Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 13 (1536) от 26.03.2024 Обновление: 28.03.2024, 16:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (апрель 2014 года)


24 апреля 2014, 17:32

Корреспонденты «ДДД» в карьере Михайловского ГОКа: гигантские машины, странности компаса и собаки-скалолазы

На смотровой площадке карьера Михайловского ГОКа бывали многие. Отсюда открывается потрясающий вид на серпантин, по которому ползают «букашки» – гигантские самосвалы, экскаваторы и железнодорожные составы. Но побывать в самом карьере удавалось не каждому. Разве только немногим гостям да студентам, проходящим здесь практику. Признаться, мы не рассчитывали, что получим «добро» на экскурсию в карьер. Думали, покажут нам сверху все достопримечательности и отправят домой. А все обернулось захватывающей поездкой по серпантину карьера в эпицентр магнитной аномалии.

Подземный город

Перед тем как отправиться в карьер, строго предупредили: «Техника безопасности превыше всего, так что придется пройти инструктаж». Мы были готовы слушать долгие лекции, расписываться в каких угодно документах, лишь бы увидеть карьер снизу вверх.

Экскурсоводом выступил директор по производству МГОКа Сергей Афонин. «Да вы при полном снаряжении!» – рассмеялся он, глядя на каски и жилеты. Мы же решили удивить его фактическими данными о карьере, вычитанными в Интернете. «Самая глубокая точка карьера – 340 метров, запасов руды хватит на 300 лет», – рапортовали мы. «У вас устаревшие данные! – последовал ответ. – Что касается глубины, то приближаемся к 400 метрам! На самом деле здесь три карьера, что хорошо видно на снимках со спутника. Один большой и два поменьше. Но через 3–5 лет карьер разрастется настолько, что станет одним».

Отправляемся на смотровую площадку. Поворот к ней с трассы не пропустить – прямо на перекрестке установлен ковш от экскаватора с насыпанными рядом кусками железной руды. «Интересно, туристы на память не берут камни из ковша?» – размышляли мы вслух. «Не слышал о подобном, хотя не исключаю, что руду забирают на сувениры, – замечает Сергей Александрович. – Но этого добра у нас много. Если закончится – подсыплем еще. У нас часто просят камни для создания альпийских горок. Вырубить из этого прочного материала какую-либо фигуру проблематично».

На смотровой площадке всегда есть зрители – вот и в этот раз было припарковано несколько автомобилей. «Сюда надо приезжать ночью, – замечает парень, фотографирующий серпантин. – Здесь же работа идет круглые сутки. По ночам – при свете фонарей и фар. Зрелище завораживающее – напоминает подземный город из фантастического фильма».

Никакая погода не влияет на работу в карьере. «Хотя однажды пришлось все-таки остановиться, – вспоминает Афонин. – Года два назад прошел ледяной ливень, покрывший все коркой льда. Несмотря на всю мощь самосвалов, преодолеть подъемы они не смогли. Но как только лед растаял, работа закипела вновь!»

По дорогам, причудливо обвивающим карьер изнутри, движется техника. Только сверху гигантские машины кажутся не больше муравья, а железнодорожные составы напоминают гусениц. И как-то не верится, что только одно колесо «Белаза» размером в два человеческих роста!

В этот день с погодой повезло – дождя не было. Но ветер на смотровой площадке был такой, что трудно было удержать в руках фотоаппарат – его мотало из стороны в сторону. Слезы, текущие из глаз, ручейками бежали в сторону висков. «Все, совсем замерзли, – констатировал наш экскурсовод. – Бегом в машину, поедем в карьер. Там ветра не будет!»

Дрожь земли

По разноцветным геологическим пластам можно изучать историю развития Земли
По разноцветным геологическим пластам можно изучать историю развития Земли

Во время спуска вниз по серпантину захватывает дыхание – настолько впечатляющая картина открывается. По разноцветным геологическим пластам можно изучать историю развития Земли. На самом верху тонкая линия чернозема, далее рыжая глина и желтый песок, а потом на сотни метров вниз – гигантский монолитный камень железной руды. Разбить его на мелкие части можно только взорвав. Эти работы проходят в среднем два раза в месяц, о чем сообщается в местных новостях. И делают это в большей степени для того, чтобы люди отложили визит на смотровую площадку или дачи, дорога к которым ведет мимо карьера. В целях безопасности не только перекрывают все подъездные пути, но и выводят всю технику из карьера.

Взрывные работы проходят в несколько этапов. Сначала буровые станки делают скважины на глубину 15–20 метров. «Взрывчатку мы делаем сами, – поясняет Сергей Афонин. – Особенностью эмульсионной смеси является то, что взрывчаткой она становится непосредственно в скважине, где смешиваются все компоненты. При транспортировке опасности ингредиенты не представляют».

Скважины взрывают по очереди с интервалом меньше секунды. Так не только лучше разрыхляется горная порода, но и меньше сейсмические колебания. Если взорвать все скважины одновременно, может получиться эффект землетрясения. Хотя и так взрывы настолько мощные, что рядом с карьером чувствуется дрожь земли.

Рядом с 180-тонным самосвалом «Caterpillar» чувствуешь себя букашкой
Рядом с 180-тонным самосвалом «Caterpillar» чувствуешь себя букашкой

С каждым годом новых машин становится больше – на МГОКе идет реализация программы компании «Металлоинвест» по обновлению автопарка горно-транспортной техники. Оказывается, водить новые самосвалы доверяют самым опытным и достойным работникам. А таких здесь большинство. «На МГОКе трудятся целыми семьями, – замечает Сергей Александрович. – Очень много у нас династий, что всячески приветствуется и поощряется».

Сейчас работники проходят обучение на экскаваторе «Hitachi», способном за раз поднимать 23 кубометра руды. Привыкают к новым технологиям и комфорту. «Кабина машиниста оснащена климат-контролем, ативибрационным креслом с пневматической подушкой, аудиосистемой («Можно дискотеку проводить», – смеются водители), мониторами, передающими сигналы с камер, размещенных по периметру машины, – представитель компании «Hitachi» с гордостью демонстрирует возможности гиганта. – Я езжу на иномарке и могу сказать, что в кабине экскаватора гораздо комфортнее, чем в моем авто».

– Без кондиционеров работать в карьере сложно, – уточняет Афонин. – Когда летом температура воздуха наверху 30 градусов, в карьере она может доходить до +45! Спасает то, что большая часть техники новая и оснащена климат-контролем. Даже на старых машинах мы стараемся дополнительно устанавливать кондиционеры.

Операция по спасению лосенка

Работники карьера называют себя большой дружной семьей
Работники карьера называют себя большой дружной семьей

Экскаватор дает сигнал и самосвал дает задний ход. Всего несколько ковшов – и кузов гиганта заполнен. Снова звучит сигнал – самосвал отъезжает. Тут же на его место заступает другой. Так они и наматывают по серпантину по 60 километров за смену. Общая же протяженность автомобильных дорог в карьере – 80 километров. И вся сеть состоит из переплетенных транспортных развязок, разобраться в которых новичку сложно, даже несмотря на установленные здесь дорожные знаки. А чтобы выбраться на поверхность пешком, понадобится часов десять. Это при условии, что возьмешь правильное направление.

Глядя вблизи на 180-тонный «Caterpillar», чувствуешь себя букашкой. Хотя сложно понять всю масштабность, находясь в гигантском карьере. Куда нагляднее самосвал смотрелся бы в черте города на обычной дороге между многоэтажек.

Железную руду самосвалы везут на перегрузку. Затем экскаваторами грузят ее в железнодорожные составы, которые и доставляют сырье для окатышей на комбинат. Непригодную породу вывозят на отвалы за территорию карьера, на которых со временем появляется растительность. «Туда весь город за грибами ходит, – улыбается Сергей Александрович. – А сколько там всякой живности водится! Зайцы, лисы... Кстати, один наглющий лисенок все прошлое лето в карьер наведывался. Подбегал к рабочим и провиант клянчил. Люди у нас добрые, подкармливали рыжую морду».

Автопарк горно-транспортной техники постоянно обновляется. Одно из последних приобретений – экскаватор «Hitachi»
Автопарк горно-транспортной техники постоянно обновляется. Одно из последних приобретений – экскаватор «Hitachi»

Водители самосвалов вспоминают, что как-то в карьер попал лосенок. Отвалы здесь крутые, так что выбраться самостоятельно у малыша не получилось. Только поранился об острые края камней. Пришлось разворачивать целую спасательную операцию. Приехали сотрудники МЧС, поймали бедолагу, подняли наверх и выпустили в ближайшем лесу.

Из постоянных жителей карьера здесь только собаки. Несколько обитателей подбежали к нашей делегации с инспекцией. Псы для приличия пару раз тявкнули, мол, не зря нас рабочие кормят, и вернулись греться на солнышке. Все карьерные собаки одной масти – за годы жизни их шерсть стойко окрасилась в ржавый цвет. Надо сказать, что наметилось и изменение в поведении друзей человека – они, словно горные козлы, научились взбираться по отвалам, идущим вверх почти под прямым углом. Одна из дворняг продемонстрировала навыки скалолаза, резво вскарабкавшись на верхушку 5-метровой насыпи.

В эпицентре магнитной аномалии

– Вы же, наверное, знаете, что в карьере были обнаружены челюсть, позвонки и зубы плиозавра, жившего на Земле более 120 миллионов лет назад, – замечает Сергей Афонин. – На территории Курской области тогда плескался океан. Плиозавры – гигантские водные рептилии – обитали в океанах во время юрского и мелового периодов. В длину эти хищники достигали 16 метров (из них около двух метров – только голова!) и весили около 12 тонн. Так что у нас тут все гигантское. Ну что – едем вниз или наверх?

– Вниз! – хором заявили мы. Тем более что до самой нижней точки карьера оставалось всего несколько десятков метров. А ведь сейчас кто-то со смотровой площадки рассматривает карьер. И если «БелАЗы» выглядят, как букашки, то наш внедорожник скоре всего даже не заметен.

– Вот мы и добрались почти до самого дна карьера, – замечает Сергей Афонин, внимательно рассматривая камни под ногами, выбирая наиболее интересный. – Это и есть железная руда. А налет, который сияет на солнце – примесь кварца.

– Ух ты, как красиво!

– Нравится? Дарю! У нас такой красоты много!

Единственное, о чем пожалели, находясь в карьере, что не догадались взять с собой обычный компас. Но не сдавались – решили поставить опыт, используя цифровой компас на телефоне, который, согласно заявлению производителя, работает по принципу стрелочного магнитного. «Нормально компас ведет себя в карьере – никаких странностей. Вот смотрите, север показывает», – мы даже немного расстроились. «Загвоздка в том, что север в противоположной стороне», – рассмеялся Афонин. Внезапно стрелка на компасе сделала два быстрых оборота вокруг своей оси и мелко задрожала. Словно в подтверждении того, что мы находимся в самом эпицентре магнитной аномалии.

Марина ВЕБЕР, фото Ирины ТРЕТЬЯКОВОЙ


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 28 809
Посетителей вчера: 35 307
Всего c 10.03.2003: 119 833 331
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных