Курские новостиВидео КурскаАрхив газеты ДДДАфиша КурскаТелефонный справочникТарифы DDDMedia
№ 17 (1540) от 23.04.2024 Обновление: 25.04.2024, 10:04 Самый большой сертифицированный тираж (16 500 экз.) в Курской области

На главную страницу

Поиск
Раздел
Текст
Подать / продлить объявление
E-mail
Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Новости компаний (июль 2010 года)


16 июля 2010, 15:28

Подвиги торгового судна «Курск»

В годы Великой Отечественной войны на Черном море рядом с боевыми кораблями ходили с десантами и в конвоях торговые суда. Они прорывались в осажденные города с пополнением, оружием и боеприпасами. Одним из них был «Курск», которым командовал капитан дальнего плавания Владимир Труш.

За первые полтора месяца войны, в дни героической обороны Одессы, грузовое судно «Курск» трижды ходило в кавказские порты, доставляя туда раненых, женщин и детей, а назад – боеприпасы и технику для защитников Одессы. Путь этот в полторы тысячи километров проходил в условиях непрерывных налетов вражеской авиации, что требовало от моряков отваги и мастерства при отражении атак фашистских стервятников.

В августе 1941 года на Черном море появилась и активно действовала торпедоносная авиация немцев. Встреча с такими самолетами порой заканчивалась гибелью даже для боевых кораблей. Что уж говорить о торговых – неповоротливые и тихоходные суда зачастую были просто обречены. Поэтому их плавание в зоне действия торпедоносцев являлось, без преувеличения, героическим делом. Если же судно с помощью кораблей охранения отбивалось от самолетов, это воспринималось как величайшее искусство экипажа и большое военное счастье.

Начальник штаба военно-морской базы в дни обороны Одессы контр-адмирал Деревянко вспоминал разбор одного из походов «Курска» из Новороссийска в Одессу. Капитан Труш докладывал, как они отбивались от врага. Конвой, в котором следовал «Курск» с двумя тысячами солдат пополнения, на своем пути подвергался непрерывным атакам бомбардировщиков и торпедоносцев, но все атаки были успешно отражены. Перед выходом из Новороссийска Владимир Яковлевич получил информацию о тактических приемах противника: как правило, он атаковал в сумерках и на малых высотах, заходя с темной стороны горизонта. Это затрудняло обнаружение самолетов. Торпеды сбрасывались с расстояния около тысячи метров – увернуться практически невозможно.

Труш не скрывал, что встречу с торпедоносцами ожидал с большой тревогой, прекрасно понимая, что противопоставить неуязвимым самолетам он мог только одно: обнаружить их как можно раньше, чтобы иметь время на маневр. Ночью на море чем ближе к воде, тем лучше и дальше видно. Поэтому капитан приказал уложить на палубу наблюдателей с винтовками. Как только кто-то заметит самолет, он должен открыть огонь трассирующими пулями для указания цели. Позже этот прием «курян» позаимствовали и другие капитаны.

Когда зашло солнце и начали сгущаться сумерки, один из наблюдателей начал стрельбу. Корабли охранения открыли огонь по самолету. И хотя тот не был подбит, фашисты не смогли выполнить прицельный пуск торпед. А капитан «Курска» тем временем начал маневр уклонения. Торпеды прошли мимо. Такой же безрезультативной оказалась и атака второго самолета. Это была победа экипажа и капитана.

Еще шла разгрузка боеприпасов, а по трапам «Курска» уже несли носилки с ранеными, шли женщины, старики, дети. Конечно, это было грубейшим нарушением правил и огромным риском. Но другого выхода не было: надо торопиться, чтобы с темнотой выйти в море. Началась очередная бомбежка, а затем артобстрел порта. Разбор похода пришлось прервать, капитан бросился на «Курск», чтобы лично руководить действиями экипажа. Но моряки и под обстрелом продолжали работать четко и уверенно, каждый знал свои обязанности, действия были отработаны до автоматизма. Все это вселяло уверенность в сердца принятых на борт людей.

Владимир Труш попросил командование базы усилить эскорт «Курска», зная, что у гитлеровцев появились пикирующие бомбардировщики. Для охранения торгового судна назначили эсминец «Способный», имеющий сильную артиллерию. Отразив все атаки, конвой благополучно пришел в Новороссийск.

В связи с осложнением нашего положения в Крыму Ставка решила перебросить на помощь войскам Приморскую армию из Одессы. В числе других «Курск» должен был вывозить полки 25-й Чапаевской и кавалерийской дивизий. Задачи, поставленные экипажу, были полностью выполнены, бойцов и технику доставили в Крым.

Капитан Труш проработал на «Курске» всю войну бессменно – редчайший случай. Под его командованием корабль прошел сквозь огонь, разрывы бомб и снарядов, удары торпед, встречи с морскими минами. И не погиб. А ведь на Черном море мы потеряли больше половины торговых судов. За войну «Курск» совершил 48 боевых походов в «горячие точки» Причерноморья, участвовал в защите всех черноморских городов-героев: Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, а также Кавказа и Крыма, высаживал десант в Феодосию.

Справка «ДДД»: Грузовой пароход «Курск» был построен в 1911 году в Англии на средства жителей Курской губернии. В 1-ю мировую войну перевозил боеприпасы и снаряжение из Англии в Россию. С 1927 года стал плавать под советским флагом. В сентябре 1936-го «Курск» под командованием капитана В. Э. Цильке вышел к берегам сражающейся республиканской Испании. У причалов порта Аликанте безоружный пароход подвергся бомбежке. Однако экипаж вместе с испанскими докерами ни на минуту не прекратил разгрузку. Дальнейший путь на Барселону «Курску» преградил немецкий эсминец. Шансов на спасение почти не было, но советские моряки нашли выход. Вечером при полных огнях они отплыли в открытое море и взяли курс на север к Балеарским островам. Отойдя на несколько миль, капитан приказал постепенно гасить судовые огни, имитируя уход за горизонт. Когда был погашен последний огонь, судно быстро изменило курс и направилось на юг, а немецкий эсминец огнём встретил испанский крейсер, приняв его в темноте за советский пароход. Работники посольства СССР в Барселоне встретили пароход с изумлением, так как франкистское радио поспешило сообщить, что «Курск» потоплен. Путь к родным берегам был также небезопасен, но судно вернулось в Советский Союз невредимым. С 1937 по 1941 годы «Курск» совершал рейсы на рудно-угольной линии между Поти и Мариуполем. А с началом войны включился во фронтовые перевозки.

В 1946 экипаж «Курска» перевели на другие суда. Сам же пароход с вышедшими из строя машинами и многочисленными течами в корпусе был поставлен на бессрочную консервацию в Одесском порту. Однако временный экипаж настоял на разрешении своими силами отремонтировать судно. В течение летних навигаций 1947 по 1953 годы «Курск» вновь совершал грузовые рейсы. Августовским утром 1953-го пароход в последний раз отошел от родного причала. Весь порт прощался с ним хором гудков...

Олег ГОЛЕУСОВ, Иван ОРЛОВ, по материалам mke.su


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о новости

ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
Смайликиsmile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicideДля придания сообщению эмоционального окраса
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
Поставьте галочку, если принимаете правила обработки ПД на нашем сайте
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения






Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 14 301
Посетителей вчера: 34 404
Всего c 10.03.2003: 120 710 783
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024
• При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! • Политика конфиденциальности персональных данных