Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 16 (1539) от 16.04.2024 Обновление: 17.04.2024, 20:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 600 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (октябрь 2010 года)


25 октября 2010, 10:46

Перепись по-курски: взгляд изнутри

В понедельник, 25 октября, завершилась Всероссийская перепись-2010. Готовились к этой десятидневке три года. Чтобы обработать и обнародовать все данные, понадобятся еще три. Но то, насколько объективными будут эти сведения, зависело именно от этой декады. Чтобы узнать, как проходила кампания Росстата в Курской области, корреспонденты «ДДД» познакомились с работой переписчиков поближе.

«Гражданский брак – это грех»

«Маленькая радость, я стала микродолей истории», – с иронией заметила одна девушка в своем интернет-блоге. Когда перепись перевалила через свой «экватор», я, в отличие от блоггерши, в историю к тому моменту так и не вошла. Устав ждать переписчиков дома, по заданию редакции отправилась на стационарные переписные участки в сопровождении пресс-секретаря Курскстата Инги Скиба.

В курском филиале финансово-экономического института нас явно не ждали. Тут расположен участок, куда, по идее, могли прийти переписаться жители улицы Ломоносова и прилегающих. Но дверь с вывеской под замком. «Уже бегу!» – слышим из глубины коридора. К нам спешит немолодая женщина. «Вы переписываться? – звенит она ключами. – Сюда редко приходят, вот я в другом кабинете, там оборудован счетный участок, делами занимаюсь. Вы все из одной квартиры?» Мы представились, и женщина сникла: «Это вы... проверять меня будете?..» Мария Гавриловна, администратор в институте, а в эти дни и переписчик стационарного участка, явно волновалась, что проверку не пройдет. И наши уверения, что мы прибыли скорее с познавательными целями, нежели контролирующими, ее не успокоили.

Наша спутница из Курскстата решила не терять время напрасно и ответить на все вопросы анкеты прямо здесь. «Я эти дни допоздна на работе. Наверняка, переписчики меня дома не застанут», – пояснила Инга. Мария Гавриловна разложила перед собой многочисленные переписные бланки. Все данные в анкету заносятся гелевыми чернилами. Никаких черновиков, карандашей, тетрадок и переписываний «набело». Этим, кстати, грешили переписчики старшего возраста. Студенты относились к бланкам проще: ошибки, исправления, ну подумаешь! Некоего второкурсника одного из российских вузов даже взялись цитировать федеральные СМИ. Молодой человек умудрился проявить чудеса неграмотности: в графе национальность он писал «руска», в пункте об иностранных языках помечал «онглийский» и «итольянский».

Анкетирование началось. Пол, возраст, источник доходов – вопросы стандартные. На них отвечали и президент с премьером, и старушки из глухих сел. Инга сообщила, что работает, знает английский язык и живет одна. «Раз вы не замужем, следующий вопрос не буду задавать», – смутилась переписчица. Оказалось, посчитала неприличным спрашивать у не обремененной семьей девушки о наличии детей.

Кстати, курские переписчики нередко делали свои выводы. Одна из сотрудниц нашей редакции пожаловалась, что у нее не поинтересовались национальностью. «Вы же родились в Курской области, вот я и написала – русская», – даже не поняла претензии переписчица. Про детей – тоже распространенная ситуация. Действительно, откуда взяться детям, если женщина не замужем? Хотя респонденты, по отзывам переписчиков, тоже нередко ставили их в тупик. «Состоите в браке?», – «Да!» – уверенно отвечала женщина, а ее «супруг», заполняющий анкету следующим, просит поставить галочку в графе «никогда не состоял в браке». «Может, написать «гражданский брак?» – растерянно спрашивал переписчик. «Гражданский брак – это грех», – пояснил свою позицию курянин.

Перепись расскажет о том, как умирает село

За десять дней одному переписчику надо было переписать около 400 человек. 4–5 подъездов, если речь идет о городских многоэтажках. Или с десяток деревень – для сельской местности. И то, что расстояние между населенными пунктами – несколько километров по грунтовке, а машин – всего восемь штук на 130 человек, никого не смущает. «Когда муж подвозил, а когда и сама, пешком, – рассказала переписчица Надежда Чертушкина. – Если бы село даже с одним человеком было, туда все равно надо было дойти, проверить, переписать». В Курской области немало таких глухих, всеми заброшенных деревень. Надежда Ивановна заполняла анкеты на жителей «пригородного» Курского района, который выглядит куда благополучнее других из-за близости к областному центру.

В администрации Полянинского сельсовета для штаба переписи выделили лучшее помещение – актовый зал. Правда, зальчик совсем камерный, когда-то в этом здании располагался детсад, а в этой комнате устраивали утренники. Но ребятишек в деревнях стало совсем мало, едва набирается на одну группу, и большую часть «детских» помещений отдали чиновникам. От старых времен – зеркала на стенах, развешанные так низко, что взрослый человек рассмотрит в них разве что свои ноги, и большой ковер, сейчас скатанный в рулон и отставленный в угол.

Заведующая участком Ирина Иванова сидит тут до ночи: переписчики приносят последние бумаги после девяти вечера, а их еще обработать надо, чтобы назавтра «отчитаться» перед центром, наметить план на следующий день. «Прихожу домой в 12-м часу ночи, – признается Ирина Алексеевна. – А иногда и после полуночи. Зато у нас уже 72% посчитано! Это ведь больше, чем в среднем по Курску?» Намного больше – на тот момент было опрошено не более половины жителей города.

Как справляются сельские переписчики со своей непростой задачей – загадка. На 13 населенных пунктов, относящихся к Полянинскому сельсовету, всего пять переписчиков. По домам ходят не студенты, как в больших городах, а люди постарше: пенсионеры, библиотекари, учителя. Последним приходится совмещать временную приработку с основной работой: с утра в школе, вечером на участок. Но если 5500 рублей, в которые оценивается 10-дневный труд переписчика, для москвичей кажутся смешной суммой, для курских студентов – неплохой прибавкой к стипендии, то для селян – это настоящие деньги, иной раз превосходящие месячную зарплату или пенсию. Потому желающих поработать на Росстат тут гораздо больше, чем вакансий.

Хотя не для всех деньги – главный стимул. «Я три года на пенсии. Можно сказать, людей не вижу. А тут хоть пообщаюсь, новости узнаю», – делится с нами Надежда Чертушкина. Женщина рассказала, что ее посещение каждого дома редко ограничивалось заполнением стандартной анкеты. «Старушки уговаривают посидеть, поговорить «за жизнь». Как можно завернуться и уйти? Ведь им и поделиться больше не с кем», – простодушно улыбается Надежда Ивановна.

Без воды, зато с Интернетом

Переписчица подхватывает портфель и отправляется на свой участок. «Мы дальние села в первую очередь переписали, пока погода позволяла», – поясняет она, повязывая синий шарф. Для городских переписчиков и шарф и фонарик – просто атрибутика. На селе – необходимые вещи. Первый от пронизывающего ветра хоть немного спасет, второй поможет найти дорогу и не переломать ноги, ведь уже после семи вечера тут совсем темно, фонари – непозволительная роскошь. Единственная приемлемая обувь – резиновые сапоги. В крайнем случае – калоши. «Ну ничего, мы поедем в Жеребцово, там главная улица вдоль трассы, асфальт есть, – успокаивает Надежда Ивановна. – Хорошо, что я Жердево уже переписала. Туда по сегодняшнему дождю точно бы не проехали».

Жердево – как раз из тех умирающих курских сел. 40 домов – и в два раза меньше жителей. Одни старики, через 10–15 лет населенный пункт можно будет стирать с карт. Чиновники уже махнули на него рукой: тянуть газ или класть асфальт для двух десятков пенсионеров никто не думает. Как-нибудь перебьются.

На его фоне село Жеребцово выглядит почти процветающим. Пара заколоченных домов – не в счет, зато населенных около сотни. Стучимся в один из них: свежая краска и нарядные белые ставни на окнах. Внутри гораздо скромнее: старенькие обои, плетеный половичок, застиранные тряпочки на табуретах, чтобы не садиться на холодное дерево. Хозяйка, сухонькая старушка, признается, что вначале испугалась, не хотела нам открывать. Но потом вспомнила, что «по телевизору передали, чтобы с переписчиками поговорили», и изменила свое решение. Зинаида Петровна живет одна, муж умер, взрослые дети давно переехали в Курск. Но старушку не забывают, об этом говорит и внешний аккуратный облик ее небольшого домика.

Пенсионерка ответила на все вопросы переписных листов: образование – два класса, но писать и считать умеет, водопровода нет – колонка и туалет на улице. «Телевизионная антенна? – переспрашивает бабушка. – А как же я без телевизора? Вот Путина давеча смотрела, про перепись вашу говорил».

Переписчица уточняет, есть ли у старушки мобильный телефон, и ставит галочку напротив графы «Интернет». Мы немного шокированы, вряд ли бабушка и слово-то такое знает «Интернет». Если только от Медведева в новостях слышала. «У меня в инструкции так написано: если есть мобильный, то есть и Интернет», – упорствует переписчица. То, что в бланке просто разъясняется, что наряду со спутниковым и проводным доступом в Сеть надо учитывать и мобильный, видимо, Надежда Ивановна не поняла. Мы вышли из дома, а переписчица не спешит расстаться со своей респонденткой, та ей про детей и внуков рассказывает... Даже сухую статистику селяне умеют превратить в красочную, иногда печальную, жизненную историю.

Переписали даже губернатора

В пресс-службе Курскстата уклонились от прямого ответа на вопрос, сколько курян успели поучаствовать в переписи. «Переписчики сейчас обходят последние адреса, потому называть какие-то цифры некорректно, – заявили нам в понедельник, последний день переписи. – Можно отметить, что наша область в «середнячках». Не впереди остальных регионов, но и не в отстающих».

Массовых отказов, как, например, произошло в Ивановской области, где целый поселок заявил о том, что не будет участвовать в переписи, пока не решится вопрос с газификацией, в Курской области не было.

В Курскстате неоднократно заявляли, что переписывать курян будут только по основному месту жительства, говоря казенным языком, это то помещение, где человек «проводит большую часть ночного отдыха». Тем забавнее выглядит визит переписчиков в обладминистрацию. На рабочем месте анкеты заполнили губернатор, его заместители и другие областные чиновники.

Из происшествий – двое покусанных собаками переписчиков. Один из пострадавших обратился за медицинской помощью, у второго пострадала только одежда. «Оба получат компенсации», – заверили нас в Курскстате.

* * *

Благодарим за помощь в подготовке материала администрацию Курского района и начальника подразделения отдела сводных статистических работ, региональных счетов и балансов Курскстата Лидию Купрееву

Ирина ТРЕТЬЯКОВА, фото Юрия САВЕЛЬЕВА


Вверх  —  Отзывы читателей (4)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Олег29 октября 2010, 08:16:05
город: Курск

Не все так радужно как описал Курсксстат.На северо-западе студентки переписчики сидели с пивом на лавочках во дворах и призывали граждан переписатся прямо на улице. И такой бардак наверное творился не только там.



Эва1 ноября 2010, 12:45:33
e-mail: eva.05@list.ru, город: Курск

а меня хотели переписать дважды: сначала у мужа (мы прописаны по разным адресам, каждый в своей квартире), а потом 29.10.2010 ко мне по адресу прописки явилась целая делегация — переписчица, председатель жил кооператива и еще человек 5 соседей. я их не пустила, сказала, что уже переписалась, а пресс-конференцию не назначала. тогда мне заявили, что перепишут со слов соседей (!?), а я пообещала выпустить Барсика, он 8 кг весит. вот такая перепись,блин.



Олег1 ноября 2010, 14:29:52
город: Курск

Хоть и говорили,что переписчики готовились,все это неправда.Может на словах да а на деле вот такие казусы и наверняка их было много.Насаждали всем эту перепись и о каких достоверных рензультатах можно говорить? Очередное очковтирательство перед центром.Галочки поставят что провели и успокоятся.



Владимир22 ноября 2010, 11:53:41
e-mail: peters_98@mail.ru, город: Курск

Похоже, действительно, перепись — это очередное освоение бюджетных денег. Заполнили бланки в паспортных столах и получили бабки. Мы живен на ул. Семеновской,2 (200 метров от Кр. площади). Во дворе живут 8 семей ( в том числе и гастарбайтеры из Армении). Переписчиков так и не дождались. А что ходить-то? Проще на вертолете в тундру слетать — бабло-то другое. Вобщем нас никто не переписывал. Очень бы хотелось посмотреть банки, заполненные на себя, домочадцев и соседей.. Как можно строить планы по результатам такой переписи???



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 18 793
Посетителей вчера: 31 768
Всего c 10.03.2003: 120 509 763
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных