НовостиТворчествоЗнакомстваНовые лицаСупермодельKursk FashionАфишаСправочникОбъявленияТарифы DDDMedia
№ 16 (1279) от 16.04.2019 Обновление: 19.04.2019, 22:04 Самый большой сертифицированный тираж (24 400 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (март 2014 года)


25 марта 2014, 17:47

Появится ли в Курске музей Малевича?

«Годы, прожитые в Курске, определили мою творческую судьбу», – утверждал основоположник супрематизма Казимир Малевич. Его называют ключевой фигурой мирового искусства XX века. Его музеи есть по всему миру – в Амстердаме, Нью-Йорке, Париже. И лишь в Курске, где художник провел почти 11 лет, о гении, похоже, стараются забыть. Почему так происходит, выясняли корреспонденты «ДДД».

«Весь мир его знает, а в Курске молчат»

В коллекции галереи «АЯ» – уникальные документы и фото, посвященные всему, что связывало художника (второй слева в верхнем ряду) с Курском
В коллекции галереи «АЯ» – уникальные документы и фото, посвященные всему, что связывало художника (второй слева в верхнем ряду) с Курском

«Вы знали, что Казимир Малевич более 10 лет жил в Курске?» – с таким вопросом обратились мы к прохожим. Из двух десятков опрошенных большинство признались, что слышат об этом впервые. «Автор «Черного квадрата»? Понятия не имел, – удивился Александр, студент вуза. – Наверное и свой знаменитый «Квадрат» он рисовал на курских улицах. У нас всегда были проблемы с освещением». Но среди респондентов были и те, кто отнесся к вопросу серьезно: «Неужели правда? На открытии и закрытии Зимней Олимпиады в Сочи о нем не раз вспоминали как о художнике, изменившем искусство. Весь мир его знает, а в Курске молчат. Стыдно даже».

Те, кто слышал о курском периоде жизни знаменитого авангардиста, оказались в меньшинстве. «Я в школе доклад об этом делала. То, что Малевич жил в Курске, даже в «Википедии» написано», – отметила ученица 10-го класса. «Да, что-то слышал, но где именно он жил, не знаю. Даже интересно», – признался ее спутник. А один пенсионер пытался нас разубедить: «Вы что-то путаете, не может такого быть. Посудите сами: если бы знаменитейший художник хотя бы месяц прожил в нашем городе, на этом месте давно был бы музей!» – авторитетно заявил Степан Ильич.

А музей мог быть. О необходимости его создания краеведы и художники говорят уже 15 лет. Есть даже какая-то ирония в том, что нешуточные страсти вокруг курского наследия и памяти всемирно известного художника разгорелись в Год культуры. По одну сторону баррикад оказалась творческая интеллигенция, по другую – чиновники областного комитета по культуре. Они недавно заявили, что для создания музея Малевича «не хватает экспонатов», а адрес проживания художника в Курске и вовсе «ошибка».

Наш город глазами Малевича

Архивное дело подтверждает: Малевич снимал квартиру в доме на улице Почтовой
Архивное дело подтверждает: Малевич снимал квартиру в доме на улице Почтовой

Казимир Малевич родился в Киеве в семье управляющего сахароваренного завода Северина Антоновича Малевича. Он был старшим из 14 братьев и сестер, из которых только девять дожили до зрелого возраста. Интерес к краскам в Казимире разбудила случайная встреча: мальчик обратил внимание на маляра, красившего крышу. Позже Малевич напишет: «Она становилась зеленая, как деревья и как небо». Дождавшись, когда мастер уйдет, Казимир забрался на крышу и сам стал красить ее. У него ничего не вышло, но он не расстроился, уж «очень приятные ощущения испытал от самой краски и кисти».

Первая кисть Малевича была куплена в аптеке – такими смазывали горло больным дифтерией. Она нравилась ему больше, чем карандаш, поскольку позволяла покрывать цветом большие плоскости.

В 1896 году, когда Казимиру исполнилось восемнадцать, семья Малевичей перебралась в Курск. Здесь будущий основатель супрематизма проведет более 10 лет. Именно в нашем городе он предпринял первые серьезные попытки заняться живописью: с утра до вечера писал этюды, пытаясь запечатлеть природу «во всех моментах освещения». Да и в своей автобиографии он напишет: «Годы, прожитые в Курске, определили мою творческую судьбу».

Город, в котором жил художник, проглядывает из современной застройки Курска лишь отдельными мазками. Вот католический костел, где Малевич венчался со своей женой Казимирой. По шаткой деревянной лестнице, ведущей вниз, он каждый день ходил на работу в здание на улицу Авраамовскую (ныне Добролюбова), где сейчас находится УФСБ. В начале ХХ века там была контора управления Киевско–Воронежской железной дороги, в которой Малевич трудился чертежником.

«Я не понимал, зачем я здесь, как птица не понимает, зачем ее держат в клетке», – признавался он. Когда становилось невмоготу, Малевич доставал мольберт и начинал рисовать вид, открывавшийся из окна. Начальник снисходительно относился к странностям подчиненного, советуя, впрочем, тратить на подобные пустяки «не весь день».

В здании на Московской улице (ныне – Ленина), расположенном на месте нынешнего УМВД по Курску, прежде находилась 2-я женская гимназия. Именно здесь проходила экспозиция, на которой были представлены работы, привезенные Малевичем со всемирно известной выставки «Ослиный хвост», состоявшейся в 1912 году.

За годы пребывания в Курске семейство успело сменить несколько адресов – это были дома по улицам Лазаретная, Пастуховская, Золотая... Но на карте современного Курска сохранилось лишь одно здание – кирпичный особняк на улице Почтовой. Он и стал камнем преткновения между творческой интеллигенцией и чиновниками.

«Получится псевдомузей»

Сегодня в доме, где когда-то жил основоположник супрематизма, брезгуют ночевать даже бомжи
Сегодня в доме, где когда-то жил основоположник супрематизма, брезгуют ночевать даже бомжи

Дом №17 на улице Почтовой сейчас – неприступная крепость. Мешки мусора, баррикадирующие окна и двери, – преграда надежнее любых замков. Сегодня тут брезгуют ночевать даже бомжи, до недавних пор чувствовавшие себя хозяевами в ветхом здании. Отреставрировать умирающий дом и разместить в нем музей знаменитого авангардиста – такие предложения звучат не первый год. Проблема в том, что о сохранении культурного наследия пекутся краеведы и художники, от чьего мнения, по сути, мало что зависит.

У представителей власти свой взгляд на проблему. Недавно его озвучил председатель областного комитета по культуре Валерий Рудской. «У многих курян сложилось представление, что в доме, расположенном на улице Почтовой, 17, в Курске, проживал известный художник, основатель супрематизма в абстрактном искусстве Казимир Малевич, – заявил он. – Особняк не имеет никакого отношения к Малевичу». В подтверждение своих слов Рудской привел результаты государственной историко-культурной экспертизы, проведенной в октябре 2013 года.

Исходя из нее, кирпичный дом, построенный во 2-й половине XIX века, перед революцией 1917 года принадлежал Марии и Евдокии Безходарным, наследницам умершего в 1906-м отца – мещанина Алексея Филипповича Безходарного. В 1912 году здесь находилась прачечная «Московская», а в 1918-м недвижимое имущество Безходарных было муниципализировано. То есть художник тут никогда не жил.

Вся путаница, как считают в комитете культуры, произошла из-за неоднократной смены нумерации домов на улице. На самом деле дом №17 ранее был под номером 19. А настоящий 17-й дом ныне имеет №13.

Чиновники пошли дальше, заявив, что идея создания в Курске музея Малевича бессмысленна. «Не стоит забывать о том, что музейный статус «обязывает» наличие аутентичных, подлинных произведений и предметов автора хотя бы на 80 процентов. В этом случае их не так много, как хотелось бы. Если строить экспозицию на типологически близких вещах, то получится псевдомузей», – отметил Рудской.

Преступление перед потомками

Из-за путаницы с нумерацией домов Малевич неожиданно получил в Курске новую прописку
Из-за путаницы с нумерацией домов Малевич неожиданно получил в Курске новую прописку

«Вся эта «экспертиза» – полный бред», – утверждает владелец частной курской галереи «АЯ» Олег Радин. Излишнюю эмоциональность можно понять: Олег Михайлович много лет сражается с властями за возможность курян почувствовать себя сопричастными к гению. Год назад в «АЯ» открылся «Временный музей Малевича». Экспозиция собрала уникальные документы и фото, посвященные всему, что связывало художника с Курском. Мнение общественности: музей Малевича в Курске необходим!

Оспаривая результаты экспертизы, Олег Радин приводит свои аргументы: «Вот архивное дело, в котором ясно сказано, что Каземир Малевич проживал в полуподвальном помещении с тремя окнами наружу и пятью во двор. А у дома №13 по Почтовой – внизу пять окон. И кроме 17-го дома, таких на улице больше нет! Нумерация менялась неоднократно, но описание дома подходит идеально».

Само здание сейчас на грани разрушения. В планах мэрии, скорее всего, пустить его под снос. По одной из версий, на этом месте может разместиться парковка следственного комитета, который расположен через дорогу.

Судьба «дома Малевича» вызвала бурную полемику в Интернете. «Что-то мне подсказывает, что дом на Почтовой, 17, в ближайшее время будет снесен. Центр города, дорогие участки – это, конечно, только деталь в истории. Тот факт, что экспертиза была подготовлена еще в октябре 2013 года, а обнародовали ее сейчас, в канун весеннего строительного сезона, это, конечно, тоже лишь совпадение», – размышляет один из курян.

В конце концов, не имеет особого значения, в доме под какой табличной жил художник, считает Радин. Не сохранить единственное здание того времени на улице, где он ходил, воздухом которой дышал – преступление перед потомками. «Музеи Малевича есть по всему миру – в Амстердаме, Нью-Йорке, Париже, – отмечает галерист. – Эти города прямого отношения к художнику не имеют, но только в Курске, где Малевич прожил довольно долго, почему-то упорно не хотят увековечить его память».

Ирина ВЛАДИМИРОВА


Вверх  —  Отзывы читателей (3)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати



Юрий25 марта 2014, 09:31:41

Если говорить про окна дома № 17, то в нижнем этаже, в правой части, они представляют собой результат поздней перестройки и никак не соответствуют форме дореволюционных оконных проемов. В левой части одно окно заложено. Некорректно, не имея изначального представления как выглядел дом 17, пытаться узнать в нем известное описание.
В 13-м доме количество окон полуподвального этажа могло быть пробито до пяти в советскую же эпоху.



Sudzhak28 марта 2014, 18:30:33
e-mail: sudzhak@mail.ru, город: Sudzha

Хотелось бы добавить что в деревне Корочка Беловского уезда некоторое время жил известный украинский российский и американский художник Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) — "отец российского футуризма".



Simon9 июля 2016, 14:31:26
e-mail: ivasishin@ya.ru, город: Курск

Дом домом а Казимир жил в Курске много лет а значит это должно быть зафиксировано и оформлено соответственно. Это украсит город и думаю многие не знают что Малевич жил в Курске с семьей.



  • Ваше сообщение успешно отправлено!
  • Сообщения публикуются на сайте только после проверки модератором. Сообщения, содержащие нецензурную лексику и оскорбительные выражения, а также бессмысленный повторяющийся текст — удаляются без предупреждения.
  • Вернуться к форме отправки сообщения.








Добро пожаловаться

Справочная

Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн» Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-74531, выдано Роскомнадзором 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 6 299
Посетителей вчера: 29 053
Всего c 10.03.2003: 57 724 138
© ООО «Друг для друга — Медиа» (г. Курск), 2003–2019 • При перепечатке ссылка на www.dddkursk.ru обязательна! • Политика конфиденциальности • Разработка сайта: КурскИНФО