Алексея Замкова, только закончившего Московский университет. Внук крепостного, как сейчас говорят, «сделал себя сам». После церковно-приходской школы и уездного училища работал грузчиком, участвовал в революционных событиях. Лишь в 27 лет сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил на медицинский факультет. В голодном, страшном 1918 году Мухина и военврач Замков обвенчались.

Прообраз профессора Преображенского

После революции у Мухиных в Латвии осталась недвижимость, позволяющая безбедно жить в Европе. Сестра Мария эмигрировала из России. Вера с Алексеем остались в холодной квартире на Пречистенке, пытаясь разжиться провизией и дровами. Он вел частную медицинскую практику, она участвовала в ленинском плане монументальной пропаганды. В 1920 году появился на свет сын Всеволод, роды принимал сам Замков. Он был не только умелым хирургом, но и экспериментатором, упорно пытаясь открыть «эликсир вечной молодости» почти как профессор Преображенский в знаменитом романе Михаила Булгакова «Собачье сердце».

В 1923-м Мухина вместе с авангардисткой Александрой Экстер оформила павильон газеты «Известия» на 1-й Всероссийской сельхозвыставке в Москве, это был первый большой успех. Пока Вера создает новые скульптуры, супруг к 1929 году синтезирует препарат «гравидан» из мочи беременных женщин. Опыты показывают, что средство высвобождает скрытые резервы организма. Москва гудит о чудо-препарате, возвращающем даже пожилым мужчинам потенцию, от желающих получить «эликсир молодости» нет отбоя. Но в 1930-м под лозунгом «борьбы со знахарством и лженаукой» работы Замкова остановлены, началась травля врача.

После долгих колебаний они решают уехать за границу. Но супругов арестовали и вернули в Москву. «Узнав, что нас высылают на три года в Воронеж с конфискацией имущества, я заплакала», – вспоминала Мухина. Впрочем, среди пациентов Замкова были высокопоставленные пациенты: Горький, Буденный, Орджоникидзе, Молотов... Они не забыли о своем докторе. В августе 1932-го Замков не только досрочно освобожден из ссылки, но и назначен руководителем спецлаборатории со статусом госинститута. В подмосковном совхозе «Гравидан» налажено массовое производство препарата, его применяют при самых разных болезнях – от малярии до гипертонии.

Мухина и Замков сами ежедневно делали инъекции гравидана, что помогало работать более продуктивно. В просторной мастерской недалеко от института мужа Вера Мухина ваяет монумент «Рабочий и колхозница». Эта работа вызвала настоящий фурор в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Скульптура, венчавшая советский павильон, вызвала восторженные отзывы посетителей. Она удостоена Гран-при, эксперты оценили памятник как «эталон социалистического реализма». Позднее 25-метровый монумент установили недалеко от входа на ВДНХ, а в 1947-м увековечили на заставке студии «Мосфильм».

Памятник стал символом победившего социализма. Пабло Пикассо восхищенно назвал его «величайшим произведением скульптуры ХХ века». Мухину стали считать выдающимся мастером монументализма. Это было апогеем ее творчества.

Идиллия закончилась в том же 1937-м. Институт мужа ликвидирован, с началом «великих репрессий» заступаться за него некому. Замков перенес инфаркт, каждую ночь они ждали ареста. Мухина трудилась над скульптурами для Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие» и «Хлеб». Последняя стала единственной из масштабных композиций, осуществлённой при жизни Веры Игнатьевны.

Когда началась война, супругов в октябре 1941-го эвакуировали на Урал. Затем Мухину вытребовали в столицу для работы над серией скульптурных портретов героев фронта. В октябре 1942 года Замков умер от второго инфаркта. На его могиле на Новодевичьем кладбище стоит памятник работы Веры Мухиной.

«Изобретение» граненого стакана и «Мечты на полке»

В 1943 году в блокадном Ленинграде Вера Игнатьевна возглавила мастерскую художественного стекла. Осажденный город не думал о величественных памятниках. Мастер советского монументализма перешла к простым формам. И как считается, именно Мухина разработала дизайн всем известного граненого стакана, ставшего одним из символов советского быта.

По преданию, первые гранёные стаканы появились ещё при Петре I. Но именно мухинский стакан, у которого 14 граней и ободок якобы символизировали 15 союзных республик, оказался особо удобным и прочным из-за толщины и особенностей изготовления стекла. Он был запущен в массовое производство, завоевав всенародную любовь.

Во время и после войны Вера Мухина продолжала работать в различных жанрах искусства. Она пять раз становится лауреатом государственной Сталинской премии. Однако множество неординарных идей Веры Игнатьевны, которые она сама называла «мечтами на полке», так и остались невоплощенными. Например, памятник защитникам Севастополя и скульптурная группа «Хлеб» для выставки «Индустрия социализма», фонтан «Национальности» и композиция, посвященная спасению челюскинцев... К 125-летнему юбилею мастера Третьяковская галерея отыскала в запасниках малоизвестные картины и «неизданные» проекты скульптора Мухиной и выставила их на Крымском валу.

Вера Игнатьевна Мухина ушла из жизни 6 октября 1953 года, похоронена рядом с мужем.

Подготовил Степан КОРОЛЁВ


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 23 652
Посетителей вчера: 32 219
Всего c 10.03.2003: 120 546 841
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных