Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 13 (1536) от 26.03.2024 Обновление: 28.03.2024, 20:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (октябрь 2010 года)


24 октября 2010, 15:57

Гардероб курянок XIX века

Сегодня моду на то, что носить и какой макияж будет трендом сезона, задают известные дизайнеры на недельных дефиле в Париже, Лондоне, Милане и Москве, а несут в массы юные модели на фотографиях в глянцевых журналах. А ведь еще каких-то сто лет назад куряне относились к одежде как к традиции.

«Ариэль» и «Тайд» еще не придумали...

Основной элемент костюма наших предков – рубаха. Это сегодня в магазинах можно найти множество вариаций: кофточки, водолазки, свитера, рубашки, блузки, футболки, майки – выбирай свой стиль! А раньше и мужчины, и женщины, и дети носили именно рубахи. Для курянок до 14–15 лет это было и вовсе единственной одеждой! Рубахи разного вида можно было надевать в суровые трудовые будни, на календарные и семейные праздники: в жару легкая, не прилегающая к телу ткань спасала от зноя, в стужу – согревала. Казалось бы, рубаха как рубаха. Но эта вещь в гардеробе каждого курянина обладала магической силой.

По преданиям, если кто-то хотел причинить зло своему недругу, надо было лишь завладеть его рубахой и произнести ряд заклинаний! Отсюда, кстати, и вышивки-обереги на вороте, рукавах, подоле. Рубахи шились преимущественно из белой материи. После нескольких носок приходил черед стирке и отбеливанию. Женщины кипятили белье дома в котлах, затем в любую погоду шли на реку, где на специальных мостках стирали и полоскали одежду. В роли порошка-отбеливателя сотни лет курянам служили весеннее солнце и зола. Для выкручиания вещей придумали специальный предмет – пральник или, другими словами, валик.

Сегодняшняя мода на короткие юбки и декольте наверняка пришлась бы не по вкусу нашим прабабушкам и их кавалерам. Тогдашние девушки, выходя из дома, обязательно должны были прикрывать шею, ноги и руки. Рукава на рубахах были настолько длинны, что целиком закрывали кисть. По обычаю парень не имел права взять за открытую руку девушку на выданье! Если такое случалось, то немедленно приравнивалось окружающими к сватовству. Не отсюда ли до нас дошло выражение «просить руки»?! Говорят, желая выйти замуж за молодого человека, не отвечавшего взаимностью, наши хитрые прабабушки сами касались его руки. И тем самым ставили юношей в тупик: если кто-то заметил, надо жениться!

На праздничных рубахах, кроме украшений в верхней части, декорировался и подол. Иногда ширина узоров на подолах свадебной и покосной одежды достигала 30 сантиметров – это искусная вышивка и пришитые полоски из другой ткани.

Поверх рубахи курянки надевали поневу – юбку из домотканой шерсти, черного цвета с полосками или в клетку. Мастерицы обычно делали ее из двух полотен, шириной в 40–50 см, которые сшивались сзади. В будни женщины носили рубаху, простую поневу, пояс и белый платок. Праздничная женская «обнарядка» – это рубаха с пестрыми разноцветными полосами яркого сатина или бахромой, яркая понева, поверх рубахи и поневы – белый нагрудный передник с яркими лентами, который в нашем крае именовался «завеской».

Наряд с головы до пят

Еще один предмет гардероба курянок – сарафан (по-восточному – «одетый с головы до пят»). Путешественники, дипломаты прошлых лет, бывавшие в России, поэты и художники отмечали: осанкой русской крестьянки можно любоваться! Ни тяжелый труд по обработке урожая и уходу за скотиной, ни домашнее хозяйство и наличие нескольких детей не могли сгорбить наших прабабушек. На самом деле секрет был прост: надень сарафан, и спина выпрямится сама собой! Курянки умели так мастерить этот предмет гардероба, что он мог преобразить облик любой простушки! Примерить праздничный наряд предков, в Курске его называли «саян», нам резрешили в областном краеведческом музее.

– Одежду крестьяне носили очень бережно и передавали по наследству, так что срок службы того или иного предмета гардероба составлял более века, – рассказывает Елена Алферова, главный хранитель областного Краеведеского музея. – Эта традиция позволяет специалистам-этнографам и сегодня находить образцы народного костюма, украшения той эпохи. Например, вы надели праздничный сарафан из красной штофа. По крою он косоклинный. Богато и красиво смотрелся сарафан, если его обладательница могла, держась за боковые стороны, свести руки над головой – выходило два круга! Чтобы сделать на полотне складки, наши прабабушки использовали специальную закваску. Какую – мы до сих пор не знаем! Но, говорят, секретный рецептик для «заглаживания» был в каждой семье. Обработка действительно бесподобная, и сейчас хозяйкам не помешала бы: сарафаны XIX века, найденные нами в селах, по сей день «в форме». В курских селениях было больше всего черных сарафанов. Мол, земля черноземная, вот и наряд ей в тон. Хотя я полагаю, что этот цвет был традиционен по более прозаичной причине: легче всего покрасить волосяную ткань в темный цвет.

Сарафан, предложенный музейными работниками, завораживает: продумано всё до мельчайшей детали. Некоторые шовчики выполнены качественнее, чем на суперсовременных швейных машинах. Однако, такое если и было в моде, так только 150 лет назад! Осмелиться надеть модную штучку XIX века в одиночку непросто. Во-первых, реликвии перевалило за сотню лет, во-вторых – она просто не налезает! Люди, жившие на курской земле 100–200 лет назад, были значительно мельче своих потомков. Сарафан тугой, и в нем очень сложно дышать даже девушке, которая носит современный 42-й размер одежды.

Получается, мы и вправду растем. Хотя, как рассказывают специалисты, невысоким субтильным девушкам, мечтающим выйти замуж, и раньше приходилось непросто. Потенциальные свекровь и свекор хотели видеть в невестке «кровь с молоком». По тогдашним понятиям, именно такая и детей воспитает с десяток, и скотину накормит-напоит, и в поле в обморок не свалится. Так что худышки вынуждены были натягивать на себя по нескольку чулков крупной вязки, да еще и собирать их в гармошку: ноги тогда выглядели шире!

«Мы уже говорили: юным особам нельзя было показывать лишнего, – поясняет Елена Алферова. – Плюс: по традиции, сарафан был сконструирован так, чтобы слегка утянуть грудь. Из нижнего белья на крестьянках были нательные рубахи. В привычном смысле женского белья тогда еще не носили. Длинная рубаха, сарафан, завеска, шубка делали силуэт под одеждой едва различимым!»

Косметика собственного производства

Сегодня найти в магазине вещь из натуральных материалов – как иголку в стоге сена искать. Есть, конечно, настоящая шерсть или лён по заоблачным ценам, но в Курской губернии лет 150 назад о синтетике речи и быть не могло – весь процесс изготовления костюма проходил в домашних условиях. Нужна материя – вырасти лен, сотки ткань, раскрои, сшей. Из-за трудоемкости работы вещи кроили по принципу «сэкономить» – в ход шли любые, даже самые небольшие куски материи. На ярмарках, чаще всего на Коренской, можно было купить необходимые аксессуары для украшения – бисер, стеклярус, рубленый перламутр – и выбрать ткань для выходного наряда (к примеру, тофту, штоф, кисею, маркизет, поплин). Причем трудоемкий процесс создания костюмов для всей семьи ложился на девичье плечи еще в детстве. С 5–6 лет курянок начинали готовить к замужеству – обучали шитью, вышивке, ведению хозяйства.

К свадьбе у невесты должны были быть готовы свадебные наряды, и для себя, и для жениха. Свадебные гуляния в те времена длились по нескольку дней – на каждый день нужен «фирменный» наряд! Понятно, что с таким укладом жизни в девушке прежде всего ценились качества хозяйки, хранительницы семейного очага, нежели выдающаяся внешность.

Хотя и молодым девушкам, и зрелым замужним женщинам во все времена хотелось подчеркнуть свои прелести и скрыть недостатки. Спасались, как могли: в ход шла косметика собственного изготовления. «Солярий был ни к чему, – смеется главный хранитель. – Незамужним девушкам вообще не гоже было иметь золотистую кожу. Поэтому использовали белила. А вот зрелым крестьянкам, постоянно работающим в поле, от солнца прятаться не приходилось. Они выращивали свеклу и морковь, ими же и натирали щеки в качесте румян! Уголек из печки заменял контурный карандаш, сурьмой оттеняли брови».

Когда шуба – не роскошь

Сложно нам понять своих предков: тогда можно было не пошить новую рубаху, если нет сукна, но при этом расхаживать в натуральной шубе или дубленке. Если за окном холодает и грядет зима, а у домочадцев износилась верхняя одежда – в дело шла шкурка выращенной семьей овцы. Конечно, овечьи шубы тех времен и дубленки были выделаны грубо и смотрелись не так изящно, как сегодняшние норка или кролик. Но одно мы точно переняли от прародителей – это фасон верхней одежды. «В деревнях 150–200 лет назад на шубах не было ни пуговиц, ни уж подавно – молний, – улыбается Елена Леонидовна. – Так что шубы носили на запах, иногда – под пояс. Мода, как говорится, возвращается».

В качестве аксессуаров курянки любили носить пояса из шерсти или шелка. Например, 2–3 пояса, каждый из которых завязывался сбоку бантом из пестрых ленточек-«застежек». Ценились бусы из кости или кораллов, а те, кто мог себе это позволить, носили серебряные кольца. Волосы были предметом гордости. Хороший «колосок», прядок из 90, курянкам помогали плести подруги. Если своими волосами природа обделила, девушке привязывали покупную косу, как Марфушеньке-Душеньке в сказке «Морозко». Для украшения прически был выдуман «косник» – подвеска, аналог современной заколки.

Сноровка потребуется тому, кто захочет примерить этот старинный головной убор. Предмет туалета, которому крестьянки уделяли очень много внимания, мог состоять из 18 частей! Если прикинуть, сколько времени займет его закрепление на голове, понимаешь, что с современным темпом жизни нам бы что-то попроще. Трикотажную шапочку, например. Еще одна деталь: головной убор должен сидеть крайне прочно, не давая курянке особенно вертеться: тогда не выбьются волосы, что по тогдашним обычаям считалось стыдом. Лишь девочки до 12 лет носили распущенные волосы или обруч на голове.

Став матерью, женщина полностью меняла свой образ. С этого момента она обязана была надеть «сороку с кичкой». В Курской губернии основной деталью «сороки» была «кичка» – кокошник на лубочном каркасе, обшитом кумачом и штофом. И это еще не все! Поверх «кички» на голове закручивали платок, а затем к «кичке» подвешивали «позатыльник» – деталь на плоском каркасе, закрывавшую шею. Человеку XXI века надеть все эти премудрости без посторонней помощи и наличия свободного времени точно не удастся.... Плюс ко всему, размер головы у предков был значительно меньше, чем у нас.

Зато обувь, доставшаяся краеведческому музею в подарок от деревенских бабушек, отличается от современной только... качеством. Как ни смешно, но тогда делали действительно лучше! Поставь сапоги на полку модного бутика – как и не было ста лет! Обувь целиком изготовлена из настоящей мягкой черной кожи. То есть – и подошва, и каблучок! Кстати, именно такие сапожки стали прообразом нынешних. Но сапоги – это все же праздничный вариант, а на каждый день были валенки и веревочные или лычные лапти.

В любые времена мода – интерес больше женский, нежели мужской. Так было в Курской губернии 150–200 лет назад. Специалисты называют всего три предмета мужского гардероба: рубаха, порты и пояс. На голове курянина XIX можно было увидеть белый или коричневый колпак, затем колпаки сменили картузы и шляпы.

Мода повторяется: что куряне взяли из прошлого

Анна ГАЗАЗЯН


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 770
Посетителей вчера: 34 261
Всего c 10.03.2003: 119 839 553
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных