Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 13 (1536) от 26.03.2024 Обновление: 28.03.2024, 20:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (февраль 2011 года)


8 февраля 2011, 12:17

Сделать гаишника вежливым поможет изучение своих прав и его обязанностей

Общение инспектора ДПС с участниками дорожного движения строго регламентировано. С 1999 года оно определялось наставлением по работе ДПС, который считался внутренним милицейским документом. Однако в 2009 году в силу вступил приказ МВД № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

С 1 сентября 2009 года этот весьма объемный документ (в нем 272 пункта) стал фактически настольной книгой любого сотрудника ДПС. Кстати, при необходимости изучить его нормы можно на любом интернет-портале подразделении ГИБДД, в самом подразделении или даже на посту ДПС.

Вас остановил инспектор ДПС

Стоит особо подчеркнуть, что ставшая всем привычной проверка документов (на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров) не является основанием для остановки. Такое право инспекторам ГАИ предоставлено только на стационарных постах ДПС (п.8 п. 63 АР).

Прежде всего, надо знать, что у инспектора всего семь законных оснований для остановки автомобиля на дороге вне стационарного поста милиции. Все они четко прописаны в пункте 63 Административного регламента (АР).

Основанием для остановки автомобиля являются:

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого; выполнение распорядительно-регулировочных действий; необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);

6) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

7) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов.

Само общение сотрудника ДПС и водителя расписано самым тщательным образом в пунктах 19-30 регламента. Обратиться к водителю остановленной им машины инспектор должен со стороны его местонахождения. Милиционер обязан представиться, назвать свое звание, должность и фамилию, после чего кратко объяснить причину своего обращения. Надо отметить, что по регламенту, в отличие от утратившего силу наставления по работе ДПС, отдавать честь инспектор не должен. При этом по требованию автовладельца ему необходимо предъявить свое удостоверение в развернутом виде, а также сообщить, если понадобится, номера телефонов дежурной части (сейчас они также пишутся на бортах служебных автомобилей) и своего ответственного руководителя.

Особо оговаривается, что сотрудник ДПС «обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к водителям на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку».

В случае если водитель остановился сам и обратился к инспектору со своим вопросом, тот также обязан на них ответить. В частности, дать пояснения относительно маршрута и специфики проезда к каким-либо учреждениям. Отдельно отмечено, что милиционер также должен сообщить телефоны и адреса стоянок для задержанных и эвакуированных автомобилей (п. 20 АР).

Если остановка автомобиля связана с правонарушением и может повлечь ограничение прав водителя, то инспектор объясняет свои действия, их возможные последствия (статьи Кодекса об административных правонарушениях), а также порядок обжалования. При этом сотруднику ДПС даже при возникновении конфликтной ситуации предписано дать возбужденному автолюбителю успокоиться, а потом предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснив суть правонарушения.

Вежливость и грамотность

Одно из главных правил – держаться спокойно, уверенно и вежливо, не позволяя себе оскорбительных выражений в адрес сотрудника ДПС. По возможности свои вопросы и требования надо подкреплять ссылками на действующее законодательство: Административный регламент, КоАП, ПДД и т.д. Как правило, такое поведение отчасти обезоруживает даже негативно настроенного к водителю инспектора. В ответ ему также приходится оперировать юридическими терминами и ссылками на статьи законов.

Даже в случае если на корректное обращение инспектор позволяет себе откровенную грубость или, пренебрегая регламентом, совершает явно незаконные действия, не стоит переходить на грубость. Нельзя забывать, что инспектор ДПС – должностное лицо, неповиновение которому наказывается по КоАП, а оскорбление влечет уголовное преследование по статье 318 Уголовного кодекса (УК).

Предлагать инспектору «разобраться на месте» также чревато. Гораздо проще согласиться на составление протокола (тем более, если виновность в нарушении ПДД вызывает сомнения) и потом обжаловать его в законном порядке, нежели самому оказаться обвиненным в попытке дачи взятки по статье 291 УК.

Если же инспектор сам открыто вымогает взятку, стоит также спокойно и выдержанно, не переходя на личности, ему отказать.

Как правило, инспекторы ДПС стараются не связываться с ведущими себя спокойно и вежливо водителями, а если и наказывают их, то по минимуму. Порой же вообще просто отпускают «грамотных» восвояси.

Отдельным козырем в общении с сотрудником ДПС может быть сделанная видео- или диктофонная запись состоявшейся беседы. Делать ее имеет право как милиционер, так и водитель (п.п. 24-25 АР).

Требование сотрудника ДПС водителю выйти из автомобиля законно в следующих случаях (п. 70 АР):

1) необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

2) наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;

3) проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

4) проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

5) когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

6) когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

По большому счету, инспектор всегда может сослаться на один из вышеприведенных пунктов. Самое распространенное требование – составить протокол об административном правонарушении. Впрочем, водитель всегда может попросить инспектора составить соответствующий документ самому, а потом принести для ознакомления, дополнения и подписи. Однако регламент предусматривает и норму, по которой инспектор вправе предложить занять место в патрульном автомобиле или пройти на пост ДПС.

Валерий Матвеев, по материалам www.gzt.ru


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 18 170
Посетителей вчера: 34 261
Всего c 10.03.2003: 119 856 953
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных