Новости компаний (декабрь 2010 года)
24 декабря 2010, 10:34 Песни о Курске«Но покуда есть Саня Поветкин, я с надеждой на счастье живу», – Александр Розенбаум выразил свое восхищение курским боксером в песне. Она пока не стала хитом, но новость о том, что известный артист написал музыкальную композицию для «Русского Витязя» быстро облетела страну. Мы решили вспомнить других авторов, посвящавших свои сочинения Курску или курянам. |
---|
В Курске 28 мая 2014 года пройдет 1-й Международный фестиваль — «Шансон Соловьиного края» |
Там вдали, за рекой Тускарь... «Там вдали, за рекой, засверкали огни, в небе ясном заря догорала...» – в какой-то момент строки о гибели комсомольца были настолько популярны, что их стали считать народными. Но у песни есть конкретный автор, а написана она была в Курске. Эстонец по происхождению Николай Кооль приехал к нам в 1921 году на учебу. Окончил губернскую совпартшколу и был назначен заведующим полтипросветотделом в Курском райкоме комсомола. Параллельно Кооль развивал свой литературный талант, публиковался в «Курской правде» и «Комсомольце», иногда используя псевдоним «Колька Пекарь». В 1924 году он представил курским друзьям свое новое произведение – стихотворение «Смерть комсомольца», слова которого очень скоро и стали текстовой основой песни. В апреле того же года в СССР впервые после Гражданской войны провели призыв в регулярную армию, так сказать, мирного времени. В числе первых призывников оказался и Кооль, и его стихи пригодились для строевой песни. Ее спели красноармейцы, маршируя на Ходынском поле в Москве, откуда она разлетелась по всей стране, после чего долго считалась «народной» – лишь годы спустя Кооль доказал свое авторство
В Курске Николай Кооль жил на улице Максима Горького. Из окон его дома открывался чудесный вид на Тускарь. Таким образом, можно предположить, что «Там вдали, за рекой» – это именно за Тускарью. Хотя некоторые исследовали утверждают, что мелодию Кооль заимствовал у старой «арестантской» песни, а слова – это переработанная песня времен Русско-японской войны «За рекой Ляохэ загорались огни». Если имя Кооля мало что говорит курянам, а его «хит» многие до сих пор помнят наизусть, то со следующим произведением все наоборот. Земляком Георгием Свиридовым жители Курска гордятся, с удовольствием покажут памятник, установленный в центре города, расскажут, что его именем названо музыкальное училище... Но в ответ на просьбу вспомнить произведения именитого композитора, многие смущенно умолкают. Самые эрудированные назовут «Метель» и сюиту «Время, вперёд!», которая много лет является музыкальной заставкой программы «Время». Между тем, Свиридов не забывал своих корней и в 1964 году написал кантату для хора и симфонического оркестра «Курские песни», которую критики называют шедевром советской музыки. «Часто вспоминаю свою родину – курский песенный край, – писал композитор в дневнике. – Россия была богата песней, курские края – особенно. До 50-х годов хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как оригинальны, своеобычны, какая радость – слушать их». В основе кантаты лежат образцы песенного фольклора, взятые из сборника «Народные песни Курской области». В вокальном цикле семь песен. Ни названия города, ни каких-то других привязок к местности в текстах нет, но то, что звоны колокола в одной из песен не звонят, а именно «звонют», согласитесь, как-то очень знакомо. Курск – родина шансона Шансон, любимое направление курских таксистов, судя по следующей истории, в Курске и зародилось. 1970-е годы – время дворовых песен под гитару, бобинных магнитофонов и радиохулиганов. Из тысяч приемноков и магнитофонов по всей стране раздавались аккорды этого курского ансамбля. Говорят, их музыка звучала в программах «Голоса Америки». Певцам тогда было от 17 до 21 года. Они даже не позаботились о том, чтобы придумать название своему коллективу. Поклонники именовали их поэтически – «Курскими соловьями» или беспардонно – «Слепыми». «Соловьи» учились в музыкальном училище для слабовидящих. До сих пор это единственное подобное учебное заведение в нашей стране, в Европе аналог есть только в Чехии. В Курск приезжает талантливая молодежь со всей России. Там же когда-то и познакомились будущие звезды советского шансона. «Соловьи» быстро спелись, и декабрьским вечером записали свои любимые композиции, разумеется, не те, что звучали с эстрады. По воспоминаниям лидера коллектива Александра Михеля, первый «альбом» был сделан за один вечер, в общежитии училища. Через несколько дней эта запись уже гуляла по общаге, а через пару месяцев – по всему Курску. Когда весной 1972 года студенты разъехались на каникулы по стране, каждый увез полюбившиеся записи сокурсников. Так их творчество разошлось по Союзу. Страна до дыр заигрывала катушки с душещипательными «Таней», «Аленкой», шлягером «Плачет девочка в автомате» (отнюдь не Евгений Осин был пионером) или бродяжьими «На старинном Иркутском вокзале», «Волны охотские плещут, шумят». О том. как «зазвонят опять колокола», тоже впервые спели не Владимир Маркин и группа «Трудное детство», а курские незрячие студенты. Группа стала настолько популярна, что у нее появились подражатели. Пару лет спустя студенты того же курского музучилища объединились в коллектив «Южные мальчики», но успеха предшественников не достигли. «Случай в Курске» – одна из немногих песен, написанных специально для «Слепых». Ребята пели о теракте на курском вокзале, произошедшем за несколько лет до этого. Двое солдат сбежали из воинской части, прихватив автоматы, и ворвались в квартиру дома на Привокзальной площади, расстреляв всю семью. На следующий день бандиты принялись палить по людям, находившимся на площади, и окнам противоположного дома, убили 14 человек, 17 – ранили. «А кругом тишина, а кругом как война, лишь одни говорят автоматы», – стихи сочли антисоветской агитацией, их автора вызвали в милицию, стоял вопрос об аресте. За рифмованные строки ему грозило несколько лет лагерей. Но дело замяли. Потом эта история обросла легендами. Кто-то считал, что автор умер в тюрьме, другие приписывали «Случай в Курске» Владимиру Высоцкому. «Они вышли из порта...» В последнее десятилетие Курск стал очень популярной темой для песенного творчества. Правда, десятки композиций посвящены не городу, а подлодке с тем же названием. Среди тех, кто таким образом почтил память погибших моряков, были шведы, немцы, шотландцы, американцы. Польская группа «Rukkanor» выпустила целый альбом под названием «Реквием для K-141». Год назад в Австралии был поставлен спектакль, повествующий о тех печальных событиях. В качестве музыкального сопровождения режиссер выбрал песню группы «Аквариум» «Мертвые матросы не спят». «Едва ли я узнаю, кому был назначен заряд. Впрочем, все равно. Мертвые матросы не спят», – под проникновенные интонации Бориса Гребенщикова зрителям предлагают погрузиться в трагическую атмосферу. В 2003 году Гарик Сукачев выпустил альбом «Poetica». Одну из композиций сборника рокер посвятил гибели «Курска»: «Они вышли из порта, только глянул рассвет, море нежилось тихим прибоем. Только чайки о чём-то кричали им вслед и тревожно кружили над морем», – сам музыкант признался, что первые строчки песни написал буквально через день или два после известия о трагедии. «Курск» могилой рваною дернулся, застыл. На прощанье разрубил канаты рваных жил...» – это уже «ДДТ». Песня «Капитан Колесников» Юрия Шевчука вышла спустя семь лет после гибели подлодки. Цитату из этой композиции – «Позже о случившемся долго будут врать» – журналисты потом часто использовали в качестве заголовка для материалов о причинах трагедии – ведь ответов на многие вопросы нет до сих пор. Ирина ВЛАДИМИРОВА
Алина Мальцева | 7 декабря 2011, 20:32:47 | |
это бомба
Выскажите своё мнение о новости
|