Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 25.04.2024, 18:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (февраль 2014 года)


2 февраля 2014, 19:02

Председатели курских сельсоветов брали взятки самогоном

Продолжаем рубрику «Курские газеты: взгляд в прошлое». Сегодня листаем страницы периодических изданий за середину 20-х – начало 30-х годов XX века.

По данным переписи населения, в 1926 году в самом Курске проживали 98472 человека, включая пригородные слободы Стрелецкую, Ямскую, Казацкую, Пушкарную. Большинство из 2,9 миллиона жителей губернии составляли селяне.

«За нас болел...»

В январе 1924 года умер Владимир Ильич Ленин. Для многих весть о кончине стала шоком. Страна, пережившая революцию и Гражданскую войну, только собиралась встать на ноги, а тут из жизни ушел вождь...

Ежегодно в день смерти Ленина курские газеты делали подборку материалов: заметки, очерки, корреспонденции. Причем каждый рабкор (рабочий корреспондент) по-свойски рисовал «картинку» того дня, когда «не стало Владимира Ильича».

Вот, например, подобные воспоминания, опубликованные в январских номерах газеты «Курская деревня» за 1927 год: «Появился на Егорьевском [хуторе] Иван Подтуркин. Видели, как шел он по улице, без шапки, в руке колошился на ветре газетный лист, глаза блуждали по калиткам, по окнам, словно Иван искал ту хату, куда можно было бы зайти...» Немного поблуждав по хутору, Иван направился к Андрею Тарасову. Там и сообщил горькую новость. Реакция хуторян была незамедлительной: «Спустя немного времени хата Андрея была полна народу – дверь не закрывалась, сзади напирали в надежде протиснуться внутрь избы». Вновь пришедшим зачитывали текст из «Курской правды», люди горестно вздыхали, некоторые плакали.

«Жди помещика обратно, – сказал кто-то, уличив минутку, когда читавший сморкался в полу своей поддевки».

«Ну это, брат, дудки, – сверкнул глазами Иван. – А мы-то где будем! Ленин шел за нас, а мы пойдем за его дело».

Схожая картина и в селе Черная Поляна Белгородского уезда Курской губернии. Селяне были в трауре, не знали, как жить дальше. «Обидно стало как-то, – пишет рабкор. – Великий человек был, твердый, столько обучал всех – и вдруг без него – не должно прахом пойти». Некоторые даже засомневались в своем будущем: «Эх, не пропасть бы нам без него!»

«Чего пропадать-то! Партия дюже крепка! Не выдаст, – сказал печник Антоныч», а автор заметки подытожил: «И верно, крепки большевики. Не сбиваются с ленинского пути».

В селе Ленино Курского уезда траурную весть сообщил председатель волисполкома. Зачитал официальный текст из газеты и сказал пару слов от себя: «Вспомнил, каким опасностям подвергался Владимир Ильич в годы Гражданской войны, не забыл сказать, как стреляла в него эссерка Каплан... У многих присутствующих краснели глаза».

А в Щигровском уезде – один душевный порыв. Обычный день, местные рубят хворост в лесу, приезжает знакомый с новостью: «Братцы, Ленин умер». Один из мужиков снял шапку, перекрестился: «Царство небесное. За нас болел… Выболел».

Справка за бутылку

Советские газеты 1920–30 годов сообщали о достижениях в экономике, сельском хозяйстве, культурной жизни страны, а также публиковали разоблачительные материалы о нечистых на руку начальниках. Практически каждый номер «Курской деревни» выходил с подобными заметками. Причем кляузы порой писали сами селяне, обвиняя отдельных руководителей в бюрократизме, лени, пьянстве, воровстве.

«Чтобы получить какую справку от нашего предсельсовета дня три-четыре походить нужно – не меньше. Все некогда ему, – писал гражданин Перекатов из села Шитово Ольшанской волости. – А на деле оказывается, для того, чтобы ускорить дело, надо поставить ему бутылку самогона».

Из села Ильинка Сазоновской волости сообщали: «На общем собрании, когда сельсовет отчитывался о работе, крыли его граждане вовсю. Больше всего досталось за то, что мосты и дороги не поправлены, амбар общественный стоит раскрытым. Одним словом – за безхозяйственность».

В деревне Озерово Золотухинской волости глава сельсовета пропил деньги: «Наш председатель собирал сельхозналог. До того «насобирался», что когда возвращался домой, его встретила жена и начала гвоздить палкой и давать наказ: «Не пей». Двое суток уже как стучатся мужики в окна, спрашивают председателя, а его ни в канцелярии, ни дома нет». Через несколько номеров в «Курской деревне» было опубликовано еще одно письмо: «Председатель прочитал о себе, пить бросил...»

Чего не скажешь о руководителе из села Фитиж. «Вместо подготовительной работы Горвенко и компания продолжают пьянствовать. Горвенко завязал крепкую дружбу с кулаком Новиковым, пролезшим в колхоз». Автор приводит в письме забавную ситуацию: «В последнее время председатель нашел новый способ изыскивать закуску – просит конюха Злобина носить из дому сало. Тот повинуется, так как боится нападок начальства».

А в деревне Иванчиково Льговского района заведующий сельским продотделом наживался на деревенских, откровенно обманывая их. «На днях в Иванчиково прислали селедки, – пишет читатель в газету. – Они должны выдаваться в обмен на яйца. Жуков (заведующий – от ред.) так и делает: со всех берет яйца, а своим родным и знакомым продает селедку за деньги».

Развлечения: кино, радио, кулачные бои

С досугом «на селе» проблем не было: по мере возможностей в глубинку приезжали кинопередвижки, в местных клубах организовали художественную самодеятельность. Одно из новых диковинных развлечений – радио. Для селян того времени это была роскошь, никто не мог себе позволить приемник. Если же он появлялся в деревне, ему находили место в «красном уголке». «Недавно у нас установили радиоприемник, – рассказывают жители Казачанской волости Старо-Оскольского уезда. – Население этим весьма довольно. Не пройдет и одного вечера, чтоб не зашел кто-нибудь послушать, что «балакают в Москве».

В деревне Тепловка неподалеку от Хомутовки по просьбе сельсовета Богомоловский драмкружок дал театральное представление. Увы, конечный результат оказался плачевен: «Во время спектакля пьяными хулиганами выбито 4 окна и украдены со сцены некоторые вещи. После таких художеств в другой раз не захочешь поставить спектакль».

Престольные праздники нередко превращались в пьяный дебош. «В селе 2-я Воробьевка Золотухинской волости праздник Георгия Победоносца ознаменовался дракой, в деревне Никулиной парня зарезали. А в деревне Шалимовой в результате неосторожного обращения пьяных с огнем произошел большой пожар».

В слободе Михайловка Льговского уезда была своя народная забава, называемая «кулачками». «Этот странный варварский обычай существует до сих пор в наших краях. – рассказывал местный житель. – Три-четыре дня подряд мнут друг другу бока, ломают ребра. А иногда дело доходит до убийства. Недавно в результате побоев умер крестьянин Грачев – силач, который во время кулачек, не жалея своих боков, один сдерживал «стену».

Народное образование под ударом

Борьба с безграмотностью была одной из первостепенных задач большевиков. Это подразумевало открытие школ в городах и деревнях. На селе проблема ощущалась острее. Зачастую учреждения образования открывали формально, не снабжали всем необходимым. «В школе села 2-го Введенского Рышковской волости на 50 учеников семь парт, некоторые ученики ходят в школу со своими скамейками. Нет ни стола, ни шкафа для книг. Классная доска – простой некрашеный лист фанеры». Автор публикации отмечает, что ранее на обустройство школы были выделены 25 рублей. Куда они пошли – неизвестно. Заведующий местным отделом народного образования говорит, что передал деньги председателю сельсовета, тот отвечает, «что в глаза их не видел!»

В школе хутора Верхняя Ворожба Ленинской волости нет книг. Реакция местных властей на просьбы выделить учебники неоднозначная: «Обращалась наша учительница в Волоно (волостной отдел народного образования – от ред.), но там отказали. «Поищите, – говорят, – в других школах. Может быть, найдете».

Рукоприкладство – еще один минус молодого советского образования. Не каждый педагог мог терпеть выходки учеников, нередко усмиряя их подзатыльником. «Работница школы 1-й ступени П. В. Глобенко, видимо, забыла, что живет в советской республике, – писали жители слободы Белой. – Она до сих пор не может расстаться с навыками, приобретенными при старом режиме. Телесные наказания, как это ни странно, у нее в ходу. Выставить ученика за дверь, пустить руки по ушам школьников – обычное явление».

Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 26 940
Посетителей вчера: 34 404
Всего c 10.03.2003: 120 723 422
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных