Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 13 (1536) от 26.03.2024 Обновление: 28.03.2024, 20:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (август 2012 года)


2 августа 2012, 10:02

Курский генерал Вячеслав Трубников работал главным сыщиком РФ

Его карьера в Курской области началась с расследования громкого убийства под Дмитриевом. Начав простым постовым милиционером в Орле, уроженец Щигровского района Вячеслав Трубников сначала дослужился до министра МВД Хакассии, а с 1999 по 2001 годы был главным сыщиком страны, возглавлял Главное управление уголовного розыска МВД РФ. Вячеславу Михайловичу выпало пресекать «алюминиевые войны», защищать от боевиков Грозный, расследовать убийство Галины Старовойтовой и первый теракт в Москве. А вот в милицию, по словам генерала-лейтенанта Трубникова, он попал случайно.

В милицию попал... из-за паспорта

«Я с детства мечтал о карьере моряка, – улыбается Вячеслав Михайлович. – Всегда тельняшку носил по делу и без дела, ни одного фильма про флот не пропускал. Даже кличка была Боцман. Срочную службу на флоте закончил на офицерской должности, приехал домой отдохнуть, написал в часть, что вернусь. А мне очень хотелось паспорт получить. Тогда в селах их не давали. Если надо было куда-то уехать, в сельсовете выписывали справку с фотографией. У нас был спиртзавод, его работники имели паспорта – эдакая каста «городских». Поехал я в гости на родину отца в Орловскую область, много родни собралось. Заговорили с одним, начальником местного вытрезвителя, про паспорт. Он: «Да пойдем к нам, сделаем паспорт». Привел меня к начальнику милиции – я еще во флотской форме был: мол, давай возьмем парня с Курской области. Отправили запрос на родину. Так совершенно случайно оказался в милиции. Ну и паспорт получил».

Начал с патрульно-постовой службы и дежурства по КПЗ в городе Ливны. С группой молодых милиционеров вскоре был отправлен учиться в Орел, а оттуда – в Саратовскую школу милиции, готовившую сотрудников угрозыска. «В Саратове я женился, родители даже не знали, – вспоминает Трубников. – Девчонка черненькая с Северного Кавказа – влюбился без памяти и женился».

«Закончил учебу, куда ехать? – продолжает Вячеслав Михайлович. – Жена предложила к ней на родину. Получил распределение в Орджоникидзе, опером угрозыска в МВД Северной Осетии». Через три года – учеба в Киевской высшей школе милиции. По возвращении в Осетию в 1981 году был назначен замначальника по оперативной работе Ленинского района Орджоникидзе.

Три дня простоял в кабинете министра

«В 1983-м у меня умер отец, я почувствовал, что мать нуждается в помощи, и решил вернуться в Курск. «Написал рапорт о переводе, а у нас новый министр, вызвал меня: «Решили направить вас начальником следственного изолятора, полковничья должность, надо преступления раскрывать». Я отвечаю: «Не могу. Система другая, мне ближе оперативная работа». «Пойдешь». – «Не пойду». – «Ну, тогда стой». И я три дня простоял в кабинете министра, с перерывами на обед. «Может, я работать пойду?» – «Нет! Стой и думай!» Зашел прокурор Осетии, спрашивает: «А чего он у тебя тут стоит?» – «Да, представляешь, министр ему должность предлагает, а он отказывается». Стали вдвоем меня уговаривать. Тут я объяснил про жизненную ситуацию и рапорт о переводе. Министр удивился: «А что ж ты три дня молчал...» Позднее мы подружились.

В 1984 году начальником УВД Курской области еще был Панкин, но я не успел Вячеслава Кирилловича даже увидеть, его как раз перевели в Москву. А меня отправили в Дмитриев заместителем начальника РОВД по оперативной работе. Через год был назначен начальником отделения в областной отдел угрозыска, начальником которого был Владимир Пронин. Мы вместе раскрывали в Дмитриевском районе громкое убийство маленькой девочки с изнасилованием и расчленением – резонансное преступление в Союзе, на контроле его держал МВД СССР. Я входил в следственную группу, задержали убийцу... Некто Грачев, лет 60, физически очень сильный, дерзкий мужик, жену и детей бил, соседок насиловал, его вся деревня боялась.

Со временем я стал замначальника штаба УВД области, затем замначальника и начальником угрозыска. Курские руководители отправлялись в академию МВД СССР, возвращались с повышением. В 1990-м и я туда попал. Окончил уже академию МВД России – Союз распался. В Курске должностей не было, и я был назначен в Липецк, 1-м заместителем начальника областного УВД».

Такой разный Кавказ

В марте 1996 года Вячеслава Трубникова командировали в Чечню. «Вскоре ликвидировали Джохара Дудаева, в мои обязанности в том числе входило найти и подтвердить – правда это или нет. Очень помог Алу Алханов, он был начальником Железнодорожного отдела милиции (позднее – президент Чечни, в настоящее время замминистра юстиции РФ – ред.). Алу – один из тех, кто отстоял свой отдел милиции, сохранив личный состав. Он нас сводил на переговоры с Русланом Гелаевым (в феврале 2004 года убит в Дагестане – ред.). По ситуации с Дудаевым мой доклад был первым – докладывал лично президенту Ельцину. И ликвидацию Салмана Радуева мы уточняли, но он выжил тогда. Я был 1-м замначальника временного УВД в Грозном. Вечером все подразделения запирались изнутри, работали только на охрану, нас обстреливали. Хоть и были блок-посты, ночью там творилось бог знает что».

«Когда боевики пошли на захват Грозного, один парень-механик из Липецка на БТР пошел на выручку блок-посту, был подбит, но сумел привести в порядок машину, всех живых и погибших вывез. Там столько героических поступков совершили наши ребята! Мы с начальником УВД Питровским звоним министру МВД Куликову, чтобы подключилось Минобороны – нас бьют по «черному». Не выдержим, если не будет подмоги! В ответ: «Ждите на трубке». Слышим, звонит напрямую Ельцину, требует поддержки. Потом спрашивает: «Что нужно?» – «Хотя бы пять танков», – отвечаем. Утром приехали три танка, закованные в дополнительную броню. Боевики, увидев их, разбежались. Тяжко там было, конечно, нервы, даже алкоголь не действовал. Пуля снайпера однажды рикошетом щеку поцарапала. И пришла мысль: вот сейчас убьют, а кто моих трех детишек на ноги поднимет?»

– Что, на Ваш взгляд, произошло на Кавказе, ведь Вы много лет работали там?

– Просто политики решили поиграть и заигрались. В 70-х я и в командировки, и к друзьям ездил в Грозный, тогда было спокойно. У меня было немало друзей среди ингушей и чеченцев, но чувствовалось, что эта дружба скоротечная. У них чаще за человека решает либо старший, либо толпа. И у них в отличие от нас осталась идея – религия. Если приехал в гости, тебя, конечно, встретят, в дом зовут, чаем поят, кормят. А потом многие посуду, которой ты пользовался, сжигали – потому что «неверный». В Осетии было проще – там преобладает христианство. Даже во времена СССР, когда мы проводили операции в Чечено-Ингушетии, приходилось брать автоматчиков для усиления, по периметру ставили охрану. В других регионах подобного не было. В Чечне сразу собиралась толпа, кричащие женщины, детей выставляют перед собой – задержанных порой отбивали.

«Алюминиевые войны» в Хакассии

Работая в Липецке, Трубников попал в резерв кадров, и в 1999 году был назначен главой МВД Хакассии, которая только выделилась из состава Красноярского края. «Регион особенный, там шли большие криминальные войны вокруг двух алюминиевых заводов, – вспоминает генерал. – В Красноярске было свое предприятие и в Хакассии – Саянский завод. Красноярский край возглавлял Александр Лебедь, а в Хакасии руководил его брат Алексей Лебедь. Учитывая расклады, представлять меня поехал сам министр МВД Анатолий Куликов. Ситуация сложная, заказные убийства, горы трупов вокруг алюминия. Напрямую докладывал министру».

Буквально на днях в Красноярске краевой суд приговорил криминального авторитета Владимира Татаренкова (кстати, уроженца Курска) по прозвищу «Татарин» к 13,5 годам лишения свободы. Он обвинялся в организации нескольких убийств в составе ОПГ с целью раздела сфер влияния в алюминиевой промышленности. Татаренков был экстрадирован в Россию из Греции.

«Я начинал эту работу, при мне его задержали, – говорит Трубников. – Позднее он сбежал. А потом, когда я в ГУУРе (Главное управление уголовного розыска – ред.) работал, экстрадировали Татаренкова из Греции. На момент моего назначения в Хакассию директором саянского завода был совсем молодой еще Олег Дерипаска, во главе красноярского – Анатолий Быков. Татарин был его человек. И пошла зарубка. Почистили, многих посадили. Когда вышли на Быкова, он сбежал в Венгрию, потом получил смехотворный срок. И был вынужден продать красноярский завод Дерипаске – сейчас оба предприятия входят в «РусАл».

Взрыв на Каширском шоссе и реформа МВД

– Как стали начальником Угрозыска всей страны?

– Снова случайно в 1999 году (улыбается). Я уже генералом был. Находился в отпуске, вызвали в кадры МВД, говорят: «В Хакассии вы порядок навели, давайте к нам главным инспектором, будете по регионам с проверками ездить, делиться опытом». Прошло 3–4 дня, я готовлю первую командировку на Камчатку. Тут меняется министр – приходит Владимир Рушайло. Обстановка тогда была сложная и в самом аппарате МВД. А начальник ГУУР звал меня к себе заместителем. Тут его самого увольняют, а бумага с его рекомендациями в канцелярии лежит. Ушли и два зама в ГУУРе. Инспекция едет на Камчатку без меня, 12 сентября министр назначает меня 1-м замначальника ГУУР. А утром 13-го первый теракт в Москве – взрыв 8-этажного дома на Каширском шоссе. Всех с ночи подняли по тревоге, кроме меня, ведь я официально не представлен. Пришел на работу. Министр звонит начальнику штаба: «Найдите Трубникова», меня зовут к телефону: «Доложите обстановку». Так с ходу включился в работу, а через день меня назначили начальником главка.

Тогда было много проблем. Реорганизация МВД, Кавказ. Специально пришлось создавать отделение по борьбе с терроризмом. «Продолжили расследование убийства Галины Старовойтовой, – вспоминает Трубников, – я каждую неделю ездил в Питер, докладывал по этому делу президенту – сначала Ельцину, а затем Путину. Произвели первые задержания, но раскрыл его позже питерский угрозыск...»

Говорим мы долго. Рассказчик Вячеслав Михайлович отменный, а разных дел столько было, что не на одну книгу хватит. Вопрос: «С чем был связан уход?» плавно перетек в проблемы и «болячки» современного МВД.

«Раньше была дисциплина, порядок в кадровой работе, люди постепенно, набирая опыт, двигались по карьерной лестнице, – рассуждает генерал Трубников. – И это правильно. Рушайло был профессионал, он имел и отстаивал свое мнение. А когда назначили нового министра Грызлова, сразу, как они выразились, в руководство МВД пришла «команда». Поменяли многих профессионалов. Мне сказали: «Соберите личный состав для представления нового руководителя». В общем, странно как-то произошло. И решение принимал, видимо, не сам министр, а администрация президента. Потом сказали: управление по борьбе с организованной преступностью не нужно, другие реально работавшие подразделения. Пришло много дилетантов, ради погонов, наверное. Что касается пресловутого преобразования милиции в полицию, то это сложно назвать иначе, чем «происки врагов».

Вячеслав Михайлович рад недавнему назначению министром МВД Владимира Колокольцева. «Я его знаю, профессионал, его новые заместители тоже. Поэтому уже возвращают тех, кто ранее уволился, будет меняться и структура». Всё это по мнению Трубникова, внушает оптимизм. Сам он с удовольствием делится опытом и сейчас помогает московским коллегам.

Кстати, в семье Трубниковых четыре милиционера. «Супруга работала в следствии, вышла на пенсию в звании подполковника, – говорит Вячеслав Михайлович. – Сын Михаил уже полковник, а дочь Наталья – старший лейтенант».

Андрей ЛАРИН


Вверх  —  Отзывы читателей (3)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Лазарев Николай Анатольевич22 сентября 2014, 16:28:11
e-mail: nalazarev@mail.ru, город: Санкт-Петербург

Горжусь своим земляком!



Муцаев Ваха20 декабря 2014, 19:01:11
e-mail: mucaev-49@mail.ru, город: Грозный

С Вячеславом учились вместе в Саратове 1972-74 г.г. при распределении пути разошлись, я попал в Орловскую область на родину его отца и его началу работы в органах внутренных дел, а он с точностью наоборот в соседнюю с моей родиной ЧИАССР в Северную Осетию. В 1989 году был у него там в гостях. Когда он работал в Липецке гостил у него и хоть редко в Орле встречались. Прекрасный человек достигнув большую должность он не изменился остался веселым бодрым и приземленным . Я горжусь тем, что его знал, Удачи ему и семье и конечно ее супруге по моему Раисе.



Валерий Дзангубеков18 февраля 2017, 18:57:22
e-mail: dzangubekov61@mail.ru, город: Моздок, Северная Осетия

Помню Вячеслав Михайловича
по работе в Осетии, как принял меня, будучи нач.УУР Курской области! Специалист высокого уровня!!! Здоровья и благополучия всей милицейской семье !



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 12 581
Посетителей вчера: 34 261
Всего c 10.03.2003: 119 851 364
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных