Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (февраль 2013 года)


16 февраля 2013, 12:21

Как спасали загоревшийся самолет «Курск – Одесса»

90 лет назад в нашей стране появился воздушный флот. 9 февраля в день юбилея ветераны курской гражданской авиации вспоминали, каким было небо для них. Говорили и о легендарном подвиге экипажа самолета «Ан-24» под руководством Юрия Ермакова.

В стенах аэропорта «Курск-Восточный» собрались пилоты и штурманы, бортпроводники и техники – все, кто помогал держать «воздушные ворота» города открытыми с 1946 года, когда и был основан наш аэропорт. В летописи курской авиации много памятных страниц, но есть одна особая, драматическая и героическая. История 30-летней давности – спасение рейса №395, летевшего из Курска в Одессу…

Курянин, как и его великий тезка Юрий Гагарин, до того, как пойти в аэроклуб, даже не помышлял о небе и вполне гордился своей рабочей специальностью. Сразу после школы Юрий Ермаков устроился слесарем на Курский завод передвижных агрегатов (ныне «Электроагрегат»). За штурвал самолета сел, едва ему исполнилось 20 лет. Первый самостоятельный полет для Юрия, тогда лишь кружковца ДОСААФ, был первым шагом к новой цели – поступлению в летное училище. Он стал асом, к счастью для пассажиров рейса «Курск – Борисполь – Одесса», поднявшихся 16 декабря 1982 года на борт «Ан-24». В критический момент, близкий к катастрофе, первый пилот Ермаков вместе с членами экипажа смог посадить самолет…

Полет проходил нормально. Бортпроводница Наталья Леонова, проверяя, не требуется ли что-нибудь пассажирам, ходила по полупустому салону – из 52 мест заняты оказались только 22. И вдруг что-то произошло: поступил сигнал пристегнуть ремни. Из кабины выбежал штурман Михаил Мартыненко, шепотом передав ей приказ Ермакова: «Успокой пассажиров!» С этим распоряжением стюардесса справилась на «отлично» – в течение следующих 7 минут 40 секунд (именно столько их судьба висела на волоске) она не позволяла панике овладеть людьми.

В 12.55 по московскому времени, когда до Одессы оставалось 110 километров, сработала сигнализация – отказал один из генераторов. В кабину из электрощита повалил едкий дым – копоть, смешанная с запахом хлора и горящей пластмассы. Пламя стало распространяться так быстро, что от огнетушителей оказалось мало толку. Ермаков приказал экипажу надеть маски и начал экстренное снижение.

Самолет вошел в 10-балльную облачность. К тому моменту вся электроника была обесточена, работали только двигатели. Со скоростью 540 километров в час машина неслась вниз буквально вслепую. Всматриваясь сквозь непроницаемую завесу дыма и облаков, Ермаков ориентировался лишь на показания высотомера, которые выкрикивал стажер Владимир Скарюкин: 5700 метров, 4000… Бортмеханик Николай Бородин, увидев, что на командира с потолка капает расплавленный пластик, бросил свою кислородную маску и, схватив с вешалки пальто, стал, как мог, защищать им Ермакова. Едва ли тогда он думал о последствиях отравления ядовитым дымом и шрамах, которые останутся у него после ожогов.

Пассажирский салон, в котором кислородные маски попросту не были предусмотрены, был уже полон дыма. Люди, подбадриваемые бортпроводницей, закутали лица платками и шарфами. Чтобы пассажиры не задохнулись, экипаж сознательно нарушил инструкцию – на высоте двух километров по инициативе Бородина разгерметизировали кабину и приоткрыли переднюю багажную дверь. Позже это решение не просто будет одобрено, но войдет как изменение в руководство.

С большим креном (по показаниям черного ящика в отдельные промежутки времени он превышал 70 градусов) самолет выскочил из облаков. Командир перешел на визуальный полет, определяя место для экстренной посадки. Впереди – деревня и высоковольтная линия, за ними – поле клевера. Юрию Ильичу помог опыт работы в авиации сельхозназначения, полученный в Курске и Казахстане. Однако более трудного приземления у него еще не было: без выпуска шасси самолет пропахал на «животе» больше 300 метров, распоров обшивку фюзеляжа и едва не развалившись на части. Но в итоге всем, кто летел этим рейсом, удалось выбраться из салона.

«Ан-24» спасти не удалось. После того, как взорвались баки с керосином, от машины остался один остов. Пассажиры и члены экипажа смотрели на взметнувшееся пламя уже отойдя на приличное расстояние и сидя на клеверном поле.

P.S. Надеемся, эту статью прочитают пассажиры рейса №395, спасшиеся 16 декабря 1982 года, и откликнутся на просьбу поделиться воспоминаниями.

Алексей ПИЩУЛИН


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024