Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 13 (1536) от 26.03.2024 Обновление: 28.03.2024, 20:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (июль 2013 года)


24 июля 2013, 19:16

Курская битва: «Дорогу мужества» строили всем миром

17 июля 1943 года, в самый разгар сражений на Курской дуге, была открыта железнодорожная линия «Старый Оскол – Ржава». Строительство стратегически важного объекта шло в суперкороткие сроки. Буквально за месяц тысячи мирных жителей практически голыми руками уложили 95 километров железнодорожного полотна.

Основная рабсила – женщины

Зимой и весной 1942–1943 годов на Курском направлении была единственная магистраль, которая связывала Курский железнодорожный узел с Московско-Донбасской и Южными дорогами. До февральской передислокации войск линия «Касторная – Курск» обслуживала Воронежский фронт. По «железке» сюда доставляли военную технику, боеприпасы, продовольствие. С февраля 43-го магистраль работала и на Центральный фронт. Естественно, была серьезно перегружена. Первое время военные пытались разгрузить участок с помощью автотранспорта. Однако такой вид доставки не был эффективным. По размытым грунтовым дорогам грузовики добирались до передовой два-три дня, частенько попадали в засаду. Командование Воронежского фронта понимало, что накануне Курской битвы жизненно необходима новая железнодорожная линия. Так в июне 1943 года появилась идея построить магистраль «Старый Оскол – Ржава».

6 июня военный совет Воронежского фронта обратился в Государственный комитет обороны с просьбой разрешить строительство дороги протяженностью 95 километров. По плану она могла бы соединить стратегические важные направления: Орел – Курск – Белгород – Харьков, Елец – Касторная – Старый Оскол – Валуйки, Касторная – Сараевка – Старый Оскол. Предполагалось, что на стройке задействуют 20 тысяч мирных жителей и 1000 подвод, объект сдадут не позже 15 августа.

Рассмотрев обращение, высшее руководство не отказало в реализации проекта. В течение четырех дней, 14–17 июля, в Старый Оскол прибыли бригады из 32 районов Курской области. К 16 июня на стройке находились 10196 человек, а к 22 июня уже 25 тысяч.

С первых дней будущий объект получил народное имя – «Дорога мужества». Впереди была непростая работа, ведь предстояло сдать дорогу в рекордные два месяца. Для современников это кажется невозможным, но только не для обложенного войной советского человека: люди трудились по 14–20 часов, выдавали в сутки по две и более норм. Основной рабсилой в отрядах были женщины. В среднем за день работники укладывали три километра путей. Половина магистрали появилась еще в июне...

«Дадим две-три нормы за смену!»

«В нашей рабочей колонне было 450 человек. Из них шесть мужчин, остальные – пожилые женщины и девушки, – вспоминает Иван Кириченко, житель Суджи. – До места стройки мы добирались ночью, днем было опасно: в небе летали немецкие самолеты-разведчики... И вот мы добрались до места. Жилья не было никакого. Все дома были заняты, и мы расположились с вещами под открытым небом возле домов. Не теряя понапрасну время, нам указали участок работы. Он составил 8–9 километров. Работали только ночью, вручную, кирками, лопатами, носилками. Тяжеловато приходилось, особенно женщинам. Ведь питание какое было! 400 граммов хлеба, сахару – 100 граммов, крупы. Но мы работали по-ударному. Люди старались, трудились не покладая рук. И как только гасла последняя звезда, уходили отдыхать. Намаявшись, голодные, обессиленные люди засыпали мгновенно».

Адский изнуряющий труд чередовался с постоянными налетами вражеской авиации, в небе то и дело появлялись фашисткие «мессеры». От вида ревущих машин у некоторых девушек сдавали нервы, работницы с воплями выбегали из укрытый и показывали кулаки приближающимся самолетам. Впрочем, такие эмоциональные «явления» были редкостью. Судя по газетным публикациям и воспоминаниям свидетелей тех событий, люди вели себя хладнокровно и были настроены решительно. «Мы будем работать так, как сражаются с фашистским зверем наши доблестные воины! Дадим две-три нормы за смену!» – звучал призыв, который подбивал отряды участвовать в социалистическом соревновании. Газета «Курская правда на стройке» активно освещала строительство, рассказывала о передовиках. Так, например, в одном из номеров удостоили внимания комсомолку Нину Тютюнову, колхозников Семена Жигулина и Ксению Романову («выполнили нормы по перекидке земли более чем на 276%»), а также красноармейца Хуснутдинова («выдал три нормы»).

За первые десять дней июля рядом с селом Заломное (ныне Белгородская область) была закончена самая трудная выемка (длина – один километр, высота – шесть метров). Вручную была насыпано 44 445 кубометров земли. К этому времени Комитет государственной обороны поставил новую задачу: сдать дорогу до конца июля. Люди не подвели: 15 июля работы были завершены, 17-го числа открылось движение, а 20 июля по линии «Старый Оскол – Ржава» к фронту двинулись поезда с танками, боеприпасами, продовольствием.

На все про все ушло 32 дня. Подобных строек в годы Великой Отечественной войны еще не было. За самоотверженный труд участников наградили грамотами и денежными премиями, а около четырехсот человек получили государственные награды.

Александр ДЕМЧЕНКО. Подготовлено на основе материалов Государственного архива Курской области и Суджанского краеведческого музея


Вверх  —  Отзывы читателей (3)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Ник20 июля 2013, 18:45:50
e-mail: niklok@km.ru

А сейчас мост месяц ремонтируют.
Сегодня в субботу в 7 утра проезжал по мосту. Шикарная погода. Никакой техники, ни одного рабочего. На хрен нужно такое руководство? Ничего организовать не могут. Поставьте прожектора и в круглосуточном режиме (ночью можно транспорт пускать по встречке) сделайте мост за неделю (одновременно и северную и южную часть.



Алексей26 июля 2013, 12:53:02

Впечатлило очень сильно. Мне всегда была интересна история ВОВ и все, что с ней связано. Сколько же еще осталось неопубликованных, несправедливо забытых подвигов Советского НАРОДА! Вечная память погибшим героям, низкий поклон ВАМ!



Курянка27 июля 2013, 09:28:12
e-mail: yarkom@list.ru, город: Курск

ну вы как ребенок!!!!
за работу в ночную смену и по выходным положена оплата в 2-м размере!!! и приказ соответствующий + отгулы
ну кто же будет работягам-то платить???



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 17 196
Посетителей вчера: 34 261
Всего c 10.03.2003: 119 855 979
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных