Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 13 (1536) от 26.03.2024 Обновление: 29.03.2024, 16:03 Самый большой сертифицированный тираж (17 000 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (август 2010 года)


26 августа 2010, 11:25

Самые крупные пожары минувшего лета

Аномально жаркое лето, вопреки сообщениям центральных каналов о спокойной обстановке в Курской области, принесло нашему региону немало бед. Без крова осталось, по крайне мере, десять семей. Их дома выгорели дотла. Однако новое жилье, вразрез с обещаниями президента, у курских погорельцев появится не скоро...

Жара обернулась трагедиями и для наших природных комплексов. Так, в Горшеченском районе произошел самый крупный пожар: в общей сложности выгорело 50 гектаров леса. Пострадал и биосферный заповедник имени Алехина. Вечером 18 августа огонь из села Афанасьево Обоянского района перекинулся на охраняемый природный участок, пострадало три с лишним гектара заказника. К счастью, огонь удалось вовремя ликвидировать, и большого урона пожар не нанес. Как рассказал директор заповедника Андрей Власов, выгорела сухая водно-болотная растительность, животные не пострадали.

«Тушили двое суток, тлело неделю»

Село Липино Октябрьского района пострадало от пожаров дважды. Первая беда пришла сюда в пик аномально жаркой погоды, 27 июля. Страшный пожар уничтожил пять жилых домов и хозяйственные постройки еще в двух дворах. Однако в официальных сводках сообщается о том, что в огне сгорел всего один дом, а остальные постройки якобы были нежилыми. Внимания властей погорельцы не привлекли, никто из высокопоставленных лиц сюда не наведывался, людям ничего не обещали. 19 августа, когда жара спала, но самый высокий класс пожарной опасности – пятый – по области еще сохранялся, Липино загорелось второй раз. К счастью, пожар не стал столь масштабным: выгорел один сарай.

Пугает уже сама дорога в село – машину сопровождает выгоревшая дубовая роща. Поначалу кажется, что на отдельно взятый населенный пункт опустилась осень. Стоит присмотреться – и понимаешь, что листья не позолочены, а опалены, как выжжена и трава, устилающая землю оранжевым ковром. На сельском погосте трава, могилы и деревья также окрашены в коричнево-желтые тона. Пожар на селе стал настоящим стихийным бедствием. Тушили его двое суток, а после поля и леса тлели еще неделю. Картина, представшая перед нашими глазами в самом селе, походит на кадры из фильма о Великой Отечественной войне. Так тоскливо выглядели деревни, сожженные фашистами. Все, что осталось от домов – это печные трубы, упирающиеся в небо.

Тишину нарушают лишь глухие звуки работающей техники. Мы встретили Наталью Матвееву, изо дня в день терпеливо разбирающую завалы дома, где жил ее дедушка. «Когда начали гореть соседние здания, в доме был дед. Хорошо, что соседи его предупредили, ему 78 лет, передвигается с трудом, но все же успел, вышел, – с дрожью в голосе говорит Наталья. – Вскоре огонь перекинулся на наше крыльцо, сгорело все подчистую, даже документы не успели забрать».

Сама Наталья свидетелем этой страшной трагедии не была, в этот день, едва ли не впервые в жизни, забыла дома телефон. Когда вернулась с работы, на нем были десятки пропущенных вызовов. Взяла такси и поехала в деревню. Дома еще полыхали. Очевидцы рассказывали, что пожар начался в обед. Хоть село и маленькое, но с десятка два людей набралось. Все бы и рады кинуться тушить пожар, но в это время отказало электричество, а домашние колонки работают от него... Говорят, что в сельсовете не смогли допроситься песка, хотя рядом с селом два карьера. Так что своими силами с огнем было не справиться, а пожарных пришлось ждать едва ли не больше двух часов. Да и те работали до ночи, а чтобы огонь не полыхнул заново, приезжали в село и на следующий день.

Говорят, до сих пор в больнице находится престарелая семейная пара. Муж с парализованной женой приезжали в Липино на лето. Когда начался пожар, мужчина бросился спасать свою обездвиженную супругу, тащил ее по горящей траве... И у него, и у нее ожоги на теле.

Казалось бы, деду Леше повезло – 79-летний старик успел выбраться невредимым из дома, который сгорел дотла. Но... Одинокого старика отправили в дом престарелых. «Как же он плакал, как не хотел туда идти из родного села, где прожил всю жизнь, – со слезами на глазах рассказывает соседка Лидия Алексеевна. – Жаль его!»

Вот как работает указ президента об обеспечении жильем всех погорельцев. А ведь это пожар не техногенный, а природный. Местные полагают, что от стекла, которое в такое пекло работает как лупа, загорелась трава. Огонь в считанные секунды перекинулся через дорогу и уничтожил бы все село, если бы не подоспевшая помощь. Пострадавшие писали письмо на имя Дмитрия Медведева. Но ответ из курской администрации, куда оно было перенаправлено, оказался очень витиеватым, смысл его никто не понял. Со дня пожара прошел почти месяц, а на связь с погорельцами из села в 30 километрах от Курска так никто и не вышел.

«Я приехал сюда умирать...»

«Небо горело», – вспоминает тот день житель поселка Мокрецкие Выселки Виктор Постников. 28 июля в Горшеченском районе бушевал один из самых крупных лесных пожаров этого лета. Выгорели десятки гектаров хвойного леса. А когда огонь жадно набросился на деревню, пожарные смогли отстоять лишь несколько домов.

В день нашего приезда в Мокрецких Выселках были похороны. Печальная процессия прошла по единственной сельской улице. Когда-то тут был заурядный маленький поселок. Теперь из одиннадцати дворов осталось только шесть, да и в уцелевших большую часть построек уничтожило пламя. Ивана Постникова в Выселках считают жертвой того самого пожара. Хоть пенсионер и пережил собственный дом на пару недель, слабое сердце не выдержало. «Он все рвался спасать свой дом, бежал прямо в огонь, приходилось силой удерживать, – рассказывает брат и сосед покойного. – Сразу после пожара дочь забрала его в Старый Оскол. Несколько дней назад он вернулся. Сел на пепелище и говорит «Я приехал умирать сюда». Через три дня, дома у дочери, он и умер – сердце...»

Хотя в официальных данных вначале значилось, что от огня пострадало всего два жилых дома (потом «пересчитали», оказалось, что таких пять), потери подсчитывает каждая семья маленького поселка. У кого-то в пожаре сгорели сарай или гараж, кому-то пламя «лизнуло» крышу, пришлось ее перекрывать. А от тех домов, за которые огонь взялся основательно, остался только фундамент. Температура была настолько высока, что кирпичные стены рассыпались от жары.

Виктор Постников раз за разом прокручивает в голове события того рокового дня. Что сделали не так? Ведь как-то можно было остановить стихию, предотвратить беду? Первые клубы дыма над лесом местные жители заметили еще в 10 утра. Звонили пожарным и в администрацию сельсовета, но там успокоили, мол, горит не у нас, а в соседней Белгородской области, до поселка огонь не доберется. Но уже через несколько часов пламя хозяйничало среди деревенских построек. Широкий огненный фронт накрыл деревню сразу с нескольких сторон. Селяне пытались самостоятельно бороться со стихией: носили воду из колонки, заливали огонь, но результата никакого. Вся надежда на пожарных, несколько машин к тому времени уже подоспело к поселку. «Наш дом еще не горел, – вспоминает Виктор Георгиевич. – Занялся только сарай. Я к пожарным, чья машина стояла на краю села: «Мужики, помогите дом отстоять!» А они: «Распоряжения не было. Как прикажет начальник – так поедем». Сараи еще минут тридцать горели, а потом пламя и на дом перекинулось... «Распоряжения» мы так и не дождались...»

Местные жители не то что злы на пожарных, скорее шокированы. В их представления о том, как бравые огнеборцы должны противостоять стихии, никак не вписываются события того дня. Супруга Виктора Георгиевича рассказывает, как ей пришлось буквально умолять спасателей потушить единственную оставшуюся неразрушенной постройку на участке: «Пожарные сидели на траве. Я прибежала: «Погасите гараж, там еще три стены осталось». Несколько раз пришлось просить. В конце концов они поднялись, машину подогнали, начали тушить. Потом я услышала в свой адрес: «Ну что, бабка, довольна?»

Погорельцы живут в сарае

Дом Виктора и Светланы Постниковых когда-то был самым богатым в поселке. Обшитый дубовыми бревнами, он горел как свечка. «Дом, гараж, времянка, погреб, сарай, две машины, два мотоцикла, скутер...» – перечисляет Светлана Сергеевна все то, что потеряли буквально за несколько минут. Скутер недавно купил сын, кредит за него еще предстоит выплачивать. Всего год назад провели газ. Приобрели мощный котел и дорогую плиту, в общей сложности потратив сто тысяч рублей. Теперь все это – груда ненужного металлолома.

Крышу над головой погорельцам дали соседи. Теперь супруги и взрослый сын Постниковых живут в ветхом деревянном сарайчике. Первое время там даже электричества не было, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь щели в стенах и потолке, служили единственным источником освещения. Но недавно нагрянула комиссия во главе с крупным столичным чиновником, и электрики из райцентра протянули провода буквально на следующий день. «Даже счетчик поставили. Чтобы мы, не дай бог, не забыли об оплате», – грустно улыбается Светлана Петровна.

Светлана Постникова – директор местной школы. Та расположена в трех километрах от поселка, именно туда предлагала поселить погорельцев местная администрация. «Мы отказались, – рассказывает женщина. – У нас тут что-то от огорода осталось, надо было само пепелище разбирать. А ходить туда-сюда я бы не смогла». Малокомплектная школа официально прекратит свое существование 31 августа. В этот день Светлана Сергеевна уйдет на пенсию. Вместе с мужем, отработавшим шофером больше сорока лет, они давно мечтали «пожить для себя». То, что придется сооружать душ на улице из обгорелой бочки – не могли представить даже в страшном сне. Вся нехитрая обстановка сарайчика: три кровати, стол и старенькая газовая плита – это то, что собрали соседи. Даже посуда чужая. Из горящего дома успели спасти только документы, остальное превратилось в черепки. «Жена еще штаны мои прихватила, хоть на похороны сегодня будет что надеть», – откровенничает Виктор Георгиевич.

Мы уже собирались уезжать, когда к поселку подтянулась колонна дорогих иномарок. Нагрянула очередная комиссия из Курска. «Все погорельцы получат помощь, – пообещали чиновники. – Деньги будут выделяться как из областного, так и из федерального бюджетов. Те, чьи дома полностью сгорели, смогут рассчитывать на компенсацию в размере 22,7 тысячи рублей за квадратный метр. Другой вариант – мы построим дом такой же площади на том же месте. Плюс – 100 тысяч рублей на обустройство. Сейчас решается вопрос о компенсации в таком же размере за сгоревшие надворные постройки».

На сайте администрации Старого Оскола есть фотографии села Незнамовка, оно горело в тот же день, что и Мокрецкие Выселки. Но местные строители успели за неполных три недели не только яму выкопать и сам фундамент заложить, но практически закончили стены и внутренние перегородки...

Официальная хроника «огненной бури»

Спасателям в тот день пришлось тоже не просто. В середине операции руководство на себя взял первый заместитель начальника ГУ МЧС полковник Владимир Белозеров. Буквально за несколько дней до того Владимир Александрович вернулся из Московской области, где куряне участвовали в тушении торфяников. По его словам, горшеченский пожар оказался одним из наиболее сложных и опасных в его практике. И в этой ситуации, по словам спасателей, только оперативные, слаженные действия администрации района, пожарных и хозяйствующих субъектов, позволили обойтись минимально возможными жертвами.

Вот хроника операции по версии ГУ МЧС Курской области: «Первый сигнал поступил в 13.00. Инспектор лесхоза заметил дым в лесном массиве и сразу же сообщил об этом в ЕДДС района. Горел лес Старооскольского района, к месту возгорания была выслана пожарная машина и выехала оперативная группа. В 13.34 в ЕДДС поступило новое сообщение о том, что загорелся лес уже на нашей территории. В район возгорания были высланы еще две машины. Прибывшие на место пожарные пытались тушить огонь в лесу, как это делали находившиеся там шесть старооскольских пожарных расчетов. Но усилившийся ветер быстро поднял пламя, и пожар перешел в разряд верхового. Разносимые порывами ветра огненные шапки улетали на сотни метров, пламя распространялось с удивительной скоростью. Стало ясно, что бороться с огнем в лесу невозможно. Пожарные машины были выведены из леса и рассредоточены в районе поселка Мокрецкие Выceлки. К этому времени к селу подошла техника с пожарными емкостями из ООО «Восход» и ООО «Орбита-2». Мелавский спиртзавод». По тревоге был поднят еще один пожарный расчет и направлен к месту трагедии.

Широкой полосой огненный шторм накрыл деревню. Пять пожарных расчетов (нужно отметить, что сразу же было организовано взаимодействие со старооскольскими пожарными) при почти нулевой видимости оказались бессильны против стихии. Постройки вспыхнули практически одновременно, и в течение 15–20 минут охваченные огнем здания были уничтожены. Пожарные мужественно отстаивали еще целые строения.

А ветер продолжал уносить огонь дальше, в сторону села Вислое. За считанные минуты огненный смерч перешел через защитные полосы, луг, речку и оказался в селе. Два заброшенных дома вспыхнули мгновенно. Сотрудники ОВД района и местные жители организовали тушение пожара и до прибытия пожарной машины удерживали огонь, не позволяя ему распространяться дальше. К тому моменту на помощь нашим пожарным начало прибывать подкрепление из соседних районов и Курска. Было принято решение оставить в населенных пунктах, пострадавших от пожара, дежурные расчеты на случай возможного возобновления огня, а основные силы и средства направить на тушение пожара в лесу. По едва заметным просекам машины пробирались по лесу и тушили пламя. Это было рискованно, ведь в любой момент огонь мог перекинуться на машину. Битва с огнем продолжалась около суток, и ни одна машина не покинула места пожара.

Утром 29 июля были организованы люди для тушения в лесу оставшихся очагов возгорания. Только к вечеру четверга пожарные расчеты из Курска и соседних районов отбыли к месту постоянной дислокации, а горшеченские огнеборцы еще несколько суток продолжали нести дежурство в районе пожара».

Оксана Саницкая, Ирина Владимирова, фото Андрея КОРНИЛОВА


Вверх  —  Отзывы читателей (1)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


пипец1 октября 2010, 10:13:11

Счасть это счастливая пора , не когда не надо биться гоовой об стенку всё можно исправить, жить нужно с позитивом



Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 22 185
Посетителей вчера: 34 261
Всего c 10.03.2003: 119 860 968
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных