Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 16 (1539) от 16.04.2024 Обновление: 18.04.2024, 23:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 600 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (ноябрь 2012 года)


19 ноября 2012, 16:30

Открытия и изобретения наших земляков

Их открытиями сегодня пользуется весь мир. А иные технические идеи не находили применения только потому, что опережали свое время. В одном из прошлых номеров мы уже рассказывали о некоторых изобретениях наших земляков. Продолжаем тему. На этот раз речь пойдет обо всем, что связано с небом. Именно курянин составил самую полную таблицу затмений, на курской земле построили настоящую «летающую тарелку», а первый в стране авиационный инженер, детство которого прошло в Курске, вместе с Циолковским мечтал о полетах на Луну.

Астроном-самоучка заглянул в будущее

Федор Семенов, астроном-самоучка, смог заглянуть на полтора столетия вперед. С помощью конторских счет и самодельных приборов курянин рассчитал все солнечные и лунные затмения вплоть до 2001 года, что до него не делал никто.

«Приказчики и работники смеялись надо мною до упаду и везде разглашали, что я совершеннейший дурак», – вспоминал свое детство Семенов. Отец, достаточно состоятельный торговец мясом, хотел, чтобы сын пошел по его стопам, но Федора интересовала только наука. Его судьбу круто изменил случай. В 1807 году подросток увидел летящую в небе комету. Неземное видение настолько поразило Федора, что он не мог больше думать ни о чем другом, как только об изучении небесных светил и природных явлений.

Алгебру, арифметику, основы высшей математики, физику и химию он изучил самостоятельно – по учебникам. Дома создал настоящую физико-химическую лабораторию, причем необходимые для опытов машины и приборы изготовил сам, многое изобретая на ходу. Позже многие его разработки получили широкую известность далеко за пределами Курска.

Не обходилось и без курьезов. Федору Алексеевичу частенько приходилось принимать у себя полицейских. Его обвиняли и в подделке денег, и даже в связи с нечистой силой.

В 20 лет Семенов женился по воле родителей на 15-летней Анне Ветровой, мещанке из Ямской слободы. За долгую совместную жизнь Анна Федоровна подарила мужу четырнадцать детей. Даже по тем временам такая многодетная семья считалась редкостью.

Семья – неразрывная часть жизни Семенова, и все же он без остатка посвятил себя науке. Сам смастерил токарный станок для выточки оптических стекол, изготовил зрительные трубы, микроскопы и, наконец, мощный телескоп, дававший 40-кратное увеличение, с помощью которого ученый сделал яркие открытия в астрономии. Особенно интересовался Семенов затмениями.

Для наблюдения одного из затмений, им же предсказанного, в составе экспедиции Русского географического общества астроном отправился в город Бобринец Херсонской губернии. «Невежество и суеверие распространили в Бобринце слух, будто бы во время полного солнечного затмения уничтожится весь атмосферный воздух, отчего в три минуты перемрут все люди и животные», – вспоминал позже астроном. Кстати, он отметил, что животные практически не отреагировали на внезапную темноту, а вот птицы, «застигнутые на лету мраком, падали на землю, людей и даже в воду».

Астроном-самоучка Семенов поправил вычисления великого французского ученого Араго (речь шла о прогнозах солнечных затмений). Началась дискуссия по переписке, в итоге Араго признал правоту Семенова. За свои «Таблицы солнечных и лунных затмений» Семенов удостоился Золотой медали Русского географического общества. Местная знаменитость, он был известен в столицах, дружил с Жуковским, Щепкиным, к нему приезжал будущий Александр II…

Умер Федор Алексеевич от рака, немного не дожив до своего 66-летия. Куряне собрали средства и построили памятник своему земляку. Его именем была названа метеорологическая станция и улица, на которой он жил. Та самая, на которой спустя 20 лет родился его внук – знаменитый изобретатель и конструктор Анатолий Уфимцев.

«Летающие тарелки» Уфимцева

«Вероятно, никому, кроме узких специалистов, неизвестно, что в скромном Курске вот уже в течение двух лет разрешается один из самых жгучих мировых вопросов – о концентрировании механических сил природы и передаче их в распоряжение мыслящего человечества», – писали «Известия» 90 лет назад. Речь шла о ветроэлектростанции Анатолия Уфимцева.

Этот ветряк хорошо известен курянам, как и слава Уфимцева – «террориста». А вот о том, что земляк пытался построить «летающую тарелку», мало кто догадывается.

По возвращении из ссылки изобретатель открыл мастерскую по ремонту швейных машин и велосипедов. Проектировал фонари для городского освещения, а потом всерьез увлекся авиацией. Свой первый «сфероплан» Уфимцев построил в 1909 году. Это была первая в мире конструкция, имевшая круглое крыло, сейчас такие аппараты называют «летающими тарелками». Кроме того, при строительстве аэроплана был внедрен еще ряд принципиально новых разработок. Правда, полевые испытания прошли неудачно, «летающая тарелка» так и не оторвалась от земли. Уфимцев учел все недоработки и через год построил второй «сфероплан». Но и тому было не суждено подняться в воздух – накануне испытаний его разрушила буря, а денег на строительство нового не нашлось. Зато авиадвигатель, сконструированный Уфимцевым, получил Большую серебряную медаль на Международной выставке воздухоплавания.

Именно авиационный опыт пригодился конструктору при строительстве ветряка, который по эффективности, как ни странно, превосходит большинство современных.

Размышляя об очередном глобальном проекте, Уфимцев мог взглянуть на какую-нибудь бытовую мелочь и тут же задуматься, как ее усовершенствовать. Потому в списке предложений нашего земляка есть не только масштабные планы «анемофикации России», но и новые музыкальные инструменты или электрическое перо для множественного копирования.

Лунный кратер Ветчинкина

«Давно высыпан за борт песок из балластных мешков. Вслед полетели инструменты, даже кое-что из одежды воздухоплавателей. А шар все снижался, влекомый ураганным ветром... И только один человек сохранял завидное спокойствие. Более того, не отрываясь от дела, всецело углубившись в математические расчеты, неторопливо проводил их главным образом в уме, изредка пользуясь логарифмической линейкой, вместо которой за борт был брошен второй башмак. Проводил эти расчеты, чтобы наконец с убежденностью Галилея воскликнуть: «Через пять минут веревки оборвутся, и мы упадем!» Этим человеком был профессор Владимир Петрович Ветчинкин», – такой образ нашего земляка нарисовал летчик-испытатель Игорь Шелест.

Пионер авиационной и ракетной техники Владимир Ветчинкин родился на территории современной Польши, но его детство и юность прошли в Курске. Сюда же он возвращался позже, чтобы строить вместе с Уфимцевым его знаменитый ветряк.

В 1915 году Ветчинкин, защитив дипломный проект на тему «Тяжелый аэроплан типа «Илья Муромец», оканчивает Московское техническое училище и становится первым русским дипломированным авиационным инженером. Подобно своему учителю Жуковскому, он не создавал проекты самолетов. Развивая труды предшественников, он разрабатывал теоретическую и экспериментальную базу для проектирования все более совершенных летательных аппаратов.

В 1913 году они с Жуковским разработали и опубликовали теорию завихрения авиационных винтов. В 1916 году организовали Бюро авиационных вычислений и испытаний при Аэродинамической лаборатории Московского высшего технического училища, а в 1918 году Ветчинкин помог Жуковскому основать Центральный аэрогидродинамический институт.

Ветчинкин нередко читал для студентов лекции, на которых всегда был аншлаг. Хотя некоторых слушателей аэродинамика не интересовала вовсе, дело в том, что у профессора всегда было много поклонниц. Вспоминают, как однажды он нарисовал на доске профиль крыла и, как было принято, назвал его дужкой. В аудитории вдруг раздался томный вздох: «О господи! Вы сами душка, профессор!»

Позднее Владимир Ветчинкин станет основателем русско-советской космонавтики. С 1921 он занимался проблемами реактивного полета и межпланетных путешествий. Однажды профессор читал в Московском университете лекцию на фантастическую, как тогда казалось, тему: «Полет на Луну». В аудитории царило необыкновенное оживление, публика собралась развлечься. Надо отметить, что труды Циолковского к тому времени не получили широкого распространения и над умами ученых властвовал постулат, что для преодоления земного притяжения потребовалось бы бесконечное количество топлива – и, следовательно, идея звездоплавания сама по себе считалась абсурдной. Лектора перебивали, из зала доносились смешки и оскорбительные замечания. Несмотря на это, Ветчинкин дочитал до конца. «Достопочтенные коллеги, – проговорил он совсем тихо. – И вот чем осмелюсь здесь я закончить... Человек достигнет Луны еще в нашем столетии». В зале кто-то закричал: «Нельзя ли поточнее?!» «Не улыбайтесь, коллеги! – успокоил Ветчинкин. – Извольте, поточнее. По моим расчетам, учитывающим технический прогресс, человечество достигнет Луны не позже семьдесят второго года! Прошу мне верить!»

Умер Владимир Ветчинкин в 1950 году, так и не став свидетелем осуществления своих прогнозов. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

Курские корни МиГов

Несколько месяцев назад в Москве открыли мемориальную доску выдающемуся советскому авиаконструктору Михаилу Гуревичу. Именно его фамилия зашифрована во второй согласной знаменитой аббревиатуры МиГ. Создатель легендарных самолетов родился в деревне Рубанщина в Курской области в семье винокура.

Михаил Гуревич внес огромный вклад в развитие отечественной авиации. В 1940 году совместно с Артемом Микояном он спроектировал и построил скоростной высотный истребитель МиГ-1. После некоторых усовершенствований, позволивших увеличить дальность полета и усилить вооружение, появился истребитель под маркой МиГ-3, который по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошел зарубежные аналоги. Самолет широко применялся на фронтах Великой Отечественной войны.

Еще не стихли залпы орудий на полях Второй мировой, а коллектив Микояна и Гуревича включился в разработку реактивных самолетов. Сенсацию произвело появление истребителя МиГ-15. В начале 50-х годов этот самолет считался лучшим в мире.

В феврале 1950 года МиГ-17 преодолел звуковой барьер, а МиГ-19 стал первым в СССР серийным сверхзвуковым истребителем. Новую страницу в развитии отечественной сверхзвуковой авиации открыли легкие многоцелевые всепогодные истребители МиГ-21 с треугольным крылом и МиГ-23 с изменяемой в полете стреловидностью крыла. Велик вклад Гуревича и в создание катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах.

Конструктору было присвоено звание Героя Социалистического труда и Ленинская премия, шесть раз он становился лауреатом Государственной премии. Этот его «рекорд» не удалось побить никому.

При этом о скромности Гуревича ходили легенды. Создатель всех без исключения МиГов, от 1-го до 25-го, он всегда оставался как бы в тени своих знаменитых крылатых машин. Круг его интересов был широк и многообразен. Он любил и хорошо знал художественную литературу, в том числе зарубежную, которую читал в оригинале на английском и французском языках.

Кстати, гимназию в Курске окончил еще один известный авиаконструктор – Семен Лавочкин. Под его руководством были начаты работы по созданию одного из первых советских самолетов-истребителей. В 1935 году Лавочкин сам стал главным конструктором, в четырьмя годами позже возглавил Особое конструкторское бюро – целый институт со вспомогательными цехами и испытательным полигоном. В годы Второй мировой войны каждый третий самолет-истребитель был самолетом конструкции Лавочкина. Таких боевых машин под маркой «Ла» было построено более 22 тысяч. На них летало большинство советских асов, включая трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. После войны Конструкторское бюро Семена Лавочкина резко меняет курс, уходит в ракетостроение. По идеям и чертежам Семена Лавочкина создаются первые зенитные управляемые ракеты, образовавшие двойное кольцо защиты вокруг Москвы и Ленинграда, одни из первых сверхзвуковых самолетов. Лавочкин ушел из жизни рано. Это случилось в 1960-м, когда ему еще не было 60-ти. Проект создания суборбитального стратегического самолета «Буря», которым руководил Лавочкин, так и не был завершен.

Ирина ВЛАДИМИРОВА


Вверх  —  Отзывы читателей (1)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Курянин23 ноября 2012, 13:22:38

Интересный материал. Продолжайте в том же духе!



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 2 759
Посетителей вчера: 32 219
Всего c 10.03.2003: 120 525 948
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных