Новости компаний (июнь 2014 года)
18 июня 2014, 18:15 Льговский мастер выковал логотип «ДДД»Раньше кузнецы селились на окраинах сел, что создавало вокруг них мистический ореол. На самом деле выбор места жительства был связан с мерами безопасности – в кузницах работают с огнем. Несмотря на создание станков и развитие массового промышленного производства, по-прежнему существуют мастера, которые занимаются художественной ковкой и литьем. Мы убедились в этом, наблюдая за работой льговского кузнеца Максима Чумакова. Из свинопаса в кузнецы«Вотчина» Максима Викторовича – кузница ПМС-338. В центре просторного цеха с высоким потолком установлен огромный пневматический молот с силой удара до 300 килограммов. Им кузнец управляет по принципу ножной швейной машинки. Здесь же и наковальня. По словам Чумакова, раньше в кузнице трудились целой бригадой: кто-то ковал отдельные детали или ударял молотом (теперь-то «молотобоец» электрический), кто-то собирал изделие воедино. Сейчас ценятся мастера три в одном: кузнец, слесарь и сварщик. |
---|
У универсала Максима Чумакова – 15-летний стаж. Учебных заведений, в которых можно получить профессию художника по металлу, в России единицы. Но льговчанин «университеты не кончал», его учителем был кузнец ручной ковки вагонного депо «Льгов» Владимир Дмитриевич Будников. «Раньше на предприятиях практиковали свое обучение: пожилые мастера в течение двух месяцев передавали свой опыт молодым, потом начинающие сдавали экзамены – и вперед: в свободное плавание по океану огня и металла», – рассказывает Максим Викторович. |
---|
Каждое произведение мастера – уникально |
Еще в юности льговчанин увлекался прикладным искусством, работал по дереву. После армии пришел в подсобное хозяйство вагонного депо. На тамошней кузне впервые увидел, что можно делать с металлом. И понял: вот оно – призвание! В перерывах между кормлением хрюшек Максим пропадал в кузне, мечтая стать к наковальне... Промышленную ковку освоил быстро, художественной пришлось учиться самому. Помог Интернет и специализированная литература, а главное – желание добиться четких линий и исключительности изделия. Чумаков не боялся пробовать и экспериментировать, в начале, говорит, все получалось корявым и невзрачным. Сегодня же он может выполнить ковку любой сложности. Пламенное искусствоСначала мастер вычерчивает эскиз. На столе рядом с наковальней появляется меловой вариант, к примеру, будущей беседки, увитой металлическим плющом, каждый листик которого, будто человеческая ладонь со своим непохожим на другие рисунком. По задумке мастера, плющ должен «расцвести» каллами. Рука уверенно рисует лепестки и тычинки, соединяя стебли цветка с витиеватыми зарослями. Дальнейшие действия мастера завораживают: под мерный гул большой печи с вытяжкой, в которой постоянно горит огонь, кузнец берет подходящую заготовку. Опускает ее в пламя, и через несколько секунд невзрачный стержень или пластина превращается в «пластилин»: именно настолько вязким и податливым становится металл при температуре 600 градусов. Теперь из него можно «ваять» что угодно, например, ромашку, вытягивая и «вырисовывая» щипцами лепестки (щипцов у мастера, как и молотков разного размера и веса, почти два десятка). Лишнее «отрезает» молот, затем в дело вступает электросварка. Листик за листиком под столп искр соединяется с веткой – так тонко и кропотливо меловой эскиз превращается в реальность. Потом будут шлифовка и покраска. |
---|
– Художественная ковка, как и любое другое искусство, дает простор для фантазии, – говорит Максим, демонстрируя кованый подсвечник в виде цветка и амулет-накладку на дверь из «камышей» и «осоки». И даже если таких подсвечников будет два, то они никогда не будут идентичны друг другу. – А логотип «ДДД» выковать сможете? – спрашиваю. – Легко! – отвечает мастер и сразу берется за дело, почти полностью повторяя алгоритм «рождения» беседки. Уже вдвоем мы «пишем» палочки-крючочки, постепенно превращая 30-сантиметровые заготовки в аббревиатуру любимой газеты. Миллион кованых роз |
---|
Впервые оказавшись в кузнице, Максим Чумаков понял: «Вот оно – призвание!» |
Через 30 минут логотип «Друг для друга» был готов. Осталось только выбрать его цвет и вручить этот презент редактору. – А косичку из металла сплетете? – продолжаю я. – Ну это ненамного сложнее ваших букв, – глядя в мои удивленные глаза, отвечает мастер. – Вот розу сделать – тут выдумка нужна... Кому из вас, девушки, дарили букет кованых роз? А это «конек» льговского мастера. Их он, наверное, сделал уже миллион. Правда, любимой жене пока не подарил ни одной. «Вдруг не понравится? – смеется Максим. – Цветок-то тяжелый». Как и все кузнецы, это большой и физически сильный человек (шутка ли работать молотком за 6 кило, тут и поневоле мышцы накачаешь!). А еще у него хорошее зрение, идеальный глазомер (ни разу не увидела в руках линейки или рулетки) и отличная визуальная память. Но самое главное в искусстве ковки – уметь чувствовать материал. Как говорит мастер, это приходит с опытом. Ольга СТРЕЛЬЦОВА, фото автора
Выскажите своё мнение о новости
|