Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 25.04.2024, 18:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (февраль 2013 года)


25 февраля 2013, 15:16

Шерстяные шедевры суджанских мастеров

Из коридора доносятся приглушенные звуки фортепиано – кто-то из студентов музучилища старательно репетирует перед концертом. Но в классе, куда мы зашли, стоит уютная, почти домашняя тишина. Большую часть комнаты занимает странная металлическая конструкция, на которой рядами натянуты белые нити. Губы девушки, сидящей напротив, беззвучно шевелятся, словно она что-то считает. Руки мелькают с поразительной быстротой, а под ними расцветает узор чудесной красоты. Как когда-то в старину, здесь ткут шерстяные ковры – за 300 с лишним лет технология не претерпела никаких изменений.

Ковры из Суджи в Париже и Нью-Йорке

Представители ЮНЕСКО сняли фильм о суджанских коврах
Представители ЮНЕСКО сняли фильм о суджанских коврах

Еще в XVIII веке по стране шла молва о суджанских цветочных коврах. За ними ездили на ярмарки, а купленные экземпляры бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Очень скоро полотна с большими яркими цветами, вытканными на черном фоне, стали называть традиционно курскими. Суджанские ковры побывали на Всемирной Парижской выставке, затем – на Нью-Йоркской, имели успех в Брюсселе и Монреале.

Ковры ткали в каждом доме. Все подготовительные работы – прядение, крашение, изготовление основы – делали сами. Яркие красители тоже порой изготавливали самостоятельно. В ход шли местные растения: кора ольхи и яблони, кожура лука, петрушка...

Потом появились артели, которые в середине XX века сменило крупное производство. Цеха Суджанской ковроткацкой фабрики размещались в пяти районах области, заказы поступали даже из столицы. Делали ковры для Кремля и московских гостиниц. Курские ковры могли украсить и столичный Дом Советов, именно суджанцам адресовали ответственное поручение: выткать несколько масштабных гобеленов для правительства. Но на фабрике не оказалось таких больших станков, и заказ отдали другим. А в конце 1980-х годов, в новых, только что отстроенных цехах, куда переехало производство, вспыхнул пожар. Для фабрики он оказался роковым, в круговерти перестройки до ковров никому не было дела.

Музыканты и ткачи

Вполне вероятно, что сегодня о чудесных суджанских коврах вспоминали бы только краеведы, если бы не энтузиазм нашего героя. Александр Савченко когда-то был художником ковровой фабрики, потом жил и работал в Москве. Но в конце 1990-х вернулся в Сужду. «На родину тянуло, – улыбается Александр Павлович. – Да и не мог я поверить, что старинный промысел окончательно утерян».

Несколько лет назад в Суджу приезжали представители ЮНЕСКО. Иностранцы были поражены: в провинциальном российском городке не только восстановили традиционный промысел ковроткачества, но и обучают студентов практически забытому искусству. Никаких компьютеров, станков-автоматов и поточных линий. Каждый шедевр от начала до конца создается руками мастера, точно так же, как было 100, 200 и 300 лет назад.

Иностранцы сняли целый фильм, героями которого стали ученики Савченко. Вернувшись на родину, он по крупицам восстанавливал традицию. Нашел бывших мастеров фабрики: кто-то продолжал работать на дому, кто-то просто был готов поделиться знанием. Желающие учиться тоже были. И Александр Павлович обратился к директору музыкального училища с предложением открыть новое направление. Надо отдать должное руководителю: он идеи не испугался, а наоборот, поддержал. Так музучилище стало выпускать... ткачей. Правда, в дипломе профессия называется «художник-мастер», да и учебное заведение переименовали в техникум искусств.

В роли первых преподавателей выступили бывшие работники фабрики и студенты худграфа. Оказалось, после пожара на производстве уцелело несколько станков – их выкупили и установили в аудиториях. Ребята проводят за ними по нескольку часов в день. Их курсовые и дипломные работы участвуют в выставках, а художники становятся известными еще до получения диплома. После выпуска одни продолжают заниматься ковроткачеством на дому, другие получают высшее образование и возвращаются в техникум в качестве преподавателей, третьи уезжают делиться опытом в другие регионы. Дипломированных специалистов в этой отрасли выпускают только в Судже и Москве, причем в столице такое направление появилось совсем недавно.

Сотни тысяч узелков

На создание одного гобелена уходит от нескольких месяцев до нескольких лет
На создание одного гобелена уходит от нескольких месяцев до нескольких лет

Изготовление ковра – долгий, кропотливый труд. Когда-то мастерицы ткали узор по наитию, самые удачные сочетания запоминали, передавая из поколения в поколение. Поэтому традиционным курским ковром считается цветочный – яркие букеты «сочинялись» женщинами лучше всего.

Художник же не обходится без эскиза, по которому затем создается технологический рисунок. Он может быть в натуральную величину, такой шаблон размещают за станком и ткут по нему. Или в масштабе, когда каждой клеточке на бумаге соответствует определенное количество «узелков» на готовом ковре. Мастеру приходится постоянно считать в уме. Раз сбился – начинай все заново.

На станок натягивают основу – сотни вертикальных рядов прочной хлопковой нити. Александр Савченко держит в руках объемную катушку: «Раньше выпускали специальные нити, сейчас такого нет. Но мы нашли выход – достали нитки, которые используют для зашивания мешков. То, что надо!» Ткач вплетает цветную уточную нить в основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. Разноцветные нитки переплетаются, получается эффект постепенного изменения тона или ощущение объема. В работе одновременно может быть несколько десятков цветов. Чтобы не запутаться в ярком шерстяном безобразии, нужен особый талант.

«Такой ковер называется безворсовым, – Александр Павлович успевает и рассказать о тонкостях мастерства, и продемонстрировать приемы на практике. – Но мы освоили высоковорсные ковры». Савченко ведет нас к другому станку. Пушистое полотно на нем ничуть не похоже на фабричные аналоги. Вспоминаются литературные персонажи, которые «тонут по щиколотку в дивном мягком ворсе». Хотя, увидев, как этот ворс создается, ходить по нему кажется кощунством.

Короткие ниточки завязывают в узелки все на той же вертикальной основе. Затем ворс выстригают до нужной высоты. В готовом изделии может быть сотни тысяч таких узелков! Сочетание техник позволяет добиться впечатляющих результатов. Кажется, еще мгновение – и яркая бабочка упорхнет с мшистого ствола дерева. «Мох» – это тот самый высокий ворс, его оливково-зеленые бархатные переливы больше похожи на творение природы, чем рук человеческих.

На изготовление одной работы уходит несколько месяцев. Над гобеленами или шпалерами со сложным рисунком, переходами цвета и замысловатой игрой светотени мастер может работать годами. В разработке есть несколько таких проектов – суджанцы хотят воспроизвести старинные голландские шпалеры.

«В российском историческом музее я видел несколько просто ювелирных работ, – вспоминает Савченко. – Нити – не толще волоса. Их ткали крепостные мастерицы, за год упорной работы успевая создать не больше квадратного дециметра. Работали, в основном, юные девушки до 16 лет. Затем зрение у них портилось, и их переводили на другие работы».

Вопреки стереотипу, что ковры выходят из моды, выпускники техникума получают заказ за заказом. Причем ценители мастерства есть не только в России. Недавно три больших гобелена уехали на Кипр...

Ирина ТРЕТЬЯКОВА, Суджа. Фото автора


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 25 795
Посетителей вчера: 34 404
Всего c 10.03.2003: 120 722 277
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных